Землями запаса распоряжается

Особенности решения вопросов с статье на тему: "Землями запаса распоряжается". Если в процессе прочтения появились дополнительные вопросы, то вы всегда можете обратиться к дежурному юристу.

Статья 103 ЗК РФ. Земли запаса

Новая редакция Ст. 103 ЗК РФ

1. К землям запаса относятся земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленные гражданам или юридическим лицам, за исключением земель фонда перераспределения земель, формируемого в соответствии со статьей 80 настоящего Кодекса.

2. Использование земель запаса допускается после перевода их в другую категорию, за исключением случаев, если земли запаса включены в границы охотничьих угодий, случаев выполнения работ, связанных с пользованием недрами на таких землях, и иных предусмотренных федеральными законами случаев.

Комментарий к Статье 103 ЗК РФ

Согласно положениям комментируемой статьи к землям запаса относятся земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленные гражданам или юридическим лицам, за исключением земель фонда перераспределения земель, формируемого в соответствии со ст. 80 ЗК за счет земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, поступающих в этот фонд в случае приобретения Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием права собственности на земельный участок по основаниям, установленным федеральными законами, за исключением случаев приобретения права собственности на земельный участок, изъятый для государственных или муниципальных нужд. Целями создания данных фондов является перераспределение земель для сельскохозяйственного производства, создания и расширения крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, ведения садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота в составе земель сельскохозяйственного назначения.

Использование земель запаса возможно только в случае, если они включены в границы охотничьих угодий, либо после перевода их в другую категорию в соответствии с требованиями Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» . Судебная практика изобилует делами по незаконному использовании земель запаса . В 2013 году в ВАС РФ была подана надзорная жалоба по вопросу использования земель запаса. Суд первой инстанции исходил из того, что спорный участок отнесен к землям запаса, поэтому в силу ст. 103 ЗК его использование допускается только после перевода в другую категорию. Отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что спорный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения (в составе фонда перераспределения земель). Суд кассационной инстанции, изменяя постановление апелляционного суда, исходил из того, что согласно кадастровому паспорту спорный земельный участок относится к категории земель запаса, доказательства изменения категории земельного участка в материалах дела отсутствуют. На этом примере видно, как неоднозначно применение судами норм о землях запаса.
———————————
СЗ РФ. 2004. N 52. Ст. 5276.

Постановление ФАС ВСО от 06.04.2011 по делу N А58-3160/09; Постановление ФАС ВСО от 04.04.2011 по делу N А58-3163/09; Постановление ФАС ДО от 01.09.2011 N Ф03-4023/2011 по делу N А51-18565/2010.

По данным Государственного доклада Минприроды России «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2010 году» земли запаса составляют 5,9% (101,3 млн. га) от общего объема земельного фонда РФ.

Другой комментарий к Ст. 103 Земельного кодекса Российской Федерации

Правовой режим земель запаса отличается от правового режима земель иных категорий. Если сравнить, например, земли запаса с землями сельскохозяйственного назначения, населенных пунктов, промышленности и т.д., то основным признаком, по которому можно их различить, является то, что земли запаса никому не предоставлены для использования. Земли запаса — это земли, целевое назначение которых еще не определено. Именно такими землями являются земли запаса, которые земельное законодательство выделяет в качестве отдельной категории земель.

Земли запаса находятся в государственной или муниципальной собственности. К землям запаса не относятся земли, включенные в фонд перераспределения земель, правовой режим которого урегулирован в ст. 80 ЗК РФ. Земли фонда перераспределения относятся к землям сельскохозяйственного назначения.

Использование земель данной категории возможно только после их перевода в соответствующую категорию земель.

Поскольку целевое назначение этих земель не определено, то ГрК РФ (ч. 6 ст. 36) предусматривает, что градостроительные регламенты не устанавливаются для земель запаса.

В законодательстве установлены некоторые особенности предоставления земель запаса. Так, Положение о порядке формирования целевого земельного фонда для расселения беженцев и вынужденных переселенцев и режиме его использования устанавливает порядок формирования целевого земельного фонда для расселения беженцев и вынужденных переселенцев и режим его использования. Формирование фонда проводится органами исполнительной власти субъектов РФ за счет фонда перераспределения земель, земель запаса и других земель. Земли фонда резервируются в целях их дальнейшего предоставления беженцам и вынужденным переселенцам для жилищного строительства, организации личного подсобного хозяйства, крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов. Земельные участки для жилищного строительства резервируются, как правило, вблизи городов, поселков и сельских поселений.

Выявление необходимых земельных участков для дальнейшего предоставления их беженцам и вынужденным переселенцам производится с учетом наличия земель запаса, пригодных для расселения и обустройства беженцев и вынужденных переселенцев.

Действует Положение о порядке формирования целевого земельного фонда для предоставления земель казачьим обществам, включенным в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, и режиме его использования. Положение определяет порядок формирования и режим использования целевого земельного фонда, который может создаваться за счет земель запаса и других земель. Земельные участки из состава этого фонда предоставляются казачьим обществам для расширения их состава, размещения поселений в приграничных районах РФ и сельскохозяйственного использования, включая производство и поставку членами казачьих обществ сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для федеральных и региональных нужд. Целевой земельный фонд создается органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.

В состав земель запаса могут быть включены при определенных условиях земельные участки иных категорий земель. Федеральный закон «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» предусматривает, что перевод сельскохозяйственных угодий из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, в частности, связанных с включением непригодных для осуществления сельскохозяйственного производства земель в состав земель запаса (ст. 7).

Читайте так же:  Можно ли подарить долю в ипотечной квартире

Такой перевод допускается, например, в случаях консервации земель (см. комментарий к ст. 14 ЗК РФ).

В соответствии с Положением о порядке проведения инвентаризации земель земли всех категорий, не используемые в сельскохозяйственном производстве, могут быть переданы в состав земель запаса.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» перевод земельного участка из состава земель запаса в другую категорию земель в зависимости от целей его дальнейшего использования осуществляется только после формирования в установленном порядке земельного участка, в отношении которого принимается акт о переводе земельного участка из состава земель запаса в другую категорию земель.

Глава 16. Земли запаса

Самостоятельной категорией земель являются земли запаса, которых в России насчитывается более 100 млн. га. К землям запаса относятся земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленные гражданам или юридическим лицам, за исключением земель фонда перераспределения земель для сельскохозяйственного производства в составе земель сельскохозяйственного назначения (см. ст. 80 ЗК). Использование земель запаса допускается после перевода их в другую категорию.

По площади эти земли занимают третье место после земель сельскохозяйственного назначения и земель лесного фонда: 6,5 процентов всей земли страны, расположенной в основном в малонаселенных местностях Сибири, на Крайнем Севере, Дальнем Востоке. Как правило, это свободные, неосвоенные либо по каким-то причинам выбывшие из оборота земли, не включенные постоянно или временно в хозяйственную и иную эксплуатацию, служащие ближайшим либо отдаленным резервом для предоставления физическим и юридическим лицам в аренду, владение, пользование или собственность.

Земли запаса, в отличие от земель сельскохозяйственного назначения, населенных пунктов, промышленности и иных земель специального назначения, земель особо охраняемых территорий и объектов, лесного и водного фондов, — это земли, основное целевое назначение которых еще не определено.

К ним могут быть отнесены земли (земельные доли), выкупленные у их собственников органами государственной власти или местного самоуправления, а также земли, право обладания которыми прекращено по решению судов или компетентных государственных и муниципальных органов, при добровольном отказе от земельного участка, по истечении срока предоставления участка, изъятии участка за нарушения земельного законодательства и в случае отказа сельскохозяйственной коммерческой организации от использования невостребованной доли.

Земли запаса — не бросовые, не бесхозяйные, они подлежат государственному кадастровому учету, могут иметь федеральное, региональное и местное значение. Такие земли есть везде и находятся в постоянной динамике, переходя в другие категории земель и непрерывно в целом уменьшаясь, будучи вовлекаемыми в хозяйственный оборот и приобретая целевое использование, — но в отдельных местах увеличиваясь ввиду изменяющихся обстоятельств землепользования.

Выделенные в отдельную категорию земель, получившие отражение в кадастровой документации земли запаса, не отнесенные ни к одной из других категорий, не могут использоваться долговременно и целенаправленно, однако должны подлежать учету, охране и, будучи зарезервированными, — планированию и проектированию.

Не исключается их обработка под огороды, сенокошение, на этих землях возможно сооружение временных помещений. Земли запаса могут использоваться для геодезических, геологосъемочных, поисковых, кадастровых, землеустроительных и некоторых других исследований и изысканий (см.: Иконицкая И.А. Земельное право Российской Федерации. М., 2002; Сиваков Д.О. Правовой режим земель водного фонда. М., 2004; Чубуков Г.В. Земельное право России. М., 2003; Комментарий к Федеральному закону «О мелиорации земель»/С.А. Боголюбов, Ю.Г. Жариков, Е.Л. Минина; под ред. С.А. Боголюбова. М., 1999).

Согласно ст. 103 ЗК предполагается целенаправленное и долговременное использование бывших земель запаса лишь после перевода их в другую категорию земель в соответствии с установленным в ЗК порядком и Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую». Законодательством РФ предусматривается как включение в земли запаса различных видов и категорий земель, так и теоретически их временное «внецелевое» использование.

В соответствии с Положением о порядке консервации деградированных сельскохозяйственных угодий и земель, загрязненных токсичными промышленными отходами и радиоактивными веществами, утвержденного постановлением Правительства РФ от 5 августа 1992 г. N 555 (САПП РФ. 1992 г. N 8. Ст. 505; СЗ РФ. 1995 N 5. Ст. 190) земли, выведенные из хозяйственного оборота в результате консервации, могут переводиться в земельный запас.

На основании Положения о порядке проведения инвентаризации земель, утвержденного постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 12.07.1993 N 659 (САПП РФ 1995 N 17, ст. 1452) после проведения инвентаризации устанавливаются возможность и условия передачи неиспользуемых земель в состав земель запаса.

За счет земель запаса может создаваться целевой земельный фонд для предоставления земель казачьим обществам, включенным в Государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации.

В соответствии с Указом Президента РФ от 16 апреля 1996 г. N 564 «Об экономических и иных льготах, предоставляемых казачьим обществам и их членам, взявшим на себя обязательства по несению государственной и иной службы» (в ред. от 25.02.2003) и Положением о порядке формирования целевого земельного фонда для предоставления земель казачьим обществам, включенным в Государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, и режиме его использования (утв.постановлением Правительства РФ от 08.06.1996 N 667) этот фонд создается органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления по представлению органов земельного кадастра и на основе предложений казачьих обществ.

За счет земель запаса создается земельный фонд для расселения беженцев, мигрантов, вынужденных переселенцев, лиц, подпадающих под программу переселения на родину, и т.п.

Согласно Положению о порядке формирования целевого земельного фонда для расселения беженцев и вынужденных переселенцев и режиме его использования (утв. постановлением Правительства РФ от 14.03.1995 N 249) этот фонд создается органами исполнительной власти субъектов РФ для жилищного строительства (как правило, вблизи городов, поселков и сельских поселений), организации личного подсобного хозяйства, крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов (см.: Государственное регулирование земельных отношений /В.Н. Хлыстун и др. 2000; Гражданское право: курс лекций/под ред. О.Н. Садикова. М., 2008; Земельное право России: практикум/под ред. А.К. Голиченкова. М., 2001; Земельный участок: Вопросы и ответы/под ред. С.А. Боголюбова. М., 2008).

Читайте так же:  Какие документы необходимо менять при смене прописки

Из этого же целевого земельного фонда могут выделяться участки согласно Указу Президента РФ от 2 февраля 1996 г. N 135 «О бесплатном предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного строительства гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».

Органы публичной власти на практике пользуются правом перевода земельных участков в земли запаса. Постановлением главы самоуправления г. Петрозаводска ООО «Петропассаж» сроком на полгода предоставлен в аренду земельный участок для проектирования торгового центра с правом организации торговли на период проектирования. На основании данного постановления администрация г. Петрозаводска и ООО «Петропассаж» заключили договор на аренду земельного участка, в соответствии с которым администрация (арендодатель) сдает, а общество (арендатор) принимает его в аренду. Стороны предусмотрели, что договор аренды заключается сроком на полгода, в нем закреплена обязанность арендатора передать земельный участок арендодателю после окончания срока действия договора или прекращения его действия по собственной инициативе.

Постановлением глава самоуправления г. Петрозаводска продлил срок действия аренды вышеуказанного земельного участка еще на полгода. На основании данного постановления администрация и ООО «Петропассаж» подписали дополнительное соглашение, в котором срок его действия продлен.

Через год главой самоуправления г. Петрозаводска принято постановление об изъятии вышеуказанного участка у ООО «Петропассаж» и переводе высвобождаемого земельного участка в земли запаса как не предоставленного физическим и юридическим лицам. В качестве обоснования принятого постановления глава самоуправления сослался на прекращение договора аренды земельного участка.

Согласно п. 2 ст. 610 ГК в случае если договор считается заключенным на неопределенный срок, каждая из сторон вправе в любое время отказаться от него, предупредив об этом другую сторону за один месяц до предполагаемого отказа; а при аренде недвижимого имущества — за три месяца. администрация реализовала свое право и отказалась от договора аренды земельного участка, предупредив ООО «Петропассаж» своевременной претензией о прекращении договора.

Не предоставленный физическим и юридическим лицам, находящийся в муниципальной собственности земельный участок оказался в категории земель запаса.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Землями запаса распоряжается

61. Земли закрытого административно-территориального образования включают в себя:
земли населенных пунктов (городов, поселков и сельских населенных пунктов)
земли обороны
земли промышленности
иные земли, предусмотренные законодательством Российской Федерации

62. Земли запаса предоставляются на правах:
аренды
временного пользования
собственности

63. Земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов могут быть:
федерального, регионального и местного значения

64. Землями автомобильного транспорта признаются земли под:
размещение автовокзалов и автостанций
размещение автомобильных дорог, их реконструктивных элементов и дорожных сооружений
установление полос отвода автомобильных дорог

65. Землями водного фонда считаются:
водные объекты
земли водоохранных зон водных объектов
земли для установления полос отвода и зон охраны заборов, гидротехнических сооружений

66. Землями запаса распоряжается:
местная администрация

67. Землями лесного фонда считаются:
земли, покрытые лесной растительностью и непокрытые ею
земли, предназначенные для восстановления лесной растительности
нелесные земли

68. Землями поселений признаются земли:
используемые и предназначаемые для застройки и развития городских и сельских поселений и отделенные чертой от других категорий

69. Землями сельскохозяйственного назначения признаются:
земли за чертой поселений, предоставленные для нужд сельского хозяйства или предназначенные для этих целей

70. Зоны сельскохозяйственного использования выделяются под:
виноградники, огороды, сенокосы, пастбища
пашни
сады
сельскохозяйственные здания, сооружения, строения

71. Из перечисленных пунктов, консервация допускается к землям:
в районах крайнего севера, занятых оленьими пастбищами
загрязненных радиоактивными веществами, нефтью, нефтепродуктами и другими техническими веществами
имеющих посадки поверхности вследствие использования недр или естественных геологических процессов
к землям, использование которых приводит к негативному воздействию на здоровье человека
подвергшимся водной и ветровой эрозии, селям, вторичному засолению, осушению, уплотнению
подвергшимся негативным (вредным) воздействиям, в результате которых происходят загрязнения земель

72. Из перечисленных пунктов, оценочной зоной признаются:
ввиду функционального использования и близких по значению кадастровой стоимости земельных участков
часть земель, однородных по целевому назначению

73. Из перечисленных пунктов, получение информации при осуществлении мониторинга земель проводится с использованием:
дистанционного зонирования
наемных съемок, наблюдений и обследований
сети постоянно действующих полигонов эталонных стационарных и иных участков, межевых злаков и т.п.
соответствующих фондов данных

74. Из перечисленных пунктов, предложение о консервации земель должны включать:
заключение об оценке состояния земель и их дальнейшем использовании
карты с нанесенными границами земельных участков и частей земельных участков, подлежащих консервации
предложения об участии правообладателей земельных участков в осуществлении мероприятий по предотвращению деградации земель, восстановлению плодородия почв и загрязненных территорий
расчеты убытков и потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства, понесенных в результате деградации земель

75. Из перечисленных пунктов, съемки наблюдения и обследования, осуществляемые в ходе проведения мониторинга земель в зависимости от срока и периодичности проведения, делятся на:
базовые
оперативные
периодические

Особенности государственного управления землями запаса

Видео (кликните для воспроизведения).

Земли запаса находятся в ведении соответствующих исполнительных комитетов, которые предоставляют и изымают земли запаса в установленном порядке, а также выполняют иные функции по управлению этими землями: учет земель запаса, который осуществляется в процессе ведения государственного земельного кадастра; распределение земель запаса заключается в их предоставлении для различных целей с учетом пригодности. Предоставляться земли запаса могут любым субъектам для любых целей в частную собственность, пожизненное наследуемое владение, постоянное пользование. Законодательство не закрепляет каких-либо ограничений по предоставлению земель запаса. В случае предоставления земель запаса их необходимо перевести в соответствующую категорию земель. Обязанности землепользователей на землях запаса, предусмотренные ст. 70 Кодекса о земле, осуществляют Минский городской, городские (городов областного подчинения), районные, сельские, поселковые исполнительные комитеты или уполномоченные ими юридические лица. Земли запаса являются объектом мониторинга земель; землеустройства; государственного земельного кадастра.

Читайте так же:  Обжалование кадастровой стоимости земельного участка судебная практика

Правовой режим земель запаса.

Являясь самостоятельной категорией земель, земли запаса принципиально отличаются от всех иных категорий тем, что это земли, целевое назначение которых не определено. Но они обладают определенными природными и хозяйственными свойствами, в соответствии с которыми впоследствии и будет устанавливаться их целевое назначение. Земли запаса служат резервом для выделения земельных участков физическим и юридическим лицам и могут использоваться после перевода их в иные категории земель. Земли запаса являются государственной собственностью.

Земли запаса необходимо отличать от земель общего пользования, которые принадлежат всегда конкретной категории, и фонда перераспределения земель (ст. 9 Кодекса о земле), земельные участки которого принадлежат к определенной категории земель и используются.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9423 —

| 7317 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

[1]

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Земли сельскохозяйственного назначения в границах населённых пунктов

Земли, расположенные вне границ населенных пунктов и предназначенные аграрных нужд, определяются Земельным кодексом РФ, как земли сельскохозяйственного назначения. К ним относятся не только аграрные угодья, но и земли дорог, коммуникаций, зданий и сооружений аграрного назначения, водных объектов и лесных насаждений.

Земли населенных пунктов — это территории, предназначенные и используемые для застройки, роста и развития городов и сел. Эти территории состоят из следующих зон: жилых, общественно-деловых, производственных, инфраструктурных (инженерных и транспортных), рекреационных, сельскохозяйственного использования и иных, регламентированных в ст. 85 ЗК РФ.

Градостроительный и Земельный кодекс определяют, что в совокупность зон сельскохозяйственного использования могут включаться:

  • пашни;
  • сенокосы;
  • пастбища;
  • участки с многолетними насаждениями;
  • здания и сооружения сельхозназначения (которые используются для ведения сельского, дачного, личного подсобного хозяйства, садоводства).

Отличительной особенностью данных сельскохозяйственных участков является то, что в аграрных целях они используются до момента смены вида их пользования согласно генеральным планам населенных пунктов и правилами землепользования и застройки, одобренными органами местных администраций, исходя из потребностей поселения. Возможность изменения вида использования обусловлена нормативно закрепленным приоритетом застройки для развития и роста населенного пункта.

Так как зоны сельскохозяйственного использования располагаются в границах поселений, местная администрация (в рамках своей компетенции) имееет право руководить и распоряжаться данными участками земли, находящимися в собственности у муниципальных образований. Право распоряжения и управления распространяется и на землевладения, собственность на которые не дифференцирована.

Для земель сельхозназначения, находящихся в пределах населенных пунктов, характерен смешанный режим правового регулирования, так как, несмотря на то, что они входят в структуру земель поселений, данные участки не лишены экономического свойства — использования для потребностей сельского хозяйства.

Земли сельхозназначения обладают специфическим правовым режимом, так как основное предназначение таких территорий — производство продуктов питания, кормов и сырья. Государство заинтересовано в повышении плодородия почв на таких участках и сохранении этих земель в сельскохозяйственном обороте. При сельскохозяйственном производстве характерно не только использование угодий, но и прилегающих к ним дорог, коммуникаций и иных объектов.

Смена категории или вида разрешенного использования

Одним из основополагающих атрибутов земельного участка является вид разрешенного использования (ВРИ), который определяет способы использования участка и объекты, которые могут быть на нем возведены. Данные участки могут использоваться для сельхозпроизводства, ведения крестьянско-фермерского, личного подсобного хозяйства, дачного строительства, садоводства, животноводства, сенокошения и т.д. Сообразно своему назначению и ВРИ на таком участке разрешается строительство на основании градостроительных регламентов и иных нормативов.

Для использования земель в иных, отличных от аграрных, целей необходимо переведение из одной категории в другую. Применительно к землям сельскохозяйственного назначения — в категорию земель населённых пунктов. Данная процедура регламентируется специальным законом №172 от 21 декабря 2004 г.

Нормативный акт определяет, что эта процедура производится в особых случаях. П. 3 ч. 1 ст. 7 Закона гласит, что перевод участков земли из структуры земель сельхозназначения возможен по причине установления или изменения границ населенного пункта посредством утверждения (изменения) генеральных планов или схем территориального планирования.

Если кадастровая стоимость участков сельскохозяйственных земель более чем на 50% превосходит среднюю кадастровую цену по данной территории, а также, если землевладения принадлежат к особо ценным угодьям, то перевод в другую категорию не разрешается (кроме случаев изменения границ населенных пунктов [п. 3], строительства дорог [п. 6], обеспечения обороны [п. 7] и добычи полезных ископаемых [п. 8]).

Изменение ВРИ земельного участка во многих случаях носит более практичный и удобный характер. В отличии от перевода в другую категорию эта процедура менее сложна, так как решение об изменении принимается главой местной администрации. На практике вследствие отсутствия генеральных планов, ПЗЗ (правил землепользования и застройки) или противодействия чиновников могут возникнуть препятствия, которые, выражаются в запрете выдачи разрешений на строительство, непредоставлении участков земли для застройки из земель государственной и муниципальной собственности или запрете на изменение ВРИ.

Земли запаса

Землями запаса считают земельные территории, не задействованные в активном хозяйствовании. Это своеобразный резерв на будущее, локализующийся в разных точках страны. Значительные площади «запасных» земель разнообразного почвенного состава размещаются в мало освоенных местностях (Крайний Север, Дальневосточная часть России, Сибирь).
Читайте так же:  Какая статья за порчу чужого имущества

Землями запаса обычно расширяют прочие категории земель – для удовлетворения растущих запросов промышленных и сельхозпредприятий. Находятся они на контроле местных органов самоуправления и при изменении статуса распоряжение ими (временное или постоянное) переходит к заинтересованным организациям или предприятиям.

Правовой режим земель запаса

Законодательство причисляет к землям запаса находящиеся в государственной либо муниципальной собственности земли, не предоставленные в пользование гражданам или юридическим лицам (исключение фонд перераспределения земель). Земли без владельцев закон автоматически относит к разряду муниципальных или государственных, специального решения по ним не выносится. Земли запаса:

  • не эксплуатируются юридическими и физическими лицами;
  • не учтены в регламенте градостроительства (из-за неопределенного целевого назначения);
  • могут переводиться в иную категорию земель;
  • подразумевают распределение ответственности между органами власти разного уровня;
  • могут перейти в аренду, собственность физических или юридических лиц (после изменения целевого статуса);
  • могут участвовать в программах по улучшению и очищению земель;
  • могут применяться для охоты, разработки недр, других целей.

К землям запаса причисляют также участки земельных фондов:

На не оформленных землях запаса разрешено проводить поисковые, изыскательские, геодезические, кадастровые работы.

Перевод земель запаса

Необходимость в смене статуса земель запаса появляется по разным причинам. Самая «популярная» – дефицит мест для строительства в населенных пунктах. Территории, пригодные для застройки, «сдвигаются» на окраины, где обычно и расположены земли запаса.

Смена категории возможна лишь после установленного законом формирования участка земли. Это довольно сложный и длительный процесс. Властные органы того или иного уровня утверждают правовой акт о причислении участка к землям конкретной категории – с учетом цели предполагаемой эксплуатации.

Участки в пределах населенных пунктов относят к землям этих населенных пунктов, вне их пределов – к иной категории земель (базируясь на факте их эксплуатации, подтвержденном документально). Новые данные о статусе участка земли в месячный срок бесплатно вносят в документы кадастра (на основании заявления обладателя прав). Претерпевают изменения и записи Росреестра.

Формирование участка земли подразумевает:

  • разработку проекта его границ;
  • визуализацию границ на месте;
  • определение его разрешенного применения.

Пределы участка земли устанавливают относительно его естественных рубежей и рубежей смежных участков. Земельные участки могут формироваться несколькими способами:

  1. Раздел. Формируется несколько участков. Изначальный земельный участок документально ликвидируется (за исключением ряда случаев, оговоренных в законодательстве). Претендент обретает право собственности на все образованные в результате раздела участки;
  2. Выдел. В случае выдела доли (долей) из земельного участка, состоящего в долевой собственности. При выделе образуется один или несколько участков, изначальный сохраняется в измененных границах. Заявитель (участник долевой собственности) обретает право собственности на сформированный участок земли, утрачивая право долевой собственности на первоначальный участок;
  3. Объединение. Из нескольких смежных участков земли образуется один. Существование смежных участков прекращается. Заявитель обретает право собственности на формируемый земельный участок;
  4. Перераспределение. Из нескольких смежных участков земли формируется несколько иных смежных участков. Изначальные участки прекращают свое существование. При перераспределении находящихся в частной собственности участков земли их владельцы обретают право собственности на сформированные земельные участки (согласно соглашению между собственниками).

Разумеется, каждый из способов формирования земельных участков имеет свои тонкости. Подробно существующие варианты и ограничения процедур прописаны в главе 1.1 Земельного кодекса РФ.

Общая площадь резервных земель по разным обоснованиям регулярно уменьшается, в редких случаях – возрастает.

Требования к формируемым и измененным участкам

При формировании земельного участка существуют определенные требования, установленные законодательством:

  1. Предельные размеры участков определяются градостроительными регламентами. Если на участки действие регламентов не распространяется или в их отношении регламенты не устанавливаются, предельные размеры определяют в соответствии с Земельным кодексом, другими законами федерального значения;
  2. Границы участков не должны пересекаться с границами муниципальных образований и (или) населенных пунктов;
  3. Запрещается формирование земельного участка, если оно препятствует возможности разрешенного использования находящихся на участке объектов недвижимости;
  4. Запрещаются раздел, выдел или перераспределение участков, если их разрешенному использованию препятствуют сохраняемые обременения;
  5. Образование участков не должно вызывать недостатков, препятствующих их рациональному применению и охране земель (вклинивание и изломанность границ, чересполосица, препятствия для возведения объектов недвижимости).
  6. Образованный участок не должен пересекать границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков (кроме случаев, когда участок образован для геологического изучения недр, разработки месторождений, водохранилищ, гидротехнических сооружений).

Порядок изменения категории земель запаса неполон. А правовое регулирование обоснований процедуры содержит множество отсылочных норм.

Возможное назначение земель запаса

Законодательство предусматривает причисление земель запаса в одну из категорий земель:

  1. Сельхозназначения – возможна не только сельскохозяйственная деятельность. Здесь могут размещаться дороги и коммуникации хозяйственного назначения, лесные посадки, объекты водной инфраструктуры, постройки для складирования и обработки сельхозпродукции;
  2. Населенных пунктов – для жилой застройки;
  3. Промышленности – для хозяйствования промышленных предприятий, в том числе для возведения производственных мощностей (за пределами населенных пунктов);
  4. Охраняемые – обладающие природной ценностью (заказники, заповедники);
  5. Водного и лесного фондов.

При различиях между сведениями в документах владельца и кадастра предпочтение имеют бумаги правообладателя (если оформление участка земли произошло после 5 января 2005 года).

Процесс изменения категории земель

Чтобы арендовать земли запаса, нужно перевести участок в иную категорию, представив в местную администрацию соответствующее ходатайство, содержащее:

  • номер участка по кадастру;
  • категории земель (реальную и планируемую);
  • причины изменения категории;
  • права на земельный участок (при наличии).

Кроме ходатайства, будущий арендатор представляет:

  • копию удостоверения личности (для физических лиц), документ из единого Госреестра индивидуальных предпринимателей (для индивидуальных предпринимателей) или документ из единого Госреестра юридических лиц (для юридических лиц);
  • документ из кадастра о причислении участка к категории земель запаса;
  • документ из Росреестра о фактическом отсутствии у участка хозяина;
  • решение экологической госэкспертизы (если ее проведение предусмотрено законом);
  • согласие обладателя прав на земельный участок на его перевод из состава земель одной категории в другую (за исключением случая, когда правами на участок обладает лицо, с которым заключено соглашение об установлении сервитута в отношении этого земельного участка).
Читайте так же:  Как получить компенсацию за лечение в налоговой

Заявитель может получить отказ в рассмотрении его притязаний, если:

  • его признают ненадлежащим лицом для подобного обращения;
  • пакет документов не соответствует нормативам.

При отказе заявителю в течение 30 рабочих дней возвращают ходатайство. Органы власти представляют соответствующий акт, который можно обжаловать в суде. При положительном решении тоже готовится акт, только уже о присвоении категории. В этом акте будут означены:

  • поводы для перемены категории земель;
  • пределы участка, его номер по кадастру и площадь;
  • категории земель (прежняя и настоящая).

Перемена категории земель запаса – процесс непростой. Но если набраться терпения, досконально изучить вопрос или призвать на помощь квалифицированных юристов, невостребованная земля может принести весомую пользу. Причем не только ее новому владельцу или арендатору, но и государству.

На данный момент нет содержимого, классифицированного этим термином.

Земли запаса

К землям запаса относятся земли, которые находятся в собственности государства или муниципалитета и не предоставляются в пользование гражданам и юридическим лицам, кроме отдельных участков, находящихся в фонде по перераспределению земель.

Состав земель запаса

Понятие земель запаса четко определено в действующем Земельном кодексе РФ. Согласно данному нормативно-правовому акту к подобной категории относятся земли, которые находятся в собственности государства или отдельных муниципальных органов.

Земли запаса ни в коем случае не должны быть предоставлены в пользование гражданам и юридическим лицам, кроме отдельных участков, находящихся в фонде по перераспределению земель. Подобный фонд, в который входят земли запаса, формируется в соответствии с нормами земельного законодательства. Фонд формируется из участков, которые относятся к категории сельскохозяйственного назначения.

Соответственно, состав земель запаса представлен следующими участками:

  • земли, не находящиеся в пользовании граждан и юридических лиц;
  • земли, состоящие в специальном фонде.

В свою очередь, в земли запаса, которые составляют фонд, входят земельные участки, приобретенные государством, отдельными субъектами государства и муниципальными органами на основаниях, установленных законодательством.

Исключение составляют только участки, которые перешли в собственность Российской Федерации путем проведения процедуры изъятия.

Земли запаса могут быть использованы для удовлетворения следующих целей государства:

  • чтобы обеспечить сельскохозяйственное производство;
  • чтобы создавать и впоследствии расширять фермерские и крестьянские хозяйства;
  • чтобы вести на участках подсобное хозяйство;
  • чтобы вести садоводство;
  • чтобы вести животноводство;
  • для сенокоса;
  • чтобы выпасти скот.

Правовой режим запаса. Правила осуществления перевода земель запаса в иную категорию земель, а также последующее использование таких земель

Использование, выделение и оценка земель запаса осуществляется на основании нормативно-правовых актов федерального уровня, в частности, соответствующего закона и Земельного кодекса России.

[3]

На законодательном уровне отдельно определены особенности правового регулирования перевода земель запаса из целевой категории в другую.

Перевод земельный участков в другую категорию допускается только в отдельных исключительных случаях, которые устанавливаются на уровне федерального или регионального законодательства. В соответствии с федеральным законодательством к данным исключительным случаям относятся следующие:

  • необходимость проведения консервации земель;
  • необходимость в создании особых охраняемых территорий. В соответствии с данным отнесением требуется перевод земель в природоохранное, историко-культурное или рекреационное назначение;
  • необходимость установления или изменения установленных границ существующих населенных пунктов;
  • при необходимости разместить на данных землях объекты промышленности, если их кадастровая стоимость не превышает установленный средний уровень;
  • при необходимости перевести земли сельскохозяйственного назначения с непригодной почвой в земли иной категории, к примеру, в земли лесного фонда;
  • при необходимости осуществить строительство дорог, линий коммуникаций, которые требуются для нормальной жизнедеятельности проживающих в данном районе граждан и землепользователей.
  • чтобы обеспечить государственные нужды, направленные на установление и поддержание обороны государства;
  • при необходимости разместить на участке объекты социально-культурного и бытового значения;
  • для добычи полезных ископаемых;

Отдельно стоит отметить, что перевод земель из одной категории в другую допускается, при этом кадастровая стоимость данного объекта недвижимости повышается на один уровень.

[2]

Незаконное использование земель запаса

В Земельном кодексе России незаконное использование земель запаса урегулировано общими положениями о нарушениях прав на пользование участками. В частности, к незаконному использованию земель, могут относиться следующие виды нарушений:

  • самовольное занятие участков;
  • уничтожение расположенных на участках знаков;
  • пользование недрами, расположенными под землей, без получения на это специальной лицензии;
  • самовольная застройка участка;
  • повреждение объектов водоснабжения;
  • повреждение прудов, озер и рек, располагающихся на участке;
  • незаконная добыча янтаря на участке;

Правила охраны земель запаса

Участок земли, вне зависимости от того, в какую целевую категорию он входит, всегда охраняется государством. Все нормативно-правовые акты рассматривают землю в качестве основы для нормальной жизнедеятельности граждан, проживающих на определенной территории.

При использовании земель в обязательном порядке должны соблюдаться следующие условия:

  • требуется обеспечивать сохранение экологического состояния участка;
  • требуется обеспечивать и следить за способностью земли быть средством производства;
  • требуется использовать участка в производственной и любой другой хозяйственной деятельности.

На законодательном уровне выделяется определенные цели, в соответствии с которыми на территории Российской Федерации осуществляется охрана земель запаса:

  • предотвращение деградации и загрязнения земель;
  • предотвращение любого другого негативного воздействия на участок;
  • улучшение состояния участка;
  • восстановление участка.

Чтобы обеспечить охрану земель, каждый собственник участка должен выполнять следующие виды работ:

  • обеспечивать охрану почвы;
  • обеспечивать защиту почвы от водной или ветровой эрозии;
  • обеспечить защиту участка от зарастания деревьями и сорными травами;
  • при необходимости ликвидировать все загрязнения;
  • сохранять мелиорацию земель;
  • проводить рекультивацию земель;
  • обеспечивать сохранение уровня плодородия почв.
Видео (кликните для воспроизведения).

Чтобы оценить состояние земель, на законодательном уровне устанавливаются определенные нормативы.

Землями запаса распоряжается
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here