Возврат земли в муниципальную собственность

Особенности решения вопросов с статье на тему: "Возврат земли в муниципальную собственность". Если в процессе прочтения появились дополнительные вопросы, то вы всегда можете обратиться к дежурному юристу.

Возврат земли в муниципальную собственность

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Имеет ли право орган местного управления продать земельный участок, относящийся к категории земель сельскохозяйственного назначения (вид разрешенного использования — сельскохозяйственное производство)? Если участок находится в муниципальной собственности, пустует и не используется, то можно ли этот участок использовать не для сельского хозяйства (например, построить там дом для проживания)?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Муниципалитет вправе распоряжаться земельными участками, находящимися муниципальной собственности, в том числе заключать договоры купли-продажи в отношении земель сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования для сельскохозяйственного производства. Размещение на землях сельскохозяйственного назначения объектов, не связанных с сельскохозяйственным производством, не допускается.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Парасоцкая Елена

Ответ прошел контроль качества

14 февраля 2019 г.

————————————————————————-
*(1) Согласно ч. 1 ст. 34 Закона N 131-ФЗ структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, [email protected]

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), [email protected]

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), [email protected] Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Изъятие земельных участков у граждан: новый порядок – новые проблемы?

В некоторых случаях принадлежащий гражданину земельный участок может быть изъят для государственных или муниципальных нужд. Речь идет о ситуациях, когда именно в месте нахождения участка необходимо, например, проложить трассу федерального или регионального значения или протянуть линии электропередач (ст. 49 Земельного кодекса РФ). При этом государство обязано возместить собственнику изымаемого участка его рыночную стоимость, понесенные убытки и упущенную выгоду.

1 апреля вступил в силу закон, в котором содержатся изменения существующего ранее порядка изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд (Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. № 499-ФЗ). Если прежде в Земельном кодексе РФ было всего несколько норм, определяющих процедуру изъятия земельных участков, то теперь в нем появилась целая глава, посвященная данному вопросу (гл. VII.1 Земельного кодекса РФ).

Государство аккумулировало опыт изъятия земельных участков, полученный при застройке Новой Москвы, организации Олимпиады в Сочи и подготовке к саммиту АТЭС во Владивостоке. Для реализации этих проектов принимались отдельные законы, устанавливающие особый, упрощенный порядок изъятия земель. Теперь этот опыт распространен на всех участников земельных отношений, и, например, при строительстве высокоскоростной магистрали Москва-Казань и развитии транспортной инфраструктуры к Чемпионату мира по футболу 2018 года будут применяться только нормы Земельного кодекса РФ.

Основания изъятия земельного участка

[2]

ПОЛЕЗНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

Ознакомиться с внесенными изменениями в Земельный кодекс РФ можно в системе ГАРАНТ. Для этого откройте кодекс, затем на панели инструментов выберите «Изменения в документе», а в нем – «Обзор изменений».

Выявление правообладателей изымаемого земельного участка

Если правообладатели изымаемой недвижимости не были выявлены, уполномоченный орган должен обратиться в суд с заявлением о признании права собственности Российской Федерации, субъекта федерации или муниципального образования на объекты недвижимого имущества, расположенные на изымаемых земельных участках (п. 10 ст. 56.5 Земельного кодекса РФ).

Юрист девелоперской компании «Сити-XXI век» Василий Шарапов предупреждает, что у граждан, чьи участки были оформлены в собственность до 1998 года [года вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». – Ред.], могут возникнуть проблемы. «Сведения по таким объектам в государственных реестрах не значатся, поэтому выявить правообладателей этих участков будет сложно. Исключение составляют лишь земельные участки, собственники которых сами заявили о них в Росреестр (например, если такая недвижимость была объектом сделок, требующих совершения акта государственной регистрации). В случаях, если правообладатели участков так и не будут найдены, новое законодательство предоставляет властям возможность признать право публичной собственности на такую недвижимость в судебном порядке. После удовлетворения искового требования мы получим юридический казус – на одну недвижимую вещь будут претендовать два собственника», – рассуждает Василий Шарапов.

Читайте так же:  Как рассчитать налоговый вычет за квартиру

Все эксперты портала ГАРАНТ.РУ сошлись во мнении, что собственникам земли, права на которую были оформлены до 1998 года, стоит проверить наличие сведений о праве на земельный участок в ЕГРП. Для этого гражданин может направить запрос в Росреестр о правах на имеющиеся у него объекты недвижимости. Сделать это можно лично, через представителя, почтовым направлением (в этом случае подпись заявителя и верность копий прилагаемых документов должны быть удостоверены нотариально), через Единый портал госуслуг или многофункциональный центр, а также путем заполнения формы на сайте Росреестра. В последнем случае за запрос необходимо будет заплатить 250 руб., во всех остальных – от 500 (если запрос охватывает один округ) до 1500 руб. (51 и более округов) (приказ Минэкономразвития России от 16 декабря 2010 г. № 650, приказ Минэкономразвития России от 15 февраля 2012 г. № 58). Ответ ведомство должно дать в течение пяти рабочих дней с момента поступления запроса – причем как в виде бумажного документа, так и в электронной форме по выбору гражданина, о чем необходимо указать в запросе (п. 2, п. 3 ст. 7 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», Порядок предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, посредством обеспечения доступа к информационному ресурсу, содержащему сведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним).

Если регистрация прав по каким-либо причинам затруднительна, необходимо регулярно изучать официальный сайт своего муниципалитета, на котором размещаются документы территориального планирования и проекты планировки территории, а также сайт региона. При своевременном получении информации о предстоящем изъятии правообладатель сможет в срок подать заявление об учете прав на земельные участки (подп. 4 п. 5 ст. 56.5 Земельного кодекса РФ), а также оспорить в дальнейшем действия властей, если это понадобится.

Решение об изъятии земельного участка

После установления всех лиц, имеющих права на изымаемый земельный участок, уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления принимает решение об изъятии. В нем должны быть указаны изымаемые земельные участки, расположенные на них объекты недвижимости, а также цель изъятия и реквизиты документов, в соответствии с которыми оно осуществляется (п. 4 ст. 56.6 Земельного кодекса РФ). Если решение об изъятии принимается на основании ходатайства, указывается также организация, его подавшая. В течение 10 дней после принятия решения об изъятии уполномоченный орган доводит его до сведения заинтересованных лиц: размещает на своем официальном сайте и в печатных СМИ, направляет копию в Росреестр, правообладателям изымаемой недвижимости и в организацию, подавшую ходатайство об изъятии (п. 10 ст. 56.6 Земельного кодекса РФ). Правообладатель изымаемой недвижимости считается уведомленным о принятом решении об изъятии со дня получения его копии, со дня возврата отправителю заказного письма, или со дня направления письма на электронную почту (а если нет сведений о месте его проживания или адресе «электронки» – то со дня опубликования решения об изъятии).

Решение об изъятии действует в течение трех лет со дня его принятия и может быть обжаловано в суд (п. 13-14 ст. 56.6 Земельного кодекса РФ).

Цена изъятого земельного участка

На материальное возмещение при изъятии земельных участков могут претендовать не только их собственники, но и правообладатели, владеющим такими землями на правах аренды, безвозмездного пользования, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного (наследуемого) владения (п. 3 ст. 56.8 Земельного кодекса РФ).

Выкупная цена изымаемого земельного участка определяется по результатам проведенной оценки (Федеральный закон от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»). При этом возмещению подлежит не только стоимость участка, но и убытки, а также упущенная выгода. В случае, если одновременно с изъятием земельных участков осуществляется изъятие расположенных на них объектов недвижимого имущества, в размер возмещения включается рыночная стоимость этих объектов.

При определении размера возмещения не подлежат учету объекты недвижимого имущества и их неотделимые улучшения, расположенные на изымаемом земельном участке и произведенные вопреки разрешенному использованию или условиям договора. Кроме того, стоимость объектов, строительство которых начато после уведомления об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд, также не будет возмещена (п. 2, п. 8 ст. 56.8 Земельного кодекса РФ).

Размер возмещения определяется не позднее чем за 60 дней до направления правообладателю земельного участка соглашения об изъятии недвижимости.

Соглашение об изъятии недвижимости

Соглашение об изъятии недвижимости заключается с каждым правообладателем земельного участка и расположенного на нем объекта недвижимого имущества. Если лицу принадлежат земельный участок и расположенный на нем объект недвижимого имущества, соглашение об изъятии недвижимости заключается в отношении всех принадлежащих данному лицу и подлежащих изъятию объектов недвижимого имущества (п. 2 ст. 56.9 Земельного кодекса РФ).

При наличии согласия лиц, у которых изымаются земельные участки и расположенные на них объекты недвижимого имущества, в соглашении об изъятии недвижимости может быть предусмотрено предоставление им земельных участков или иных объектов недвижимости взамен изымаемых. К таким отношениям применяются правила гражданского законодательства о мене.

Читайте так же:  Срок капитального ремонта многоквартирного дома по адресу

Проект соглашения об изъятии недвижимости направляется для подписания лицу, у которого изымаются земельные участки и расположенные на них объекты недвижимости (п. 2 ст. 56.10 Земельного кодекса РФ).

Собственник изымаемой недвижимости подписывает соглашение об изъятии недвижимости и направляет его в уполномоченный орган, принявший решение об изъятии, либо в организацию, которая ходатайствовала об изъятии (п. 8 ст. 56.10 Земельного кодекса РФ). Если же владелец земли не согласен с условиями соглашения, он может отказаться от его подписания или представить альтернативные предложения. К предложениям об изменении размера возмещения должны быть приложены обосновывающие это изменение документы. Например, это может быть договор купли-продажи, в котором содержатся сведения о цене, если участок был приобретен недавно. А коммерческий директор холдинга Like Кирилл Упатов советует в подобных ситуациях проводить независимую оценку стоимости земли и прикладывать к предложениям ее результаты. Партнер компании «Найдем Адвоката» Снежана Мальфанова напоминает, что правообладатель проводит такую экспертизу самостоятельно и за собственный счет. Если уполномоченный орган согласится с этими доводами, размер возмещения может быть увеличен – правда, если изъятие проводится по ходатайству организации, орган должен будет согласовать это изменение с ней (п. 11 ст. 56.10 Земельного кодекса РФ).

В случае, если правообладатель изымаемой недвижимости не подписывает проект соглашения об изъятии более 90 дней со дня его получения, уполномоченный орган вправе обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости (п. 10 ст. 56.10 Земельного кодекса РФ). Рассмотрев представленные сторонами доводы, суд решит, проводить принудительное изъятие участка или нет. Напомним, ранее собственник должен был быть уведомлен о предстоящем изъятии участка не менее чем за год. В новой редакции Земельного кодекса РФ это правило отсутствует. Таким образом, с 1 апреля срок изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд сократился в четыре раза.

Безусловно, теперь масштабные проекты будут реализовываться быстрее. Однако эксперты подчеркивают, что в результате поправок баланс интересов сместился в сторону государства. «Граждане и ранее сталкивались с изъятием как с неким фактом, с которым уже нельзя ничего нельзя сделать. С упрощением процедуры и уменьшением сроков согласования положение собственников может стать еще хуже», – предостерегает Сергей Казинец.

***

В настоящее время практика изъятия земель по новым правилам еще не сложилась, однако редакция портала ГАРАНТ.РУ будет следить за ее развитием.

Прокуратура добивается возврата в муниципальную собственность земельного участка


По коллективному обращению жителей микрорайона «Ак-Гель» о незаконном завладении земельным участком прокуратура города Махачкалы провела проверку.

В ходе проверки установлено, что местная жительница на основании поддельных постановления главы администрации города Махачкалы о закреплении используемого земельного участка и разрешения на строительство индивидуального жилого дома зарегистрировала право собственности на земельный участок в поселке Степной вблизи озера Ак-Гель.

Кадастровая стоимость указанного земельного участка площадью 600 кв.м составляет более 1,3 млн рублей.

Видео (кликните для воспроизведения).

В связи с этим прокуратура материалы проверки направила в следственный орган для решения вопроса об осуществлении уголовного преследования по ч. 4 ст. 159 (мошенничество) и ч.2 ст. 327 УК РФ (подделка официальных документов).

Кроме того, в целях возврата в муниципальную собственность земельного участка в Ленинский районный суд города Махачкалы прокуратурой направлено исковое заявление.

Статья 9. Возврат неосвоенных земельных участков в государственную или муниципальную собственность

1. Земельные участки, предоставленные гражданам для обустройства Родовых поместий в соответствии с настоящим законом и не освоенные ими в течение пяти лет, подлежат возврату в государственную или муниципальную собственность и повторному предоставлению для обустройства Родовых поместий другим гражданам Российской Федерации.

2. Возврат земельного участка в государственную или муниципальную собственность осуществляется при отсутствии признаков освоения земельного участка, предусмотренных пунктом 7 статьи 5 настоящего закона.

3. Основанием для возврата земельного участка в государственную или муниципальную собственность, является:

1) установление факта отсутствия признаков освоения земельного участка, предусмотренных пунктом 7 статьи 5 настоящего закона, материалами проверки органа земельного надзора, проведенной в течение года по истечении 5 лет со дня предоставления гражданину земельного участка, либо решением общего собрания жителей поселения Родовых поместий, на территории которого находится неосвоенный земельный участок;

2) добровольный отказ гражданина от земельного участка в связи с его неосвоением или нежеланием обустраивать его в качестве Родового поместья.

В последнем случае гражданин сохраняет право на повторное получение земельного участка для обустройства Родового поместья в другом месте по истечении одного года со дня отказа от неосвоенного земельного участка.

4. Принятию решения о возврате неосвоенного земельного участка в государственную или муниципальную собственность должно предшествовать выносимое органом земельного надзора или общим собранием жителей поселения Родовых поместий письменное предупреждение, направляемое гражданину – владельцу земельного участка, которое должно содержать:

1) указание на неиспользование гражданином земельного участка по назначению в течение пяти лет;

2) предложение гражданину заняться обустройством земельного участка с перечислением конкретных действий и указанием разумного срока (не менее трёх месяцев), в течение которого он должен их совершить;

3) предупреждение гражданина о возможном прекращении права безвозмездного пользования либо права собственности на земельный участок и возврате земельного участка в государственную или муниципальную собственность в случае его неосвоения.

6. При возврате неосвоенного земельного участка в государственную или муниципальную собственность и его повторном предоставлении уполномоченным органом новый владелец земельного участка, при наличии на нём возведённых предыдущим владельцем строений (зданий, сооружений), возмещает предыдущему владельцу затраты на их постройку в размере, определяемом по соглашению сторон или в соответствии с заключением независимого оценщика, либо содействует предыдущему владельцу в сносе возведенных им строений, вывозе стройматериалов и иного принадлежащего ему имущества. При этом

Читайте так же:  Нужен ли техпаспорт при покупке квартиры

земельный участок, предоставленный гражданину в соответствии с настоящим Законом безвозмездно, не оценивается и не подлежит компенсации.

Последствия неправомерной продажи муниципальной земли

Продажа муниципальной земли возможна только при соблюдении соответствующих положений законодательства. Нарушение условий при реализации участка является основанием для признания судом такой сделки недействительной, несмотря на состоявшуюся регистрацию права собственности. Какие могут наступить последствия для нового собственника в такой ситуации, рассмотрим на примере.

Калининградский областной суд рассмотрел в апелляционном порядке гражданское дело № 33-1275/2017. Ответчик К. обратился в суд апелляционной инстанции с жалобой на решение районного суда от 08.12.2016 г., которое заключалось в следующем:

  • Удовлетворении иска прокуратуры Гурьевского района Калининградской области;
  • Признании недействительным договора о передаче во владение земельного участка, заключенного между администрацией Гурьевского района и ответчиком К.;
  • Возврате участка в государственную собственность;
  • Взыскании с К. госпошлины в размере 400 рублей;
  • Внесении в ЕГРН записи о прекращении права владения К. спорным участком.

Доводы заявителя

В рассматриваемом деле истцом выступает прокурор Гурьевского городского округа Калининградской области. Судом установлено, что прокурор в интересах муниципального образования «Гурьевский муниципальный округ» обратился с иском к администрации Гурьевского городского округа и гражданину К. для признания недействительным договора. Согласно документу, во владение К. был передан земельный участок. Соглашение датируется 29.10.2012 г., заключено между администрацией Гурьевского района и ответчиком К. Прокурор также требовал вернуть участок в государственную собственность, т.е. в распоряжение Гурьевского городска округа.

Свои требования истец обосновал следующими обстоятельствами. По мнению прокурора, был принят неправильный порядок предоставления рассматриваемого участка во владение ответчику К., во-вторых, рыночная стоимость была определена неверно Московской оценочной компанией, которая, как выяснилось, не вела никакой деятельности в Калининградской области.

Следовательно, по мнению прокурора, участок перешел ответчику К. без установления его рыночной стоимости. Из-за этого неопределенный круг лиц, население городского округа, лишилось права участвовать в торгах, и муниципалитет не получил положенный доход от реализации муниципального участка, который мог бы быть использован для нужд местного значения. Следовательно, договор между К. и администрацией является ничтожным. На основании этих доводов суд первой инстанции удовлетворил требования прокурора.

Ответчик К. в апелляционной жалобе указал на законность оценки стоимости участка, проведенной оценочной компанией, и на истечение срока давности для обращения прокурором в суд. По мнению ответчика, срок необходимо исчислять с 2012 г., когда в отношении оценочной компании было возбуждено уголовное дело, связанное с ее деятельностью.

Позиция суда

По мнению суда, доводы прокурора, защищающего интересы неопределенного круга лиц, основаны на верном токовании положений материального права. В соответствии со ст. 8 135-ФЗ от 29.07.1998 г., при продаже государственной или муниципальной собственности ее стоимость должна быть определена в рамках оценки. Она не нужна в случаях, когда стоимость установлена нормативно-правовыми документами.

Согласно закону об особенностях регулирования земельных отношений на территории Калининградской области, при подписании договора купли-продажи по государственным земельным участкам их стоимость определяется в размере, соразмерном рыночной стоимости за участок, свободный от каких-либо построек, если такой договор заключается по решению соответствующего ведомства. Рыночная стоимость земель устанавливается исходя из положений законодательства РФ в сфере оценочной деятельности.

Согласно материалам дела, 29.06.2012 г. администрация Гурьевского района и ответчик К. заключили договор аренды участка земли для целей индивидуального строительства последним. Затем ответчик обратился с заявлением в администрацию о расторжении арендного договора и предоставлении указанного земельного участка ему в постоянное владение.

В печатном издании «Наше время» было опубликовано объявление о намерении предоставить участок в собственность и приеме заявлений на его выделение. 29.10.2012 г. администрация Гурьевского района на основании заявления К. и оценки стоимости, проведенной оценочной компанией, приняла постановление. Согласно документу, арендный договор с К. расторгается и участок переходит в его собственность. Об этом свидетельствует договор, подписанный сторонами.

Ст. 28 Земельного кодекса предусмотрено, что государственные и муниципальные земли предоставляются в собственность за определенную плату. Таким образом, администрация могла рассчитать стоимость подлежащего передаче объекта в собственность ответчика К., принимая во внимание расчеты независимого оценщика.

Согласно приложенным к делу документам следует, что при передаче во владение ответчику К. участка стоимость выкупа установлена администрацией с учетом подготовленного Отчета об оценке. Оценку заказывал непосредственно ответчик, и стоимость участка по ней составила 9 тысяч рублей. Следовательно, говорить о том, что оценка проведена независимой стороной, нет оснований. 15.01.2015 г. на спорный участок было зарегистрировано право собственности с внесением в ЕГРН.

Для внесения ясности в дело прокуратурой Гурьевского района был направлен запрос о проведении оценки стоимости земли в данную оценочную компанию. Руководство фирмы представило в адрес зампрокурора Гурьевского района письменное заверение, что никаких работ по оценке стоимости земель в Калининградской области компанией не проводилось. Дополнительно 19.10.2016 г. судом в указанной компании была уточнена информация о проведенной ранее оценки, в результате получен отрицательный ответ. Документы, подтверждающие проведение оценки земельного участка, к делу не прилагаются.

Читайте так же:  Ответственность за неуплату ндфл физическим лицом

Суд также запрашивал оценку состояния земельного участка, принадлежащего ответчику К. Согласно описанию, оформленному ревизионным управлением, участок не ухожен, имеет многолетние заросли, обводнен, следов строительства на нем не имеется и он не используется в соответствии с назначением.

Также суд запросил в кадастровом ведомстве справку об участке. Согласно документу, кадастровая стоимость объекта, включенного в государственный кадастр недвижимости, на 01.10.2012 г. составляет 233 000 рублей.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, а также то, что К. не смог привести доказательства того, что выкупная стоимость участка в размере 9 тысяч рублей равнозначна его рыночной стоимости, Суд решил, что выкуп ответчиком К. участка был осуществлен без учета его рыночной стоимости. Из-за этого возникла ситуация, нарушающая права муниципалитета на получение доходов от реализации объекта, которые могли бы быть использованы для нужд муниципального образования, населения городского округа за счет средств муниципального бюджета. Положениями ст. 166 ГК установлено, что сделка признается ничтожной, если она нарушает интересы других лиц. В данном случае нарушены права населения муниципального образования.

Суд правомерно удовлетворил заявление прокурора, признав договор передачи земли в собственность недействительным и указав на перечисленные последствия недействительности.

О сроке давности

Что касается указания на истечение срока давности рассмотрения дела, суд также верно определил дату, с которой исчисляется давность: с 03.03.2016 г., когда прокурору района прокуратурой области было поручено провести проверку. Мероприятие было инициировано после обращения руководства городского округа о вероятности нарушения норм законодательства. В обращении указывалось, что по спорному участку между К. и администрацией неправомерно заключен договор передачи земли.

Иных доказательств того, что прокурор узнал гораздо раньше о неправомерном заключении договора о передаче во владение ответчику К. участка и нарушении интересов муниципалитета, на рассмотрение в суд сторонами не представлено.

Доводы заявителя о том, что прокурор знал об уголовном деле в отношении искомой оценочной компании, возбужденном в 2012 г. в связи с деятельностью этой организации, не являются достаточными для отмены решения.

[1]

Доводы ответчика К. о том, что рыночная стоимость участка была установлена на основании правильной оценки, судом изучены и по ним сделан вывод, что они не являются основанием для отмены решения. Итак, решение суда первой инстанции областным судом оставлено без изменений.

Таким образом, исходя из рассмотренного дела, сделаны следующие выводы:

  • Продажа муниципального участка без организации аукциона является нарушением интересов других лиц, имеющих право на участие в таких торгах;
  • Оформление в собственность и регистрация права собственности не являются препятствием для признания сделки недействительной;
  • Для определения рыночной стоимости государственной недвижимости, необходима независимая оценка.

Земельный
эксперт

Бесплатная горячая линия

+7 499 553-09-05 Москва

+7 812 448-61-02 Санкт-Петербург

+7 (800) 550-38-47 Россия

Права на землю

Москва
+7 499 553-09-05
Санкт-Петербург
+7 812 448-61-02
Россия
+7 (800) 550-38-47

Отказ от права собственности на земельный участок

Содержание статьи:

Основания для отказа от права собственности на земельный участок

Отказ от права собственности на земельный участок необходим в случае неиспользования этого имущества или при необходимости освобождения от уплаты налогов. Если объект недвижимости не применяется или его эксплуатация приносит убытки, от такой территории следует избавиться путем продажи, дарения либо добровольного отказа.

Если правопреемник на землю не найден, нужно прекратить право собственности на такой участок. На основании отказа отчуждаемая недвижимость передается в специализированный фонд муниципалитета. Этот государственный орган становится официальным владельцем и распорядителем собственности. До момента регистрации такого действия права и обязанности владельца земли остаются за лицом, которое производит процедуру отчуждения.

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефонам: +7 (499) 553-09-05 в Москве, +7 (812) 448-61-02 в Санкт-Петербурге, +7 (800) 550-38-47 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.

[3]

Если на обладание территорией есть претенденты, имеющие преимущественное право, например, дети, супруг владельца или предыдущий собственник – недвижимость может быть передана в их ведение. При наличии споров по переходу данной вещи в собственность, они разрешаются в судебном порядке.

Отказ от права на землю регламентирован ст. 53 ЗК РФ. Процедура оформления прекращения права собственности определена ФЗ № 218 от 13.07.2015 года.

Основанием для отказа от имущества служит предоставление заявления в Росреестр. Если владелец земли обладает правом собственности согласно договору купли-продажи – делопроизводство направляется в региональное отделение РосРеестра. Если хозяин территории обладает ей согласно праву бессрочного пользования земельным участком или наследования – заявление оформляется в отделении муниципалитета.

Заявление об отказе от права собственности на землю

Заявление о добровольном отчуждении территории составляется в письменном виде от руки или машинописными символами по установленному образцу. Посмотреть и скачать можно здесь: [Форма заявления об отказе от права собственности на земельный участок]. Соответствующий бланк для заполнения можно получить в государственном органе по месту предъявления, в нотариальной или адвокатской конторе или скачать через интернет на официальном сайте Росреестра.

Такой документ должен иметь следующую структуру:

  • Шапка. Оформляется в верхней правой части заявления. Содержит наименование государственного учреждения, в которое подается документ; данные заявителя (реквизиты юридического лица или Ф.И.О. – физического) с указанием адреса и контактного телефона или электронной почты.
  • Наименование заявления. Оформляется в центре листа под шапкой.
  • Основной текст документа. Здесь должны быть указаны правоустанавливающие документы на территорию и данные о местоположении рассматриваемого объекта, а также причины для делопроизводства, определяемые земельным законодательством.
  • Перечень приложений. Здесь описываются документы и их копии, прилагаемые к основному заявлению.
  • Дата составления и подпись просителя. Устанавливается в нижней части листа с левой или правой стороны документа.

Независимо от места предъявления заявления, прекращение прав на имущество подлежит регистрации в РосРеестре.

Порядок отказа от права собственности на земельный участок

Поэтапная процедура добровольного отказа от собственной территории:

Читайте так же:  Расчет аренды земельного участка муниципальной собственности


Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефонам: +7 (499) 553-09-05 в Москве, +7 (812) 448-61-02 в Санкт-Петербурге, +7 (800) 550-38-47 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.

  1. Сбор необходимой документации.
  2. Подача заявления в компетентный государственный орган. Осуществляется непосредственно владельцем земли или его представителем, на основании доверенности, заверенной через нотариуса.
  3. При приеме документов должностным лицом выдается соответствующая справка с порядковым номером и перечнем принятых бумаг.
  4. Ожидание в течение одного месяца для получения официального ответа.
  5. После принятия решения в течение трех дней направляется уведомление заявителю с ответом. В недельный срок документация передается в РосРеестр для регистрации (в случае осуществления делопроизводства в местном муниципалитете). В течение 7 дней предоставляются необходимые данные в налоговые органы.
  6. РосРеестр после получения необходимой документации или завершения делопроизводства в срок 5 дней направляет официальное уведомление заявителю о регистрации прекращения вещного права на землю.

Список документов

Перечень документов, необходимых для отказа от прав на недвижимость, указанных в земельном законодательстве:

  • Заявление о добровольном отчуждении.
  • Письменное согласие государственного или иного органа, создавшего юридическое лицо, которое объявляет об отказе на имущество (для юридических лиц).
  • Документ, подтверждающий государственную регистрацию с копией.
  • Правоустанавливающие бумаги на землю или копия соответствующего решения государственного или судебного органа. Такие документы не нужны, если оформление территории в РосРеестре производилось на основании действующего ФЗ № 122 от 21.07.97.
  • Выписка из ЕГРЮЛ (для юридических лиц).
  • Кадастровый паспорт на участок (при наличии).
  • Паспорт или иной документ, удостоверяющий личность заявителя или его доверенного.
  • Доверенность, удостоверенная в нотариальной конторе (при необходимости).

Последствия отказа от права собственности на землю

После того как будет произведен отказ от права собственности на территорию, такой участок будет переведен в ведение регионального муниципалитета в порядке, установленном земельным законодательством. После отчуждения недвижимости она приобретает статус бесхозной и подлежит реализации или консервации (длительное хранение).

Как восстановить право на землю после отказа? В течение 12 месяцев после отчуждения объекта собственности бывший владелец или иные претенденты могут получить территорию назад согласно приобретательской давности. После определенного времени реализация объекта недвижимости осуществляется на основаниях гражданского законодательства в отношении бесхозной вещи.

Пример по отказу от права собственности на земельный участок

Гражданин Петров Н.В. получил в наследство долю земельного участка. По истечении нескольких лет, для того чтобы не платить имущественный налог, он решил отказаться от этой территории. Согласно законодательству такая процедура выполняется региональным муниципалитетом с последующей регистрацией прекращения вещного права в РосРеестре.

Обратившись в государственный орган, Петров составил соответствующее заявление, приложил к нему необходимые документы и передал бумаги на рассмотрение. Через месяц был получен официальный ответ. Согласно решению государственного органа в заявлении было отказано на основании преимущественного права на долю земельного участка другими наследниками. Поэтому гражданин, в случае его нежелания на обладание территорией, должен ее передать или подарить в пользу собственника другой доли участка.

Заключение

Добровольный отказ от права собственности регламентирован нормами гражданского и земельного законодательства. В случае осуществления такой процедуры, права и обязанности на отчуждаемую территорию налагаются на фактического собственника до момента ее передачи в муниципальный земельный фонд или иному лицу. Особенности добровольного отказа от вещного права:

  1. Делопроизводство по общему правилу осуществляется в РосРеестре.
  2. Отказ от права собственности подлежит обязательной регистрации.
  3. Основание для добровольного отчуждения – подача соответствующего заявления от фактического владельца или его представителя.
  4. Срок рассмотрения заявления – 30 дней с момента подачи документа.
  5. Право собственности на землю после отказа от него можно восстановить на основании приобретательской давности в течение одного года для бывших владельцев или членов их семей. После истечения указанного периода приобрести недвижимость можно на общих основаниях путем подачи заявления в муниципалитет.

Наиболее популярный вопрос и ответ на него по отказу от права собственности на земельный участок

Вопрос: Здравствуйте, меня зовут Валентин. На каких условиях и где я могу отказаться от права на дачный участок, приобретенный мной пару лет назад?

Ответ: Добрый день, Валентин. Согласно ст. 53 Земельного кодекса России вы можете добровольно отказаться от имущества. Для осуществления такой возможности необходимо составить соответствующее заявление по предоставленному образцу в государственном органе. В Вашем случае, делопроизводство будет осуществляться в РосРеестре.

Если при покупке дачи два года назад процедура производилась в этом же регистрирующем органе – представлять правоустанавливающие документы на землю не нужно. Если нет – необходимо к заявлению приложить технический план и договор купли-продажи.

Список законов

Образцы заявлений и бланков

Видео (кликните для воспроизведения).

Вам понадобятся следующие образцы документов:

Возврат земли в муниципальную собственность
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here