В решении об учреждении юридического лица указываются

Особенности решения вопросов с статье на тему: "В решении об учреждении юридического лица указываются". Если в процессе прочтения появились дополнительные вопросы, то вы всегда можете обратиться к дежурному юристу.

Статья 52 ГК РФ. Учредительные документы юридических лиц

Новая редакция Ст. 52 ГК РФ

1. Юридические лица, за исключением хозяйственных товариществ и государственных корпораций, действуют на основании уставов, которые утверждаются их учредителями (участниками), за исключением случая, предусмотренного пунктом 2 настоящей статьи.

Хозяйственное товарищество действует на основании учредительного договора, который заключается его учредителями (участниками) и к которому применяются правила настоящего Кодекса об уставе юридического лица.

Государственная корпорация действует на основании федерального закона о такой государственной корпорации.

2. Юридические лица могут действовать на основании типового устава, утвержденного уполномоченным государственным органом. Сведения о том, что юридическое лицо действует на основании типового устава, утвержденного уполномоченным государственным органом, указываются в едином государственном реестре юридических лиц.

Типовой устав, утвержденный уполномоченным государственным органом, не содержит сведений о наименовании, фирменном наименовании, месте нахождения и размере уставного капитала юридического лица. Такие сведения указываются в едином государственном реестре юридических лиц.

3. В случаях, предусмотренных законом, учреждение может действовать на основании единого типового устава, утвержденного его учредителем или уполномоченным им органом для учреждений, созданных для осуществления деятельности в определенных сферах.

4. Устав юридического лица, утвержденный учредителями (участниками) юридического лица, должен содержать сведения о наименовании юридического лица, его организационно-правовой форме, месте его нахождения, порядке управления деятельностью юридического лица, а также другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующих организационно-правовой формы и вида. В уставах некоммерческих организаций, уставах унитарных предприятий и в предусмотренных законом случаях в уставах других коммерческих организаций должны быть определены предмет и цели деятельности юридических лиц. Предмет и определенные цели деятельности коммерческой организации могут быть предусмотрены уставом также в случаях, если по закону это не является обязательным.

5. Учредители (участники) юридического лица вправе утвердить регулирующие корпоративные отношения (пункт 1 статьи 2) и не являющиеся учредительными документами внутренний регламент и иные внутренние документы юридического лица.

Во внутреннем регламенте и в иных внутренних документах юридического лица могут содержаться положения, не противоречащие учредительному документу юридического лица.

6. Изменения, внесенные в учредительные документы юридических лиц, приобретают силу для третьих лиц с момента государственной регистрации учредительных документов, а в случаях, установленных законом, с момента уведомления органа, осуществляющего государственную регистрацию, о таких изменениях. Однако юридические лица и их учредители (участники) не вправе ссылаться на отсутствие регистрации таких изменений в отношениях с третьими лицами, действовавшими с учетом таких изменений.

Комментарий к Ст. 52 ГК РФ

На основании только устава действуют, например, акционерное общество, производственный кооператив, унитарное предприятие, общественная организация (объединение).

На основании устава и учредительного договора действуют общество с ограниченной ответственностью, общество с дополнительной ответственностью, ассоциация или союз.

На основании только учредительного договора действуют полное товарищество, товарищество на вере.

Без учредительных документов действует государственная корпорация, так как в законе, предусматривающем создание государственной корпорации, должны определяться наименование государственной корпорации, цели ее деятельности, место ее нахождения, порядок управления ее деятельностью (в том числе органы управления государственной корпорации и порядок их формирования, порядок назначения должностных лиц государственной корпорации и их освобождения), порядок реорганизации и ликвидации государственной корпорации и порядок использования имущества государственной корпорации в случае ее ликвидации.

Учредительными документами для учреждений являются решения собственника о создании учреждения и устав, утвержденный собственником.

Для некоммерческих партнерств и автономных некоммерческих организаций обязательно наличие устава, который является их основным учредительным документом. Однако учредители (участники) некоммерческих партнерств, а также автономных некоммерческих организаций вправе заключить учредительный договор.

Другой комментарий к Ст. 52 Гражданского кодекса Российской Федерации

1. Учредительные документы определяют правовой статус юридического лица. При этом учредительными являются документы, на основании которых учреждается (создается и регистрируется) и действует данная организация.

В п. 1 комментируемой статьи указывается три вида учредительных документов: устав, учредительный договор и общее положение об организациях данного вида. Юридические лица действуют либо на основании одного из указанных документов, либо на основании двух документов — устава и учредительного договора.

Закон устанавливает, что на основании учредительного договора действуют полные товарищества (ст. 70 ГК РФ) и товарищества на вере (ст. 83 ГК РФ); на основании устава и учредительного договора действуют общества с ограниченной и дополнительной ответственностью (ст. ст. 89, 95 ГК РФ), объединения юридических лиц (ст. 122 ГК РФ); на основании устава — акционерные общества (ст. 98 ГК РФ), общества с ограниченной и дополнительной ответственностью, созданные одним лицом (ст. ст. 89, 95 ГК РФ), производственные и потребительские кооперативы (ст. ст. 108, 116 ГК РФ), государственные и муниципальные унитарные предприятия (ст. 113 ГК РФ), фонды (ст. 118 ГК РФ), общественные организации (объединения), некоммерческие партнерства, автономные некоммерческие организации, учреждения (ст. 14 Закона о некоммерческих организациях).

При создании акционерного общества учредители в соответствии со ст. 98 ГК заключают между собой договор о создании общества, который является не учредительным договором, а разновидностью договора о совместной деятельности (ст. 1041 ГК РФ).

В соответствии со ст. 14 Закона о некоммерческих организациях учредители (участники) некоммерческого партнерства или автономной некоммерческой организации вправе также заключить учредительный договор.

2. В п. 2 комментируемой статьи содержатся требования, предъявляемые к содержанию учредительных документов. Подобные требования носят императивный характер для всех юридических лиц независимо от их организационно-правовой формы.

В учредительные документы организации в обязательном порядке включаются сведения о наименовании, месте нахождения, органах управления юридического лица. В отношении отдельных видов юридических лиц этот перечень может быть конкретизирован ГК и специальными законами об этих организациях (см., например, п. 2 ст. 70 ГК относительно полных товариществ, п. 3 ст. 98 ГК относительно акционерных обществ).

Закон не запрещает включать в учредительные документы и иные положения, не предусмотренные действующим законодательством РФ, при условии, что они не противоречат ему.

Согласно ст. 7.1 Закона о некоммерческих организациях государственная корпорация создается на основании закона, который заменяет ей все учредительные документы.

3. В учредительные документы юридического лица могут вноситься изменения в порядке, предусмотренном законодательством или самими этими документами. Как правило, указанные изменения вносятся высшим органом юридического лица (в отношении хозяйственных обществ) или его учредителями (в отношении учреждений). В некоторых случаях внести изменения в учредительные документы возможно только на основании решения суда (п. 2 ст. 72 ГК — в отношении полных товариществ, п. 1 ст. 119 ГК — в отношении фондов).

Читайте так же:  Чем отличается апарт отель от квартиры

Статья 50.1 ГК РФ. Решение об учреждении юридического лица

Новая редакция Ст. 50.1 ГК РФ

1. Юридическое лицо может быть создано на основании решения учредителя (учредителей) об учреждении юридического лица.

2. В случае учреждения юридического лица одним лицом решение о его учреждении принимается учредителем единолично.

В случае учреждения юридического лица двумя и более учредителями указанное решение принимается всеми учредителями единогласно.

3. В решении об учреждении юридического лица указываются сведения об учреждении юридического лица, утверждении его устава, а в случае, предусмотренном пунктом 2 статьи 52 настоящего Кодекса, о том, что юридическое лицо действует на основании типового устава, утвержденного уполномоченным государственным органом, о порядке, размере, способах и сроках образования имущества юридического лица, об избрании (назначении) органов юридического лица.

В решении об учреждении корпоративного юридического лица (статья 65.1) указываются также сведения о результатах голосования учредителей по вопросам учреждения юридического лица, о порядке совместной деятельности учредителей по созданию юридического лица.

В решении об учреждении юридического лица указываются также иные сведения, предусмотренные законом.

4. В случае создания наследственного фонда (статья 123.20-1) решение об учреждении наследственного фонда принимается гражданином при составлении им завещания и должно содержать сведения об учреждении наследственного фонда после смерти этого гражданина, об утверждении этим гражданином устава наследственного фонда и условий управления наследственным фондом, о порядке, размере, способах и сроках образования имущества наследственного фонда, лицах, назначаемых в состав органов данного фонда, или о порядке определения таких лиц.

После смерти гражданина нотариус, ведущий наследственное дело, направляет в уполномоченный государственный орган заявление о государственной регистрации наследственного фонда с указанием имени или наименования лица (лиц), осуществляющего полномочия единоличного исполнительного органа фонда.

Комментарий к Статье 50.1 ГК РФ

Комментарий дорабатывается и временно отсутствует.

Другой комментарий к Ст. 50.1 Гражданского кодекса Российской Федерации

Комментарий к статье 50.1 ГК в процессе написания. Заходите позже.

Образец решения о создании юридического лица

Решение о создании юридического лица — документ, который оформляется, если в создании акционерного общества или общества с ограниченной ответственностью участвует один учредитель. Как правильно его составить, рассмотрим в нашей статье.

Что должно отражать решение о создании общества?

Каждый имеет право и возможность открыть фирму, чтобы заняться предпринимательством. Организационно-правовых форм при этом существует несколько, например общество с ограниченной ответственностью или акционерное общество. Для этого необходимо собрать и предоставить в налоговую инспекцию для регистрации документы, перечень которых перечислен в ст. 12 закона «О госрегистрации юрлиц и ИП» от 08.08.2001 № 129-ФЗ. Это следующие документы:

  • заявление на регистрацию;
  • решение участника общества о создании;
  • устав;
  • квитанция, подтверждающая уплату государственной пошлины.

Как именно происходит регистрация ООО, читайте в статье «Какие документы нужны для открытия ООО — перечень».

Какую же информацию необходимо указать при оформлении решения о создании юридического лица? Четкой формы решения нет, но закон предусматривает обязательные данные, которые оно должно отражать (ст. 11 закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02.1998 № 14-ФЗ, ст. 9 закона «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 № 208-ФЗ). Это:

  • Дата и место составления решения о создании общества.
  • Полные данные учредителя (Ф. И. О., паспортные данные физлица или наименование, реквизиты юридического лица).
  • Полное и сокращенное наименование создаваемого юридического лица.
  • Местонахождение общества.
  • Размер и характеристика уставного капитала.

Более подробно о роли и размере уставного капитала читайте в статьях:

  • Информация о принятии решения об утверждении устава общества.
  • Информация о назначении органов управления общества. Необходимо указать, кого (Ф.И.О. и паспортные данные) и на какой срок назначают в исполнительный орган (ст. 40 закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ; ст. 69 закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ).

Решение о создании юридического лица — образец

Теперь, когда мы выяснили, — как именно должно выглядеть решение о создании общества, попробуем составить его на примере открытия ООО.

Иванов С. И. (паспорт серии 4000 № 123456, выдан 10 отделом милиции Выборгского района Санкт-Петербурга 01.10.2005, код подразделения 123-456, зарегистрирован по адресу Санкт-Петербург, ул. Воздушная, д. 1, кв. 123) принял решение открыть ООО, чтобы заниматься оптовой торговой деятельностью.

Он является единственным учредителем. Адресом ООО будет арендованное складское помещение (190000, Санкт-Петербург, ул. Воздушная, д. 15). Уставный капитал (УК) равен 50 000 руб. Минимально возможная сумма уставного капитала — 10 000 руб. УК вносится денежными средствами. Если учредитель захочет внести имущество в качестве УК, это может быть только сверх минимально уставленного УК (п. 2 ст. 66.2 ГК РФ). Обязанности гендиректора общества он возлагает на себя.

Имея всю необходимую информацию, издаем решение, образец которого представлен ниже:

При регистрации общества одним из основных документов является решение о его создании. В нем укажите все основные данные, относящиеся к вашей организации: дату и место создания; наименование; размер и характеристику УК; данные, касающиеся устава общества; подробности об исполнительном органе.

[3]

Если вы уже работаете и хотите закрыть ООО, вам поможет статья «Порядок закрытия ООО — пошаговая инструкция».

В решении об учреждении юридического лица указываются

Открытая общественная правовая информационная система

Задать вопрос юристу

  • Главная ›
  • Правовая энциклопедия ›
  • Основы гражданского права ›
  • Создание юридического лица (организационно-правовые формы и процедура), ›
  • Создание юридического лица (организационно-правовые формы и процедура)

Создание юридического лица (организационно-правовые формы и процедура)

Юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Юридические лица могут создаваться как гражданами, так и юридическими лицами, а в установленном законом случаях – государством.

Если юридическое лицо создается одним лицом, то создания юридического лица требуется соответствующее его волеизъявление (решение), оформленное в письменной форме, и содержащее сведения об учреждении юридического лица, утверждении его устава, о порядке, размере, способах и сроках образования имущества юридического лица, об избрании (назначении) органов юридического лица.

Если юридическое лицо создается несколькими лицами, то, во-первых, решение о создании принимается всеми учредителями единогласно, во-вторых, помимо перечисленных выше сведений указываются также сведения о результатах голосования учредителей по вопросам учреждения юридического лица, о порядке совместной деятельности учредителей по созданию юридического лица.

О принятии решения собрания учредителей составляется протокол в письменной форме. Протокол подписывается председательствующим на собрании и секретарем собрания.

Читайте так же:  Просрочен срок вступления в наследство что делать

В протоколе о результатах очного голосования должны быть указаны:

1) дата, время и место проведения собрания;

2) сведения о лицах, принявших участие в собрании;

3) результаты голосования по каждому вопросу повестки дня;

4) сведения о лицах, проводивших подсчет голосов;

5) сведения о лицах, голосовавших против принятия решения собрания и потребовавших внести запись об этом в протокол.

Законом для отдельных видов юридических лиц могут быть предусмотрены дополнительные виды сведений, указываемых в решениях о создании юридического лица.

Юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, предусмотренном законом о государственной регистрации юридических лиц.

Для государственной регистрации юридического лица необходимо подать в регистрирующий орган составленное по установленной форме заявление, решение о создании или протокол собрания учредителей, учредительные документы и документ, подтверждающий уплату государственной пошлины.

При участии в учреждении юридического лица иностранного юридического лица требуется также выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица – учредителя.

Статья 50.1. Решение об учреждении юридического лица

1. Юридическое лицо может быть создано на основании решения учредителя (учредителей) об учреждении юридического лица.

2. В случае учреждения юридического лица одним лицом решение о его учреждении принимается учредителем единолично.

В случае учреждения юридического лица двумя и более учредителями указанное решение принимается всеми учредителями единогласно.

3. В решении об учреждении юридического лица указываются сведения об учреждении юридического лица, утверждении его устава, о порядке, размере, способах и сроках образования имущества юридического лица, об избрании (назначении) органов юридического лица.

В решении об учреждении корпоративного юридического лица (статья 65.1) указываются также сведения о результатах голосования учредителей по вопросам учреждения юридического лица, о порядке совместной деятельности учредителей по созданию юридического лица.

В решении об учреждении юридического лица указываются также иные сведения, предусмотренные законом.

Создание организации (юридического лица)

Этапы создания организации (юридического лица)

Процесс создания организации, на мой взгляд, — это принятие решений по следующим вопросам:

проведение собрания участников (учредителей);

определение размера уставного капитала (но не менее 10 000 рублей) и распределение долей между участниками (учредителями);

выбор руководителя организации;

выбор лица, который будет заниматься регистрацией организации.

После ответа на эти вопросы и подготовки необходимых документов можно переходить к следующей статдии создания юридического лица — регистрации вновь создаваемой организации.

Одним из ключевых этапов является документальное оформления собрания учредителей (участников) организации. Этот этап оформляется решением учредителей (участников) о создании юридического лица.

Решение о создании юридического лица (организации)

В этом документе должны быть закреплены первые решения по указанным выше вопросам.

Так как законодательство никаких требований к оформлению такого решения не предъявляет, оно может быть любым. Главное, чтобы в таком решении были ответы на вопросы о:

Создании организации. Это может выглядеть так: «Создать Общество с ограниченной ответственностью «Однодневка».

Утверждении устава юридического лица. В решении это можно отразить так: «Утвердить Устав Общества с ограниченной ответственностью «Однодневка».

Определении места нахождения организации, что может выглядеть так: «Определить местонахождение Общества с ограниченной ответственностью «Однодневка»: 123456, г. Санкт-Петерубрг, ул. Плуталова, д. 7, литер А.

О величине уставного капитала, что можно отразить так: «Внести в уставный капитал Общества с ограниченной ответственностью «Однодневка» в размере 10 000 (десять тысяч) рублей, 1 (одна) доля, 100%».

По действующему законодательству оценка стоимости имущества, вносимого в уставный капитал нужна при стоимости имущества свыше 20 000 рублей. В Проекте ГК предусмотрено, что оценка стоимости имущества производится независимым оценщиком вне зависимости от стоимости имущества. В решении (протоколе) это может быть выглядеть следующим образом: «Утвердить оценочную стоимость имущества, вносимого в уставный капитал Общества: письменный стол стоимостью 10 000 (десять тысяч) рублей.

Утверждение руководителя организации. Это можно указать так: «На должность директора ООО «Однодневка» назначить Иванова Ивана Ивановича (паспорт 12 34 № 567890, выдан _________ __.__._____, зарегистрирован по адресу: ____________.

Решение о создании юридического лица в Законе № 99-ФЗ от 05.05.2014 «О внесении изменений в главу 4 части 1 Гражданского кодекса РФ»

Законом от 05.05.2014 № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части 1 Гражданского кодекса РФ» вводится новая статья 50 1 ГК изложена в новой редакции, т.е. фактические дано новое понятие юридического лица:

Статья 50 1 . Решение о создании юридического лица

(по состоянию на 01.07.2018)

← Статья 50. Коммерческие и некоммерческие организации
Статья 52. Учредительные документы юр. лиц →

Юридическое лицо может быть создано на основании решения учредителя (учредителей) об учреждении юридического лица.

В случае учреждения юридического лица одним лицом решение о его учреждении принимается учредителем единолично.

В случае учреждения юридического лица двумя и более учредителями указанное решение принимается всеми учредителями единогласно.

В решении об учреждении юридического лица указываются сведения об учреждении юридического лица, утверждении его устава, а в случае, предусмотренном пунктом 2 статьи 52 настоящего Кодекса, о том, что юридическое лицо действует на основании типового устава, утвержденного уполномоченным государственным органом, о порядке, размере, способах и сроках образования имущества юридического лица, об избрании (назначении) органов юридического лица.
(в ред. Федерального закона от 29.06.2015 № 209-ФЗ)

В решении об учреждении корпоративного юридического лица (статья 65 1 ) указываются также сведения о результатах голосования учредителей по вопросам учреждения юридического лица, о порядке совместной деятельности учредителей по созданию юридического лица.

В решении об учреждении юридического лица указываются также иные сведения, предусмотренные законом.

  • В случае создания наследственного фонда (статья 123.20-1) решение об учреждении наследственного фонда принимается гражданином при составлении им завещания и должно содержать сведения об учреждении наследственного фонда после смерти этого гражданина, об утверждении этим гражданином устава наследственного фонда и условий управления наследственным фондом, о порядке, размере, способах и сроках образования имущества наследственного фонда, лицах, назначаемых в состав органов данного фонда, или о порядке определения таких лиц.
    После смерти гражданина нотариус, ведущий наследственное дело, направляет в уполномоченный государственный орган заявление о государственной регистрации наследственного фонда с указанием имени или наименования лица (лиц), осуществляющего полномочия единоличного исполнительного органа фонда.

    (п. 4 введен Федеральным законом от 29.07.2017 № 259-ФЗ и действует с 01.09.2018)
  • Комментарии к статье 50 1 ГК РФ

    Законом от 05.05.2014 № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части 1 Гражданского кодекса РФ» вводится единое регулирование для всех юридических лиц при принятии решения об их создании. Установлено, что если учредителей двое или более, такое решение должно быть принято ими единогласно.

    Читайте так же:  Договор подряда между юридическим и физическим лицом

    В решении должны быть указаны следующие сведения:

    об учреждении юридического лица с указанием о единогласном решении об этом;

    об утверждении его устава;

    о порядке, размере, способах и сроках образования его имущества;

    об избрании (назначении) его органов.

    о результатах голосования учредителей по вопросам учреждения юридического лица (при создании юридического лица корпоративного типа)

    о порядке совместной деятельности учредителей по созданию юридического лица (при создании юридического лица корпоративного типа).

    Статья написана и размещена 15 июня 2012 года. Дополнена — 05.05.2014, 25.06.2015, 27.07.2015, 12.06.2018

    Копирование статьи без указания прямой ссылки запрещено. Внесение изменений в статью возможно только с разрешения автора.

    Решение об учреждении юридического лица. Учредительные документы.

    В доктрине выделяют несколько способов создания юридических лиц:

    разрешительный, распорядительный, нормативно-явочный, явочный.

    Разрешительный способ – предполагает получение предварительного

    разрешения на создание юридического лица от государства. Применяется

    Видео (кликните для воспроизведения).

    при создании коммерческих юридических лиц, если они в результате

    создания будут признаны субъектами, занимающими доминирующее

    положение на рынке (ст. ФЗ «О защите конкуренции»). В литературе

    признается, что именно таким способом создаются коммерческие банки и

    страховые организации (Е.А.Суханов, В.П.Мозолин).

    Распорядительный способ – создание юридического лица производится

    на основе распоряжения собственника имущества или уполномоченного им

    органа. Применялся в советский период в отношении государственных

    предприятий. По действующему законодательству таким способом создается юридическое лицо в форме государственной корпорации (В.П.Мозолин).

    Нормативно-явочный способ – решение о создании юридического лица

    принимают его учредители, которые представляют учредительные

    документы, соответствующие законодательству, для государственной

    регистрации. Государство осуществляет контроль лишь за законностью

    создания юридического лица на основании общего нормативного акта,

    регулирующего порядок создания юридического лица, не может отказать в

    регистрации при нецелесообразности создания юридического лица. Таким

    способом создается большая часть юридических лиц по действующему

    Явочный способ – создание юридического лица производится по

    инициативе его учредителей, правоспособность приобретает с момента

    Юридическое лицо может быть создано на основании решения учредителя (учредителей) об учреждении юридического лица.

    Это решение может быть единоличным или коллегиальным. Во втором варианте решение должно быть единогласным. В любом случае оно выполняет две функции.

    Первая — решение является юридическим фактом, влекущим за собой правовое последствие в виде образования юридического лица. Точнее, решение учредителей юридического лица о его создании является необходимым фактом, входящим в фактический состав, влекущий за собой образование юридического лица.

    Другим необходимым юридическим фактом выступает обязательная регистрация юридического лица в государственном реестре юридических лиц в одной из организационно-правовых форм, предусмотренных ГКРФ.

    Вторая функция, которую выполняет решение об учреждении юридического лица, — регулятивная.

    Решение должно содержать в себе условия, на которых учреждается юридическое лицо и перечень которых содержится в данной статье.

    Кроме выражения согласованной воли об учреждении юридического лица решение должно содержать в себе пункты об утверждении устава юридического лица, о порядке, размере, способах и сроках образования имущества юридического лица, об избрании или назначении органов юридического лица.

    Утвержденный устав должен содержать указание на вид юридического лица (коммерческая или некоммерческая организация, корпоративная или унитарная), а также на его организационно-правовую форму. В нем должны быть сведения о наименовании юридического лица, месте его нахождения, порядке управления деятельностью юридического лица, другие необходимые по закону сведения для соответствующих юридических лиц.

    Так, в уставах некоммерческих организаций должны обязательно содержаться сведения о предмете и целях деятельности юридического лица. В решении о создании корпоративного юридического лица должны содержаться данные о результатах голосования учредителей по вопросам учреждения юридического лица и о совместной деятельности учредителей по созданию юридического лица.

    Решения об учреждении юридического лица, как и другие решения, могут в соответствии со ст. ст. 12, 181.3 — 181.5 ГК РФ обжаловаться в судебном порядке на предмет признания их недействительными или не имеющими юридической силы полностью или в определенной части.

    Юридические лица, за исключением хозяйственных товариществ, действуют на основании уставов, которые утверждаются их учредителями (участниками).

    Хозяйственное товарищество действует на основании учредительного договора, который заключается его учредителями (участниками) и к которому применяются правила настоящего Кодекса об уставе юридического лица.

    Устав является учредительным документом акционерных обществ, обществ с ограниченнойответственностью, крестьянских (фермерских) хозяйств, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий, потребительских кооперативов,общественных организаций, ассоциаций (союзов), товариществ собственников недвижимости, казачьихобществ, общин коренных малочисленных народов Российской Федерации, фондов, учреждений, автономных некоммерческих организаций, религиозных организаций, публично-правовых компаний.

    Учредительный договор необходим для государственной регистрации полного товарищества и товарищества на вере.

    Ассоциации (союзы), действовавшие на основании устава и учредительного договора, сохраняют в качестве учредительного документа лишь устав.

    Дата добавления: 2018-06-01 ; просмотров: 370 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

    Образование (учреждение) юридических лиц

    1. Образование (учреждение) юридических лиц осуществляется в соответствии с нормами ГК ( ст. ст. 50.1 — 52 ), Закона о регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также специальных законов, определяющих правовое положение отдельных видов юридических лиц. При этом образование юридического лица допустимо только в тех организационно-правовых формах, которые предусмотрены ГК для коммерческих ( п. 2 ст. 50 ГК) и для некоммерческих ( п. 3 ст. 50 ГК) организаций.

    В зависимости от степени и характера участия органов государственной власти в процедуре образования юридического лица наука гражданского права традиционно выделяет следующие способы создания юридических лиц.

    1. Явочно-нормативный. С точки зрения данного подхода решение о создании юридического лица принимается его учредителями самостоятельно. При этом уполномоченный государственный орган вправе осуществлять контроль за процессом создания юридического лица через процедуру государственной регистрации факта создания. В законе установлены правила создания, указывается перечень документов, которые следует представить на регистрацию. Нужно соблюсти эти (заранее установленные) требования. И обратиться («явиться») в регистрирующий орган. Требования соблюдены — производится регистрация. Данный порядок в настоящее время преобладает в Российской Федерации.

    2. Распорядительный. Юридическое лицо в данном случае возникает на основании распоряжения учредителя (например, уполномоченного государственного органа). Распорядительный порядок применяется при создании унитарных предприятий, учреждений и т.д.

    3. Разрешительный. Предполагается, что для создания юридического лица требуется разрешение уполномоченного государственного органа, который осуществляет проверку целесообразности возникновения определенного юридического лица и правомерности процедуры его учреждения. Например, на создание коммерческой организации требуется разрешение антимонопольного органа в случае, если ее уставный капитал оплачивается акциями другой коммерческой организации, суммарная стоимость активов которой превышает 7 млрд. руб. ( п. 4 ч. 1 ст. 27 Закона о защите конкуренции).

    2. В процедуре образования юридического лица можно выделить следующие этапы:

    1) принятие решения об учреждении юридического лица;

    2) государственная регистрация юридического лица.

    При создании юридического лица одним лицом решение об учреждении принимается учредителем единолично. В случае если юридическое лицо учреждается несколькими учредителями, решение о его создании должно быть принято единогласно.

    [1]

    В решении об учреждении юридического лица указываются следующие сведения:

    Читайте так же:  Упрощенный порядок оформления земельных участков в собственность

    — об учреждении юридического лица;

    — об утверждении его устава;

    — о порядке, размере, способах и сроках образования его имущества;

    — об избрании (назначении) его органов;

    — о результатах голосования учредителей по вопросам учреждения юридического лица и о порядке совместной деятельности учредителей по созданию юридического лица (только для юридических лиц корпоративного типа) ( ст. 50.1 ГК).

    3. Принятие решения об учреждении юридического лица сопровождается созданием и утверждением учредительного документа, который определяет его правовое положение.

    Учредительным документом юридического лица в соответствии с ГК является устав. Исключением являются хозяйственные товарищества, которые осуществляют свою деятельность на основании учредительного договора, имеющего юридическую силу устава ( абз. 2 п. 1 ст. 52 ГК).

    В учредительных документах должны содержаться сведения о наименовании юридического лица, его организационно-правовой форме, месте его нахождения, порядке управления деятельностью юридического лица, а также другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующих организационно-правовых форм и видов. Сведения, необходимые для включения в устав юридического лица, таким образом, могут конкретизироваться в соответствии с ГК и иными федеральными законами. Например, в соответствии с ч. 3 ст. 11 Закона об акционерных обществах в устав акционерного общества, помимо указанных выше сведений, включаются сведения о правах акционеров, о размере уставного капитала, о размещаемых обществом акциях и др.

    В уставе некоммерческой организации, а также в уставе унитарного предприятия в силу особого статуса таких юридических лиц должны содержаться сведения о предмете и целях их деятельности. По общему правилу сведения о предмете и целях деятельности коммерческой организации необязательны для включения в ее устав (но могут быть, а иногда должны быть включены).

    Юридическое лицо может быть зарегистрировано, если представлен типовой устав. Формы типовых уставов утверждаются уполномоченным государственным органом. При этом сведения о том, что юридическое лицо действует на основании типового устава, должны включаться в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ). При использовании юридическим лицом типового устава сведения о наименовании, фирменном наименовании и месте нахождения юридического лица указываются только в ЕГРЮЛ.

    Примерами могут служить Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», Государственная компания «Российские автомобильные дороги», Агентство по страхованию вкладов, Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк), Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос» и др. Юридическое лицо считается созданным и приобретает правоспособность со дня занесения данных о нем в ЕГРЮЛ.

    4. Государственная регистрация юридического лица осуществляется уполномоченным государственным органом по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, а при его отсутствии — по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

    Государственным органом, уполномоченным в области регистрации юридических лиц, являются Федеральная налоговая служба и ее территориальные органы — в отношении коммерческих организаций. В отношении некоммерческих организаций таким уполномоченным органом выступают Министерство юстиции РФ и его территориальные органы ( ст. 13.1 Закона о некоммерческих организациях); в отношении кредитных организаций — Банк России ( ст. 12 Закона о банках и банковской деятельности).

    5. Закон о регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей устанавливает единый порядок регистрации вне зависимости от вида и организационно-правовой формы юридического лица. Однако федеральными законами устанавливаются особенности регистрации отдельных видов юридических лиц (политических партий, религиозных организаций, банков, страховых организаций и т.д.).

    Для регистрации юридического лица в уполномоченный орган подаются документы, исчерпывающим образом определенные законом. Требование государственного органа о представлении иных документов признается незаконным. Документы могут быть поданы как непосредственно в территориальный регистрирующий орган (в том числе посредством электронного документооборота через единый портал государственных и муниципальных услуг), так и через многофункциональный центр государственных и муниципальных услуг.

    В соответствии с п. 3 ст. 51 ГК до государственной регистрации юридического лица регистрирующий орган обязан проверять сведения, содержащиеся в документах, представленных для регистрации, на предмет их достоверности. Таким образом, проверка документов осуществляется не только по формальному признаку (соответствие закону), но и по содержанию (соответствие действительности). Несоответствие содержащихся в поданных на регистрацию документах сведений действительности должно являться основанием для отказа в регистрации. Например, одним из оснований для отказа в государственной регистрации является наличие у регистрирующего органа подтвержденной информации о недостоверности сведений об адресе (месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица ( подп. «р» п. 1 ст. 23 Закона о регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей).

    Государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.

    6. Сведения о вновь созданном юридическом лице заносятся в ЕГРЮЛ, который открыт для всеобщего ознакомления. При этом ГК в п. 2 ст. 51 закрепляет принцип публичной достоверности сведений, вносимых в ЕГРЮЛ, в соответствии с которым лицо, действовавшее в гражданском обороте, полагаясь на данные о своем контрагенте — юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, считается добросовестным. Юридическое лицо по общему правилу не вправе ссылаться на недостоверность таких данных, например на отсутствие полномочий у лица, заключившего сделку от имени юридического лица и значащегося в реестре в качестве единоличного исполнительного органа.

    Юридическое лицо освобождается от ответственности перед контрагентом за недостоверность или недостаточность сведений, включенных в реестр, в случаях, если: 1) контрагент заведомо знал или должен был знать о недостоверности сведений; 2) недостоверные сведения включены в реестр в результате неправомерных действий третьих лиц или иным путем помимо воли юридического лица, например в результате недобросовестного поведения должностных лиц регистрирующих органов.

    Закон о регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в государственной регистрации юридического лица (п. 1 ст. 23) . Отказ в государственной регистрации может быть оспорен в судебном порядке.

    Документы для регистрации юридического лица

    а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по установленной форме (если заявление о государственной регистрации предоставляется не заявителем, то оно должно быть нотариально заверено).

    В заявлении подтверждается, что представленные учредительные документы соответствуют установленным законодательством РФ требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны, что при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения, в том числе оплаты уставного капитала (уставного фонда, складочного капитала, паевых взносов) на момент государственной регистрации, и в установленных законом случаях согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления вопросы создания юридического лица;

    Читайте так же:  Приватизация частного дома документы с чего начать

    б) решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством РФ;

    в) учредительные документы юридического лица в двух экземплярах (в случае представления документов непосредственно или почтовым отправлением), один из которых с отметкой регистрирующего органа выдается заявителю либо его представителю, действующему на основании нотариально удостоверенной доверенности или направляется по почте.

    г) выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица – учредителя;

    д) документ об уплате государственной пошлины (6000 руб., изм. 2015г).

    Порядок представления документов при государственной регистрации

    Документы представляются в регистрирующий орган непосредственно или направляются почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения.

    Заявление, представляемое в регистрирующий орган, удостоверяется подписью уполномоченного лица (заявителя), подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством РФ данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).

    [2]

    При государственной регистрации юридического лица заявителями могут являться следующие физические лица:

    – руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица;

    – учредитель (учредители) юридического лица при его создании;

    – руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица;

    – конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица;

    – иное лицо, действующее на основании иного полномочия, предусмотренного федеральным законом, или актом специально уполномоченного на то государственного органа, или актом органа местного самоуправления.

    При государственной регистрации индивидуального предпринимателя заявителем может являться физическое лицо, обращающееся за государственной регистрацией.

    Датой представления документов при осуществлении государственной регистрации является день их получения регистрирующим органом.

    Заявителю выдается расписка в получении документов с указанием перечня и даты их получения регистрирующим органом, в случае, если документы представляются в регистрирующий орган непосредственно заявителем. Расписка должна быть выдана в день получения документов регистрирующим органом.

    В ином случае, в том числе при поступлении в регистрирующий орган документов, направленных по почте, расписка высылается в течение рабочего дня, следующего за днем получения документов регистрирующим органом, по указанному заявителем почтовому адресу с уведомлением о вручении.

    Регистрирующий орган обеспечивает учет и хранение всех представленных при государственной регистрации документов.

    Регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных законодательно.

    Документы принимаются и соответствующие сведения вносятся в Книгу государственной регистрации. Оба экземпляра Расписки оформляются подписью и печатью уполномоченного на государственную регистрацию лица. Один экземпляр Расписки подшивается в регистрационное дело, второй экземпляр выдается на руки, либо на следующий день отправляется по почте по адресу, указанному в Заявлении заявителем.

    В течение 5 рабочих дней осуществляется регистрация и подготавливается Свидетельство о государственной регистрации юридического лица (форма Р51001) либо Решение об отказе в государственной регистрации.

    Основания для отказа в государственной регистрации:

    а) непредставление заявителем необходимых для государственной регистрации документов;

    б) представление документов в ненадлежащий регистрирующий орган;

    в) внесение в единый государственный реестр юридических лиц записи о том, что юридическое лицо находится в процессе реорганизации или ликвидации, а также иных записей в связи с реорганизацией или ликвидацией юридических лиц;

    г) несоблюдение нотариальной формы представляемых документов в случаях, если такая форма обязательна в соответствии с законодательством;

    д) подписание неуполномоченным лицом заявления о государственной регистрации или заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц;

    е) несоответствие наименования юридического лица требованиям законодательства;

    ж) несоответствие сведений о документе, удостоверяющем личность гражданина РФ, указанных в заявлении о государственной регистрации, сведениям, полученным регистрирующим органом от органов, осуществляющих выдачу или замену таких документов;

    з) получение регистрирующим органом возражения физического лица относительно предстоящего внесения данных о нем в единый государственный реестр юридических лиц;

    и) если в течение срока, установленного для государственной регистрации, но до внесения записи в соответствующий государственный реестр или принятия решения об отказе в государственной регистрации в регистрирующий орган поступит судебный акт или акт судебного пристава-исполнителя, содержащие запрет на совершение регистрирующим органом определенных регистрационных действий;

    к) если физическое лицо – учредитель (участник) юридического лица, являющегося коммерческой организацией, или физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, на основании вступившего в силу приговора суда лишено права заниматься предпринимательской деятельностью на определенный срок и такой срок не истек;

    л) если лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица (в том числе от имени управляющей организации), является физическое лицо, в отношении которого имеется вступившее в силу постановление по делу об административном правонарушении, в соответствии с которым указанному лицу назначено административное наказание в виде дисквалификации, и срок, на который она установлена, не истек;

    м) если в отношении индивидуального предпринимателя, являющегося управляющим юридического лица, имеется вступившее в силу постановление по делу об административном правонарушении, в соответствии с которым указанному лицу назначено административное наказание в виде дисквалификации, и срок, на который она установлена, не истек;

    н) наличие у регистрирующего органа подтвержденной информации о недостоверности содержащихся в представленных в регистрирующий орган документах сведений.

    Решение об отказе в государственной регистрации должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные законом.

    Решение об отказе принимается регистрирующим органом в срок, предусмотренный для государственной регистрации.

    Один экземпляр решения в течение одного рабочего дня, следующего за днем его принятия выдается лично либо отсылается по почте. Второй экземпляр решения подшивается в регистрационное дело.

    Свидетельство о государственной регистрации (либо решение об отказе) выдается не позднее 5 рабочих дней со дня подачи документов. В свидетельстве о государственной регистрации наименование юридического лица указывается в точном соответствии с учредительными документами.

    Документы для регистрации индивидуального предпринимателя

    – заявление о государственной регистрации;

    – копия паспорта физического лица;

    – оригинал документа об уплате государственной пошлины (800 руб.);

    Видео (кликните для воспроизведения).

    – свидетельство о постановке на учет физического лица в налоговом органе (законом не предусмотрено, тем не менее, во многих налоговых органах без него документы не принимают).

    В решении об учреждении юридического лица указываются
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here