Законный представитель юридического лица при составлении протокола

Особенности решения вопросов с статье на тему: "Законный представитель юридического лица при составлении протокола". Если в процессе прочтения появились дополнительные вопросы, то вы всегда можете обратиться к дежурному юристу.

Законный представитель юридического лица при составлении протокола

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Государственная инспекция труда вынесла протокол об административном правонарушении. При составлении присутствовал представитель по доверенности. Согласно п. 3 ст. 28.2 КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе. Обязаны ли государственные инспекторы знакомить под подпись с протоколом представителя по доверенности? Нужно ли представителю по доверенности расписываться в протоколе?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Необходимость представителя юридического лица или её руководителя подписывать протокол или расписываться в получении его копии напрямую зависит от полномочий такого представителя, оговоренных в выданной доверенности.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Кудряшов Максим

Ответ прошел контроль качества

6 ноября 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, [email protected]

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), [email protected]

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), [email protected] Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Раздел I. Извещение законного представителя юридического лица, защитника и представителя как участников производства по делам об административных правонарушениях

Раздел I: Извещение законного представителя юридического лица,
защитника и представителя как участников производства по делам
об административных правонарушениях

В соответствии со статьей 25.4 КоАП РФ защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или юридического лица, являющегося потерпевшим, осуществляют его законные представители, которыми согласно настоящему Кодексу являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица.

Для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в производстве по делу об административном правонарушении может участвовать защитник, а для оказания юридической помощи потерпевшему — представитель, в качестве которых к участию в таком производстве допускается адвокат или иное лицо. Полномочия адвоката удостоверяются ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием; полномочия иного лица, оказывающего юридическую помощь, удостоверяются доверенностью, оформленной в соответствии с законом (статья 25.5 КоАП РФ).

Определенные трудности в правоприменительной деятельности административных и судебных органов вызывает определение круга лиц, которые являются руководителями, а также иных лиц, признанных в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица.

Другая практическая проблема связана с ограничением законодателем круга лиц, которые наделены статусом законного представителя юридического лица, что в ряде случаев порождает, с одной стороны, сложности его извещения в случаях иного места жительства или места нахождения руководителя, наличия в структуре юридического лица филиалов или иных структурных подразделений, и, с другой стороны, возможность злоупотребления процессуальными правами со стороны лиц, привлекаемых к административной ответственности, выражающихся в уклонении от получения направляемых в адрес юридического лица извещений и иных действиях, имеющих целью избежание ответственности.

1. Получение уполномоченным представителем извещений о времени и месте составления протокола об административном правонарушении и о рассмотрении дела, направленных по юридическому адресу общества, признано надлежащим извещением законного представителя юридического лица.

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности суд первой инстанции, установив факт составления протокола об административном правонарушении и вынесения решения по делу в отсутствие законного представителя юридического лица, сделал вывод о том, что получение направляемых по юридическому адресу общества уведомлений о составлении протокола и рассмотрении дела уполномоченными на основании доверенности лицами, а не его директором, не может рассматриваться как надлежащее извещение законного представителя и свидетельствует о нарушении порядка привлечения юридического лица к административной ответственности, в связи с чем признал постановление незаконным и отменил его.

Суд кассационной инстанции счел такой вывод суда ошибочным и указал, что устанавливая обязанность административных органов по надлежащему извещению, КоАП РФ не содержит требования о вручении извещения о процессуальных действиях непосредственно законному представителю юридического лица.

В случае неявки законного представителя юридического лица, извещенного в установленном порядке, протокол об административном правонарушении может быть составлен, а дело рассмотрено в его отсутствие, если не поступило ходатайство об отложении составления протокола или рассмотрения дела, либо оно оставлено без удовлетворения (постановление от 16.04.2009 по делу N А19-2333/09).

Читайте так же:  Ремонт общедомового имущества за чей счет

2. Недопущение защитника к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента возбуждения дела является существенным нарушением порядка привлечения к административной ответственности.

О времени и месте составления протокола об административном правонарушении юридическое лицо извещено надлежащим образом.

[2]

На составление протокола явился защитник, действующий на основании доверенности, выданной директором общества и отвечающей требованиям статей 185, 187 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Перечень полномочий защитника включает, в том числе представление интересов общества при составлении протокола по акту проверки (с указанием реквизитов конкретного акта).

К участию в составлении протокола защитник не был допущен. Налоговый орган мотивировал свои действия невозможностью участия защитника в производстве по делу об административном правонарушении до момента составления протокола.

Учитывая положения части 4 статьи 25.5 КоАП РФ, в соответствии с которыми защитник и представитель допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента возбуждения дела об административном правонарушении, суды первой и апелляционной инстанций сделали вывод о существенном характере нарушений, допущенных налоговым органом, нарушении процессуальных прав юридического лица, в том числе на представление возражений по акту проверки и объяснений по факту правонарушения при составлении протокола, в связи с чем постановление о привлечении к административной ответственности признано незаконным и отменено.

Суд кассационной инстанции признал выводы судов соответствующими закону, оставив в силе принятые по делу судебные акты (постановление от 16.12.2009 по делу N А19-10758/09).

3. Извещения о времени и месте составления протокола об административном правонарушении и рассмотрения дела об административном правонарушении, совершенном филиалом юридического лица, необходимо направлять как по месту нахождения юридического лица, так и его филиала, расположенного вне места нахождения юридического лица.

Федеральное государственное унитарное предприятие оспаривало законность постановления административного органа о привлечении к административной ответственности по мотивам нарушения порядка привлечения к административной ответственности, выразившегося в неизвещении законного представителя юридического лица о времени и месте составления протоколов об административных правонарушениях и рассмотрения дела: протоколы составлены с участием исполнительного директора филиала, расположенного вне места нахождения юридического лица, постановление по делу вынесено в отсутствие законного представителя юридического лица.

При рассмотрении дела об оспаривании решения о привлечении к административной ответственности судом первой инстанции не устанавливалось, извещалось ли юридическое лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, о месте и времени составления протоколов и рассмотрения дела.

С учетом положений части 2 статьи 25.4 КоАП РФ судом кассационной инстанции указано, что представитель юридического лица, действующий на основании доверенности, в том числе руководитель его филиала, законным представителем не является, следовательно, его извещение не может рассматриваться как извещение законного представителя.

Решение суда первой инстанции отменено; дело направлено на новое рассмотрение в целях установления обстоятельств извещения или неизвещения законного представителя юридического лица и их правовой оценки и определения вывода о соблюдении или нарушении порядка привлечения к административной ответственности (постановление от 23.01.2008 по делу N А33-8122/07).

4. Составление протокола об административном правонарушении и рассмотрение дела в отсутствие законного представителя юридического лица не противоречит закону, так как он извещен о его рассмотрении.

Административным органом направлено уведомление о месте и времени составления протокола об административном правонарушении, которое получено представителем юридического лица, имеющим на основании доверенности полномочия на получение почтовой корреспонденции.

От юридического лица поступило изготовленное на его фирменном бланке заявление, заверенное печатью организации, об ознакомлении с материалами дела, в котором указано, что оно подается в связи с получением уведомления о составлении протокола.

В составлении протокола участвовал представитель общества, имеющий соответствующие полномочия на основании доверенности.

Определение о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении направлено по юридическому адресу общества и получено заместителем директора, а также вручено защитнику, который принял участие в рассмотрении дела.

При таких обстоятельствах апелляционный суд не согласился с выводом суда первой инстанции о нарушении порядка привлечения к административной ответственности и правомерно отклонил довод о ненадлежащем извещении законного представителя юридического лица, основанный на том, что выданная защитнику доверенность носит общий характер и не содержит полномочий на участие в производстве по конкретному делу об административном правонарушении, указав на то, что общая доверенность не умаляет полномочий действующего на ее основании защитника на участие в производстве по делу об административном правонарушении, в том числе права знакомиться с материалами дела, участвовать в составлении протокола и рассмотрении дела (постановление от 27.01.2009 по делу N А19-9662/08).

5. Иностранный гражданин, являющийся генеральным директором общества, приказом возложил исполнение своих обязанностей на другого работника, принимавшего участие в составлении протокола об административном правонарушении и присутствующего при вынесении постановления по делу, следовательно, гарантии процессуальных прав юридического лица соблюдены.

В соответствии с учредительными документами генеральным директором общества является гражданин Китая, осуществляющий трудовую деятельность на основании разрешения на работу в Российской Федерации. В связи с истечением срока действия разрешения на работу в Российской Федерации приказом генерального директора временно исполняющим обязанности генерального директора назначено другое лицо. О времени и месте составления протоколов об административных правонарушениях исполняющий обязанности генерального директора уведомлен надлежащим образом, он присутствовал при их составлении как законный представитель общества и в полном объеме реализовал принадлежащие юридическому лицу процессуальные права. При таких обстоятельствах судами первой и апелляционной инстанций отклонены доводы заявителя о нарушении порядка привлечения юридического лица к административной ответственности, сделаны выводы о его соблюдении и ненарушении гарантий прав юридического лица в процессе производства по делу об административном правонарушении (постановление от 27.10.2009 по делу N А78-1834/2009).

Читайте так же:  Как ускорить регистрацию права собственности на квартиру
>
Формы извещения о процессуальных действиях в процессе производства по делам об административных правонарушениях
Содержание
Обзор судебной практики Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 4 августа 2010 г., связанной с извещением.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Комментарий к КоАП

Статья 25.4. Законные представители юридического лица

1. Защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или юридического лица, являющегося потерпевшим, осуществляют его законные представители.

2. Законными представителями юридического лица в соответствии с настоящим Кодексом являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение.

3. Дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника. В отсутствие указанных лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, или если имеются данные о надлежащем извещении лиц о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

4. При рассмотрении дела об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, вправе признать обязательным присутствие законного представителя юридического лица.

В случаях, когда производство по делу об административном правонарушении ведется в отношении юридического лица, защиту его прав и законных интересов осуществляют его законные представители. В равной мере они защищают права и законные интересы юридического лица, являющегося потерпевшим.

В качестве законного представителя юридического лица выступают его руководитель или другое лицо, признаваемое законом или учредительными документами органом данного юридического лица.

Полномочия законного представителя должны быть подтверждены документами, удостоверяющими его служебное положение.

Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ своим постановлением от 26 июля 2007 г. № 46 разъяснил следующее :

При рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными ст.28.2 КоАП РФ.

В целях КоАП РФ законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица (ч.2 ст.25.4 КоАП РФ).

Указанный перечень законных представителей юридического лица является закрытым. В связи с этим судам необходимо учитывать, что представитель юридического лица, действующий на основании доверенности, в том числе руководитель его филиала или подразделения, законным представителем не является. Поэтому его извещение не может рассматриваться как извещение законного представителя.

Вместе с тем КоАП РФ допускает возможность участия в рассмотрении дела об административном правонарушении лица, действующего на основании доверенности, выданной надлежаще извещенным законным представителем, в качестве защитника. Такие лица допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента составления протокола об административном правонарушении и пользуются всеми процессуальными правами лица, в отношении которого ведется такое производство, включая предусмотренное ч.4 ст.28.2 КоАП РФ право на представление объяснений и замечаний по содержанию протокола.

Суду при рассмотрении дел об административных правонарушениях следует учитывать, что доказательством надлежащего извещения законного представителя юридического лица о составлении протокола может служить выданная им доверенность на участие в конкретном административном деле. Наличие общей доверенности на представление интересов лица без указания на полномочия по участию в конкретном административном деле само по себе доказательством надлежащего извещения не является.

Статья 25.4. Законные представители юридического лица

Статья 25.4. Законные представители юридического лица

См. комментарии к статье 25.4 КоАП РФ

1. Защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или юридического лица, являющегося потерпевшим, осуществляют его законные представители.

2. Законными представителями юридического лица в соответствии с настоящим Кодексом являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июля 2010 г. N 175-ФЗ в часть 3 статьи 25.4 настоящего Кодекса внесены изменения

Видео (кликните для воспроизведения).

3. Дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника. В отсутствие указанных лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, или если имеются данные о надлежащем извещении лиц о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

4. При рассмотрении дела об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, вправе признать обязательным присутствие законного представителя юридического лица.

Пресса о ВАС РФ

Секретный протокол

Составление протокола играет весьма важную роль в производстве по делу об административном правонарушении. Случается, что представителя организации не допускают к участию в составлении протокола, поскольку данное лицо, по мнению административного органа, не является ее законным представителем. Кому разрешено присутствовать при составлении протокола об административном правонарушении, разъясняет автор данной статьи.

Читайте так же:  Как посчитать квартплату за квартиру

Протокол об административном правонарушении в силу положений ст. 28.2 КоАП РФ является необходимым процессуальным документом и одним из доказательств в производстве по делу об административном правонарушении.

Участие представителя

Анализ ч. 3-6 ст. 28.2 КоАП РФ позволяет сделать вывод о том, что при составлении протокола в отношении юридического лица должен присутствовать его законный представитель, которому разъясняются права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, предоставляется возможность ознакомиться с протоколом и представить свои объяснения и замечания, которые прилагаются к протоколу. Кроме того, протокол подписывается законным представителем юридического лица (при отказе делается соответствующая запись), а его копия вручается указанному представителю под расписку.

Составление протокола в отсутствие законного представителя — юридического лица допускается только в том случае, если юрлицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, извещено в установленном порядке (ч.4.1 ст.28.2 КоАП РФ). При этом копия протокола направляется лицу, в отношении которого он составлен в течение трех дней со дня составления.

[3]

В силу ч. 2 ст. 25.4 КоАП РФ законным представителем юридического лица является его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица.

Таким образом, при составлении протокола законодатель признает необходимым присутствие руководителя (директора) юридического лица.

Иных лиц, признанных в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица и участвующими в составлении протокола, автор настоящей статьи в своей практике не встречал.

В то же время при рассмотрении дела об административном правонарушении законодатель допускает участие не только законного представителя юридического лица, но и защитника (ч. 3 ст. 25.4 КоАП РФ). А при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности в арбитражном суде согласно ч. 3 ст. 59 АПК РФ — представителя (адвоката и иного оказывающего юридическую помощь лица).

Нельзя не согласиться с тем, что составление протокола — ответственный момент в производстве по делу об административном правонарушении, и на первый взгляд представляется обоснованной позиция законодателя об обязательном участии в этой процедуре руководителя юридического лица. В то же время процедура рассмотрения дела об административном правонарушении с исследованием всех имеющихся по делу доказательств, опросом свидетелей и вынесением итогового решения (постановления), по нашему мнению, не менее важна. Однако здесь законодатель почему-то не требует участия руководителя юридического лица. Такая логика не совсем понятна.

Защитник не хуже

Представляется, что норма закона об обязательном участии в составлении протокола только лишь законного представителя (руководителя) юридического лица является излишне категоричной в силу как минимум двух причин.

Во-первых, реальное участие руководителей крупных юридических лиц, имеющих филиалы, представительства, в составлении каждого протокола в отношении таких организаций по всем возникающим делам об административных правонарушениях невозможно в силу известных причин.

Во-вторых, КоАП РФ предусматривает институт «защитника», который, на наш взгляд, ничуть не хуже с точки зрения процессуального статуса (прав и обязанностей), чем институт «законного представителя».

В качестве защитника (представителя в арбитражном процессе) к участию в производстве по делу об административном правонарушении допускается адвокат или иное лицо (ч. 2 ст. 25.5 КоАП РФ, ч. 3 ст. 59 АПК РФ).

К участию в производстве по делу об административном правонарушении защитник допускается с момента составления протокола и пользуется всеми процессуальными правами, предусмотренными КоАП РФ (ч. 5 ст.25.5). Естественно, защитник должен иметь доверенность на представление интересов юридического лица, подписанную его руководителем (законным представителем).

Аналогичные выводы содержатся в п.24 Постановления Пленума ВАС РФ от 26.07.2007 № 46.

Таким образом, интересы юридического лица при составлении протокола в силу отмеченных выше норм КоАП РФ могут представлять как законный представитель, так и защитник.

Распространенная ошибка

ВАС РФ также отметил, что в случае отсутствия указанных лиц при составлении протокола судам необходимо проверить, извещалось ли юридическое лицо либо его законный представитель о составлении протокола.

При этом доказательством надлежащего извещения законного представителя юридического лица о составлении протокола может служить выданная им «специальная» доверенность на участие в конкретном административном деле. Наличие общей доверенности на представление интересов лица без указания на полномочия по участию в конкретном административном деле само по себе доказательством надлежащего извещения не является.

Как показывает практика, приведенный выше абзац из Постановления Пленума ВАС РФ понимается административными органами неоднозначно.

По одному из дел, рассмотренных автором этой статьи, сложилась следующая ситуация.

Законный представитель юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, был извещен (по почте, с уведомлением) о времени и месте составления протокола.

На составление протокола явился представитель юридического лица с доверенностью, уполномочивающей его представлять интересы указанного юридического лица во всех государственных, в том числе административных, органах.

Однако административный орган не допустил такого представителя к участию в составлении протокола, мотивируя свои действия тем, что представитель с «общей» доверенностью не является законным представителем и не вправе участвовать в составлении протокола. При этом административный орган сослался на отмеченное выше Постановление Пленума ВАС РФ.

Действительно, явившийся на составление протокола с «общей» доверенностью представитель не является законным представителем юридического лица. Но он не стал бы законным представителем и в том случае, если бы имел «специальную» доверенность на участие в конкретном административном деле. Такая «специальная» доверенность в силу позиции ВАС РФ подтверждает лишь факт того, что законный представитель юридического лица извещен о времени и месте составления протокола.

Читайте так же:  Ответственность за нерегистрацию договора аренды

В рассматриваемом примере имелось иное доказательство извещения законного представителя юридического лица о времени и месте составления протокола (почтовое уведомление).

Как отмечено выше, КоАП РФ предусматривает при составлении протокола в отношении юридического лица возможность участия как законного представителя, так и защитника (представителя по доверенности), которые имеют равные процессуальные права и обязанности. При этом закон (КоАП РФ) не делит доверенности на «общие» и «специальные».

Итак, не допустив защитника (представителя по доверенности, независимо от того, «общая» она или «специальная»), административный орган нарушил право на защиту юридического лица при составлении протокола.

Пропуск по доверенности

С учетом позиции ВАС РФ следует отметить, что надлежащее извещение самого юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, либо его законного представителя (руководителя) является необходимым условием составления протокола и легальности последующего производства по делу об административном правонарушении, независимо от того, явился на составление протокола представитель по доверенности (защитник) либо не явился никто.

«Специальная» доверенность представителя подтверждает лишь факт извещения законного представителя. Если представить себе маловероятную ситуацию, что на составление протокола явился законный представитель юридического лица, а доказательства надлежащего извещения его или представляемого им юридического лица отсутствуют, нам представляется, что составление протокола будет правомерным.

Однако если при наличии извещения юридического лица либо законного представителя на составление протокола явился представитель по общей доверенности (защитник), законных оснований для отказа ему в праве на участие в составлении протокола, предоставленного ч. 5 ст. 25.5 КоАП РФ, на наш взгляд, не имеется.

Анализ практики ВАС РФ (Постановления Пленума от 27.01.2003 № 2 (п. 17), от 02.06.2004 № 10 (п. 10), от 26.07.2007 № 46 (п. 24) свидетельствует об ужесточении позиции высшей судебно-арбитражной инстанции в вопросе соблюдения процессуальных прав лица, привлекаемого к административной ответственности.

Илья Евдокимов, судья Арбитражного суда
Свердловской области, к.ю.н.

[1]

Законный представитель юридического лица при составлении протокола

Автострахование

  • Жилищные споры

  • Земельные споры

  • Административное право

  • Участие в долевом строительстве

  • Семейные споры

  • Гражданское право, ГК РФ

  • Защита прав потребителей

  • Трудовые споры, пенсии

    • Главная
    • Статья 25.4 КоАП РФ. Законные представители юридического лица

    Кодекс РФ об административных правонарушениях:

    Статья 25.4 КоАП РФ. Законные представители юридического лица

    1. Защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или юридического лица, являющегося потерпевшим, осуществляют его законные представители.

    2. Законными представителями юридического лица в соответствии с настоящим Кодексом являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение.

    3. Дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника. В отсутствие указанных лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, или если имеются данные о надлежащем извещении лиц о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

    4. При рассмотрении дела об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, вправе признать обязательным присутствие законного представителя юридического лица.

    Вернуться к оглавлению документа: Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) в действующей редакции

    Комментарии к статье 25.4 КоАП РФ, судебная практика применения

    В п. 24 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 (в ред. от 21.12.2017) «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» содержатся следующие разъяснения:

    Представители юридического лица: законные представители и представители по доверенности

    В целях КоАП РФ законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица (часть 2 статьи 25.4 КоАП РФ).

    Указанный перечень законных представителей юридического лица является закрытым. В связи с этим судам необходимо учитывать, что представитель юридического лица, действующий на основании доверенности, в том числе руководитель его филиала или подразделения, законным представителем не является. Поэтому его извещение не может рассматриваться как извещение законного представителя.

    Вместе с тем КоАП РФ допускает возможность участия в рассмотрении дела об административном правонарушении лица, действующего на основании доверенности, выданной надлежаще извещенным законным представителем, в качестве защитника. Такие лица допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента составления протокола об административном правонарушении и пользуются всеми процессуальными правами лица, в отношении которого ведется такое производство, включая предусмотренное частью 4 статьи 28.2 КоАП РФ право на представление объяснений и замечаний по содержанию протокола.

    Суду при рассмотрении дел об административных правонарушениях следует учитывать, что доказательством надлежащего извещения законного представителя юридического лица о составлении протокола может служить выданная им доверенность на участие в конкретном административном деле. Наличие общей доверенности на представление интересов лица без указания на полномочия по участию в конкретном административном деле само по себе доказательством надлежащего извещения не является.

    В Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2009 года, утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 25.11.2009 года сордержатся следующие разъяснения (извлечение):

    Может ли о составлении протокола быть извещен руководитель филиала, представительства вместо руководителя юридического лица? … (позиция Верховного Суда РФ):

    Читайте так же:  Где взять выписку из егрп на квартиру

    «Вопрос 8. Можно ли признать надлежащим извещением законного представителя юридического лица о времени и месте составления протокола об административном правонарушении извещение, направленное в адрес руководителя филиала или представительства юридического лица при условии, что правонарушение связано с деятельностью филиала или представительства? Может ли руководитель филиала или представительства юридического лица участвовать в составлении протокола об административном правонарушении?

    Ответ: …Системный анализ положений ст. 25.4 и ст. 28.2 КоАП РФ позволяет сделать вывод о том, что должностное лицо при составлении протокола об административном правонарушении обязано известить (уведомить) законного представителя юридического лица о факте, времени и месте составления названного протокола в целях обеспечения ему возможности реализовать гарантии, предусмотренные ст. 28.2 КоАП РФ.

    …Согласно ст. 55 Гражданского кодекса Российской Федерации представительства и филиалы не являются юридическими лицами.

    …Руководитель филиала или представительства юридического лица может участвовать в составлении протокола об административном правонарушении при наличии у него соответствующих полномочий, выраженных в положении о филиале (представительстве) и общей доверенности, выданной ему юридическим лицом.

    Исходя из вышеизложенного, а также учитывая, что в функции указанных подразделений общества в соответствии с законом входит представление интересов юридического лица вне места его нахождения, направление извещения о составлении протокола об административном правонарушении в адрес руководителя филиала (представительства) может быть признано надлежащим извещением законного представителя юридического лица».

    Законный представитель юридического лица при составлении протокола

    а если представитель по доверенности — то указываешь его, толбко доверенность должна быть не общая, а специальная, где должно быть сказано, что Ф,И,О, предоставляется право от имени законного представителя юридического лица участвовать при составлении адм. протокола и его рассмотрении ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПРОВЕДЁННОЙ ПРОВЕРКИ НА ОСНОВАНИИ РАСПОРЯЖЕНЯ № 000

    —Конец цитаты——
    Ну-ка, ну-ка поподробнее, где в Гражданском кодексе сказано про специальную доверенность для ГПН?

    serg01 ®

    [14.10.2011 15:36:23]

    смотри пост kkn6, п. 24 ПЛЕНУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
    ПОСТАНОВЛЕНИЕ
    от 2 июня 2004 г. N 10
    О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ, ВОЗНИКШИХ В СУДЕБНОЙ ПРАКТИКЕ ПРИ РАССМОТРЕНИИ ДЕЛ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
    (в ред. Постановлений Пленума ВАС РФ от 20.06.2007 N 42, от 26.07.2007 N 46, от 20.11.2008 N 60)

    [14.10.2011 15:43:41]

    ))))))) Если представитель юридического лица действует по доверенности от ЗАКОННОГО представителя юридического лица то здесь все просто, в акте,предписании и в протоколе указываешь законного представителя, а роспись во всех документах ставит тот кто по доверенности. (просто не знаю как вставлять цитату)

    В протоколе нужно указывать не законного представителя, а кто действует по доверенности.

    [14.10.2011 16:33:32]

    «serg01» ты ничего не попутал, разговор идет про протокол, где указываются сведения о лице в отношении которого возбуждено административное дело. Лицо которое действует по доверенности от законного представителя оно представляет интересы юрлица при рассмотрении протокола и указывается только в постановлении. GPSGPN

    [14.10.2011 16:52:23]

    «GPSGPN» Спасибо, разъяснил, можно сказать разжевал и в рот положил! Чувствуется ответ профессионала! зам.

    [16.10.2011 10:58:28]

    Статья 25.1. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении

    1. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.

    По вопросу, касающемуся применения судами части 2 статьи 25.1 КоАП РФ, см. Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за первый квартал 2007 года.

    2. Дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
    (в ред. Федерального закона от 24.07.2007 N 210-ФЗ)

    Статья 25.4. Законные представители юридического лица

    Статья 28.2. Протокол об административном правонарушении

    Теперь про защитника
    Статья 25.5. Защитник и представитель

    Участие ЗАЩИТНИКА при составлении протокола не является обязательным, а передается на усмотрение лица, в отношении которого начато производство, а вот участие законного представителя юр.лица обязательно,за исключением случая, предусмотренного законом (см.ч.4.1 ст.28.2 коап), кроме того обращаю внимание на то, что ЗАЩИТНИК не наделен правом подписывать протокол об АП (см.чю5 ст.28.2, ч.5 ст.25.5 коап)

    GPSGPN

    [16.10.2011 12:27:46]

    Неужели кому-то не понятны полномочия защитника, и кому подписывать протокол, чтоб в дискусси вставлять выкопировки целых статей КоАП. Хорошо что главы или полностью сам КоАП пока никто не вставил для разъяснения системы возбуждения адм.дела и привлечения лица к адм.ответственности.
    Люди вы удивитесь, но есть КоАП, в котором определены все стадии производства по административным делам, порядок и основания этого производства, с учётом прав и обязанностей его участников, в том числе общие принципы административной ответственности, мера ответственности и действия (бездействия) за которые предусмотрена административная ответственность.
    Видео (кликните для воспроизведения).

    [16.10.2011 18:42:11]

    Самое главное чтобы потом не всплыл документ о том что вы уведомлены юр.лицом о невозможности прибытия законного представителя, если такой документ есть, то переносите дату составления протокола до выхода гендиректора из отпуска (смотри п.10 того же постановления ВАС)

    Законный представитель юридического лица при составлении протокола
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here