Снижение административного штрафа для юридических лиц

Особенности решения вопросов с статье на тему: "Снижение административного штрафа для юридических лиц". Если в процессе прочтения появились дополнительные вопросы, то вы всегда можете обратиться к дежурному юристу.

Административный штраф ниже низшего предела

За последний год неоднократно сталкивались в своей практике с привлечением к административной ответственности акционерных обществ за правонарушения, предусмотренные ст. 15.23.1 КоАП РФ. Размеры штрафов для юридических лиц в пределах от 500 до 700 тысяч рублей.

На мой взгляд, такие размеры штрафов не являются справедливыми и соразмерными допущенным нарушениям.

Оно, на мой взгляд, показывает направление возможных, будущих изменений для назначения административного штрафа ниже низшего предела или еще один способ защиты собственных прав и интересов.

Именно об этом мой сегодняшний материал.

Итак. Административный штраф ниже низшего предела.

ООО «Маслянский хлебоприемный пункт» постановлением УФАС по Тюменской области от 9 ноября 2010 года признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 19.8 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере трехсот тысяч рублей. Заявитель не выполнил в установленный срок требование антимонопольного органа. Арбитражные суды при рассмотрении жалобы на вынесенное постановление УФАС не усмотрели оснований для признания его незаконным.

Рассматривая поступившую жалобу, КС РФ отметил следующее.

Правовое регулирование ответственности за конкретные виды правонарушений возложено на законодателя, который в пределах своих правотворческих полномочий вправе вводить и изменять меры ответственности, в том числе их вид и размер.При этом допущенные ограничения права собственности физических и юридических лиц, свободы экономической деятельности должны базироваться на общих принципах права, отвечать требованиям справедливости, являться адекватными, соразмерными конституционно значимым целям и ценностям и необходимыми для их защиты.Правовое регулирование не должно посягать на само существо того или иного права и приводить к утрате его реального содержания.

Установление для юридических лиц данного административного штрафа, как и иных административных штрафов за нарушение антимонопольного законодательства, заметно превосходящих по размеру административные штрафы за административные правонарушения в иных областях правового регулирования.

Согласно правовой позиции КС РФ, сформулированной в постановлении от 15 июля 1999 года № 11-П, конституционными требованиями справедливости и соразмерности предопределяется дифференциация публично-правовой ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении тех или иных мер государственного принуждения. В развитие данной правовой позиции КС РФ в постановлении от 27 мая 2008 года № 8-П указал, что меры, устанавливаемые в уголовном законе в целях защиты конституционно значимых ценностей, должны определяться исходя из требования адекватности порождаемых ими последствий (в том числе для лица, в отношении которого они применяются) тому вреду, который причинен в результате преступного деяния, с тем чтобы обеспечивались соразмерность мер уголовного наказания совершенному преступлению, а также баланс основных прав индивида и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от преступных посягательств.

Приведенные правовые позиции КС РФ могут быть распространены и на административную ответственность юридических лиц, однако с учетом их специфики как субъектов права.

При введении в качестве меры административной ответственности значительных по размеру безальтернативных административных штрафов законодатель в силу конституционных требований соразмерности и индивидуализации юридической ответственности обязан вводить соответствующие правила назначения и исполнения административных наказаний, в том числе критерии, позволяющие надлежащим образом учитывать имущественное и финансовое положение привлекаемого к административной ответственности лица. Такой учет может осуществляться различными способами, в том числе путем установления «гибкой» дифференциации размера штрафных санкций, более мягких альтернативных санкций за конкретные виды административных правонарушений, а также правил замены конкретных санкций более мягкими, включая назначение административного наказания ниже низшего предела.

В системе действующего правового регулирования освобождение от административной ответственности в связи с малозначительностью совершенного правонарушения не может использоваться для целей учета имущественного и финансового положения привлекаемого к административной ответственности юридического лица. Кроме того, освобождение от административной ответственности путем признания правонарушения малозначительным во всех случаях, когда правоприменительный орган на основе установленных по делу обстоятельств приходит к выводу о несоразмерности наказания, предусмотренного конкретной статьей КоАП РФ, характеру административного правонарушения, противоречило бы вытекающему из принципа справедливости принципу неотвратимости ответственности, а также целям административного наказания и не обеспечивало бы решение конституционно значимых задач законодательства об административных правонарушениях (статья 1.2 КоАП РФ).

В действующей системе правового регулирования применение в отношении юридического лица значительного по размеру нижнего предела административного штрафа, установленного ч. 5 ст. 19.8 КоАП РФ, не исключает превращения такого административного штрафа из меры воздействия, направленной на предупреждение административных правонарушений, в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности.

Значительный минимальный размер административного штрафа в системе действующего правового регулирования, не допускающего назначение административного наказания ниже низшего предела соответствующей административной санкции, не позволяет во всех случаях в полной мере учесть характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, а также иные имеющие значение для дела существенные обстоятельства и тем самым – обеспечить назначение справедливого и соразмерного административного наказания.

Впредь до внесения в КоАП РФ надлежащих изменений, размер административного штрафа, назначаемого юридическому лицу за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 19.8 КоАП РФ, может быть снижен антимонопольным органом или судом на основе требований Конституции РФ и правовых позиций КС РФ, выраженных в настоящем Постановлении.

Казалось бы, что сделанные выводы судом при анализе конкретной правовой нормы крайне просто переносятся на иные составы административных правонарушений. По крайней мере, ряд заявителей (правонарушителей) и отдельные суды первой, апелляционной инстанции разных округов использовали подобный расширительный подход.

Читайте так же:  Изменение суммы договора после его заключения

Однако на уровне кассации все судебные акты, в которых вольготно применялось вышеуказанное трактовка КС РФ (по крайней из тех, что были обнаружены при написании данного материала) были отменены или изменены.

Вот некоторая часть из них, с приведением соответствующей мотивировки.

В связи с этим крайне логичным напрашивается только два варианта поведения.

[2]

Вариант 1 – законодатель у нас все же дойдет до изменения КоАП РФ и предусмотрит возможность уменьшения размера административного штрафа ниже низшего предела.

Вариант 2 – инициировать обращение в КС РФ по каждому составу административного правонарушения, если изложенная логика, подход КС РФ является применимым к нему. И в случае, если ваше обращение будет признано обоснованным, то КС РФ может принять желаемый судебный акт (как никак, но КС РФ в рассматриваемом постановлении указал, что «Приведенные правовые позиции КС РФ могут быть распространены и на административную ответственность юридических лиц, однако с учетом их специфики как субъектов права»).

Однако, постарайтесь исключить ситуацию «обезьяны с гранатой», ибо никогда не знаешь, куда она кинется. Не стоит обращаться в КС РФ за получением «отказного» определения КС РФ, которое может поставить крест на возможности назначения административного штрафа ниже низшего предела. Не только для вас, но и для других.

Кстати, написанное в отношении административного штрафа может быть применено, на мой взгляд, и в отношении иных видов административных наказаний.

Законопроект о снижении административных штрафов для предпринимателей

Андрей Ларин рекомендует:

Возможно снижение административных штрафов для юридических лиц

В Государственной Думе находится на рассмотрении законопроект № 595456-6 «О внесении изменений в статью 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», инициатором которого является Правительство Российской Федерации.

Основываясь на данном законопроекте, судам могут позволить понижать размеры административных штрафов в отношении юридических лиц.

Как уже известно, в Кодексе об Административных правонарушениях предлагается закрепление нормы, которая позволит устанавливать штрафы в отношении юридических лиц ниже низшего предела (этот предел указан в санкции рассматриваемой статьи КоАП РФ). Помимо судей, такая возможность будет предоставлена также органам и должностным лица, в чьих полномочиях рассматривать дела об административных правонарушениях.

Еще 25.02.2014 г. в связи с обращением большого количества юридических лиц Конституционный Суд Российской Федерации рассмотрел дело о проверке конституционности отдельных положений КоАП РФ (например, непредставление информации в Центральный Банк РФ, штрафы за использование недр без лицензии, в том числе по нарушениям требований промышленной безопасности, нарушениям технических регламентов и другие).

Минимальный размер штрафа не зависит от вида юридического лица и накладывается на всех в равной степени. В результате чего, в особенности для субъектов малого предпринимательства, такие существенные обременения могут быть не по силам и привести к серьезным последствиям, включая ликвидацию.

В связи с вышеизложенным КС РФ признал , что положения ч. 1 ст. 7.3, ч. 1 ст. 9.1., ч. 1 ст. 14.43, ч. 2 ст. 15.19, ч.ч. 2, 5 ст. 15.23-1, ст. 19.7-3 КоАП РФ, устанавливающие минимальные размеры административных штрафов в отношении юридических лиц, не соответствуют Конституции РФ, а именно не учитывают характер и последствия правонарушения, степень вины правонарушителя, его имущественное и финансовое положение и т.д.

Согласно законопроекту, у судей, органов и должностных лиц, которые уполномочены на рассмотрение такого рода дел, появится возможность налагать штраф ниже низшего предела в случаях, если минимальная сумма штрафа составит 100 000 рублей или же более.

Предположительно, реализация мер, рассматриваемых в законопроекте, защитит права юридических лиц в случае привлечения их к административной ответственности.

Административные штрафы для малых предприятий могут быть меньше предусмотренных законом

Административные штрафы за нарушения в сфере антимонопольного регулирования — одни из самых высоких в КоАП РФ. Несмотря на то что санкция обычно предполагает «вилку» размеров штрафа, даже минимальный его порог может быть непосильным для мелких предприятий. В таком случае штраф можно назначить в размере меньшем, чем позволено статьей КоАП РФ, — к такому выводу пришел КС РФ при проверке конституционности ч. 5 ст. 19.8 КоАП РФ (постановление КС РФ от 17.01.2013 № 1-П).

У правление Федеральной антимонопольной службы запросило у общества с ограниченной ответственностью информацию о его деятельности в сфере услуг по хранению зерна, а также по закупочным ценам на зерно и отпускным ценам на муку. Предоставить указанные сведения общество обязано было в течение десяти дней. По истечении срока информация в антимонопольный орган не поступила, в связи с чем было возбуждено дело об административном правонарушении. В результате административного расследования общество было привлечено к ответственности в виде штрафа в размере 300 000 руб. Он является минимальным для штрафа, предусмотренного ч. 5 ст. 19.8 КоАП РФ, на основании которой общество и было привлечено к ответственности.

Компания пожаловалась на недифференцированные размеры административных штрафов

Оспаривание постановления антимонопольного органа в арбитражных судах трех инстанций не дало обществу положительного результата — судьи не усмотрели оснований для признания постановления УФАС недействительным (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 17.08.2012 по делу № А70-11742/2010). Общество пыталось убедить судей в том, что размер назначенного штрафа несоразмерен совершенному правонарушению и ставит общество в затруднительное финансовое положение. Однако аргументы о малозначительности правонарушения и значительном размере штрафных санкций суды не приняли во внимание.

Тогда ООО обратилось в Конституционный суд РФ с заявлением о проверке ч. 5 ст. 19.8 КоАП РФ на ее соответствие основному закону страны в той мере, в какой данная норма не позволяет при назначении административного наказания учитывать материальное положение правонарушителя и соразмерность наказания.

Читайте так же:  Обязательное досудебное урегулирование споров в гражданском процессе

Главными аргументами заявителя было то, что норма ч. 5 ст. 19.8 КоАП РФ вводит недифференцированный в зависимости от имущественного положения компании административный штраф, который для общества как малого предприятия является значительным. При этом санкция ч. 5 ст. 19.8 КоАП РФ не допускает возможности снижения административным органом или судом законодательно установленного размера штрафа и тем самым не позволяет учесть характер административного правонарушения, размер причиненного вреда и степень вины правонарушителя — юридического лица. Данное обстоятельство, по мнению заявителя, свидетельствует о нарушении оспариваемой нормой принципов справедливости наказания, его индивидуализации и соразмерности.

По итогам рассмотрения заявления КС РФ пришел к выводу в пользу общества: ч. 5 ст. 19.8 КоАП РФ была признана несоответствующей Конституции РФ в той части, в которой она не позволяет назначать штраф в размере ниже наименьшего предела с учетом материального положения правонарушителя и соразмерности наказания. Логика судей КС РФ была следующей.

Повышение размера административных штрафов может негативно отразиться на положении организаций

Конституцией РФ гарантируется свобода экономической деятельности и право собственности, которые, однако, не являются абсолютными. Право собственности может быть ограничено законодателем в том числе в виде установления штрафных санкций за нарушение правовых норм. Штраф является оправданным вмешательством в право любого физического или юридического лица на уважение к своей собственности. В то же время обязательство по уплате штрафа, возлагающее чрезмерное бремя ответственности на заинтересованное лицо или оказывающее значительное влияние на его финансовое положение, может ставить под сомнение право на уважение к собственности.

ФАС России осуществляет контроль за соблюдением антимонопольного законодательства. Служба и ее территориальные органы управомочены запрашивать у хозяйствующих субъектов информацию и документы, необходимые для такого контроля. За неисполнение соответствующей обязанности хозяйствующий субъект — компания — может быть привлечен к административной ответственности на основании ч. 5 ст. 19.8 КоАП РФ в виде штрафа в размере от 300 000 до 500 000 руб.

Вопрос о том, являются ли административные штрафы, размер которых установлен КоАП РФ в виде нижнего и верхнего предела, дифференцированными и позволяющими назначить справедливое и соразмерное наказание правонарушителю, рассматривался КС РФ и ранее (определения от 03.10.2002 № 232-О, от 09.04.2003 № 116-О, от 05.11.2003 № 349-О). В указанных судебных актах КС РФ приходил к выводу, что установление «вилки» размера штрафных санкций является достаточным инструментом дифференциации для них.

Однако эти определения были приняты давно, и за прошедшие десять лет размеры административных штрафов за нарушение антимонопольного законодательства существенно увеличились. А это в свою очередь может негативно отразиться на имущественном положении некоторых категорий юридических лиц, в частности малых предприятий.

Законодатель обязан обеспечить «индивидуальность» административного наказания

Конституционный суд РФ указал, что при установлении значительных по размеру административных штрафов законодатель обязан ввести и соответствующие правила назначения административных наказаний, которые позволили бы учитывать имущественное и финансовое положение привлекаемого к ответственности лица. Такие правила обеспечили бы соблюдение конституционных требований о соразмерности и индивидуализации юридической ответственности.

Способы индивидуализации штрафных санкций могут быть различными: гибкая дифференциация размеров штрафа, более мягкие альтернативные санкции за конкретные виды правонарушений (а также правила замены санкций более мягкими, включая назначение наказания ниже низшего предела).

Однако в настоящее время единственный способ снизить размер ответственности для правонарушителя ниже низшего предела, предусмотренного ч. 5 ст. 19.8 КоАП РФ, — признать правонарушение малозначительным. Но признание нарушения малозначительным всякий раз, когда наказание по низшему пределу является несоразмерным, противоречило бы принципу неотвратимости наказания. Кроме того, малозначительность правонарушения не может устанавливаться исходя из имущественного положения субъекта (п. 18, 18.1 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10, п. 21 постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 № 5).

Кроме того, облегчить исполнение обязательства по уплате штрафа в значительном размере можно путем предоставления правонарушителю отсрочки или рассрочки уплаты штрафа (ст. 31.5 КоАП РФ). Но для компаний, которые привлечены к ответственности в виде штрафа в таком размере, что уплатить его субъект не в состоянии по объективным причинам, «поблажка» в виде отсрочки или рассрочки может не иметь принципиального значения. Неисполнение же обязанности по уплате штрафа повлечет для компании увеличение размера финансового обязательства в два раза, что сделает исполнение такого обязательства и вовсе невозможным (ч. 1 ст. 20.25). При указанных обстоятельствах административное наказание приобретает характер чрезмерного.

В итоге КС РФ пришел к выводу, что норма ч. 5 ст. 19.8 КоАП РФ не соответствует Конституции РФ, поскольку установленный этой нормой низший порог размера ответственности не позволяет во всех случаях в полной мере учесть характер совершенного правонарушения, имущественное и финансовое положение компании, иные имеющие значение для дела обстоятельства. Отсутствие такого механизма дифференциации нарушает принципы справедливости и соразмерности административного наказания.

До внесения соответствующих изменений в административное законодательство размер штрафа, установленный ч. 5 ст. 19.8 КоАП РФ, может быть уменьшен судом или антимонопольным органом ниже низшего для компаний предела, то есть меньше 300 000 руб.

Аналитика

Публикации

Снижение размера административного штрафа ниже низшего предела

Александр Киселев, Старший юрист Практики по проектам в энергетике

Привлечение юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к административной ответственности за совершение различных правонарушений в последнее время приобрело массовый характер. Значительное число контролирующих органов (региональные управления Федеральной антимонопольной службы, органы налогового, таможенного контроля, Роспотребнадзор и др.), а также отсутствие в штате организации квалифицированных юристов, которые могли бы предотвратить возможные нарушения, приводят к значительным финансовым потерям бизнеса, связанным с оплатой административных штрафов.

Нередки ситуации, в которых установленный государством размер административного наказания является обременительным для нарушителя и не соотносится с обстоятельствами допущенного нарушения.

Рассматривая аналогичную ситуацию, Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 25.02.2014 № 4-П сделал вывод о том, что в отдельных случаях закрепленные в КоАП РФ минимальные размеры административных штрафов, предусмотренные за отдельные нарушения положений законодательства, значительно превышают негативные последствия для общества, государства в целом и отдельных лиц.

Читайте так же:  Солидарная ответственность супругов по кредиту

В соответствии с указанным Постановлением КС РФ в КоАП РФ внесены изменения, позволяющие в исключительных случаях уменьшать размер административного штрафа ниже низшего предела.

Так, согласно части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

Снижение размера, назначенного административным органом, является правом суда либо должностного лица. Следует отметить, что размер административного штрафа даже при наличии исключительных обстоятельств не может быть менее половины от минимального размера.

Видео (кликните для воспроизведения).

На практике исключительными обстоятельствами, которые учитываются как административными органами, так и судами, являются:

1) сложное финансовое положение лица, привлекаемого к административной ответственности, – предбанкротное состояние, отсутствие прибыли, резкое снижение выручки;

2) оказание содействия административному органу в установлении обстоятельств дела – представление пояснений, явка представителей;

3) добровольное исполнение предписаний либо добровольное устранение допущенных нарушений;

4) совершение правонарушения впервые, ненамеренный характер действий;

5) социально направленная деятельность лица, привлекаемого к административной ответственности, – оказание коммунальных услуг, градообразующие предприятия, снабжение населения товарами первой необходимости.

Указанный перечень не является исчерпывающим, так как исключительные обстоятельства устанавливаются судом, административным органом и должностным лицом с учетом конкретных обстоятельств дела.

В завершение хотелось бы отметить, что изменения, внесенные в КоАП РФ, приведут к большей индивидуализации назначаемого наказания, а бизнес получил реально работающий инструмент по снижению бремени по оплате административных штрафов

Снижение административного штрафа для юридических лиц

Если организацию привлекли к административной ответственности, штраф можно снизить, даже если он назначен в минимальном размере.

если назначенный штраф меньше 100 000 рублей, его уменьшить нельзя.

Пункт 3_2. статьи 4.1. КоАП РФ:
«При наличии исключительных обстоятельств,связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

Сразу обращайтесь в суд

Согласно закону, снизить штраф по заявлению правонарушителя может сам государственный орган, рассматривающий дело об административном правонарушении, но на практике такие просьбы отклоняются в 100% случаев, поэтому имеет смысл сразу обращаться в суд.

Какие аргументы использовать в суде?

Обратите внимание суда на «…исключительные обстоятельства, связанные с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями…» (Пункт 3_2. статьи 4.1. КоАП РФ):

  • отсутствие негативных последствий правонарушения в виде материального ущерба для других лиц;
  • попытки устранения организацией-нарушителем причиненного ущерба;
  • отсутствие наложенных ранее взысканий по аналогичным правонарушениям (если правонарушение совершается повторно, рассчитывать на снисхождение вряд ли стоит).
  • большую роль может сыграть аргумент о социальной значимости деятельности организации (например, в области здравоохранения). Как следствие, уплата такой организацией большой суммы штрафа может негативно отразиться на неограниченном круге лиц.

Тяжелое финансовое положение — это весомый аргумент?

Аргумент о тяжелом финансовом положении, значительности («непосильности») суммы штрафа носит оценочный характер и рассматривается судом в совокупности с другими обстоятельствами.

Штраф могут снизить, если доходы организации невелики, а сумма штрафа по сравнению с доходами значительна. Для подтверждения доходов необходимо будет представить бухгалтерскую документацию о выручке организации за последний период (достаточно за год).

В суде предстоит доказывать, что уплата суммы штрафа создаст угрозу для платежеспособности организации, затруднит текущую деятельность (задержка зарплаты, социальных, налоговых выплат, невозможность расчетов с контрагентами и т.д.).

Мастера убедительной аргументации!

Суд принимает во внимание особые обстоятельства конкретной ситуации, поэтому повысить шансы в суде может консультация юриста, который проанализирует судебную практику и сформирует убедительную аргументацию по снижению административного штрафа.

Обращайтесь за помощью к «Богданову и партнёрам».

С 1994 года мы оказали юридическую поддержку 210 организациям и предпринимателям. Участвовали в 317 судебных делах и в 246 отстояли интересы клиентов, ещё в 44 делах спор закончился примирением сторон.

Воспользуйтесь бесплатной консультацией по телефону 8(812) 958–7352. Звоните с 10 до 18 часов с понедельника по субботу. До встречи.

Может ли суд снизить размер штрафа ИП?

Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, иначе именуемые в КоАП РФ индивидуальными предпринимателями, в приведенных нормах непосредственно не упомянуты.

Судебная практика, однако, показывает, что арбитражные суды уменьшают штрафы соответствующим образом.

Индивидуальные предприниматели являются физическими лицами, что согласуется с п. 1 ст. 23 ГК РФ, гласящим, что гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Следовательно, на них распространяется ч. 2.2 ст. 4.1 КоАП РФ.

В силу прямого предписания ч. 2.2 ст. 4.1 КоАП РФ имущественное положение индивидуального предпринимателя учитывается при уменьшении административного штрафа. Его финансовое положение подлежит аналогичному учету (финансы — часть имущества).

Читайте так же:  Какую ответственность несет риэлтор при покупке квартиры

Ходатайство о снижении размера административного штрафа

В _______________________________ суд г. Москвы
Адрес:__________________________________________

Привлекаемое лицо: _ООО______________________
Адрес:__________________________________________

Ходатайство
о снижении размера административного штрафа

В производстве __________________ суда находится дело № ____________ по жалобе (Привлекаемого лица) ООО на постановление № _________________ о привлечении к административной ответственности.

Согласно ч. 1 ст. 25.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе заявлять ходатайства, в том числе ходатайства об уменьшении штрафа об административном правонарушении. Воспользовавшись своим правом, ООО подает ходатайство об уменьшении штрафа по административному правонарушению.

Взыскание с ООО административного штрафа в размере сумма (сумма) рублей является значительным, и несоразмерным с указанным правонарушением. Генеральным директором и единственным учредителем Общества с ограниченной ответственностью (Привлекаемое лицо) (ОГРН ____________, ИНН/КПП _______/_______) является ФИО.

В соответствии с постановлением № _________ от « » ______ 201_ г. был выявлен факт привлечения ООО гражданина республики Азербайджан ФИО, ответственность за которое предусмотрена ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ (далее – административное правонарушение).

При назначении административного штрафа необходимо учитывать смягчающие обстоятельства, а именно то, что:

  1. кафе, деятельность в котором осуществлял ООО в день проведения проверки не работало;
  2. между ООО и иностранным гражданином ФИО не было каких-либо трудовых и гражданско-правовых отношений;
  3. административное правонарушение ООО совершено впервые;

ООО просит обратить внимание суда на то, что денежных средств на расчетном счету ООО в размере сумма (сумма) рублей отсутствуют, более того, стоимость чистых активов, также как и прибыль ООО в значительной степени меньше установленной в ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ штрафа.

Наложение на ООО административного штрафа в размере сумма (сумма) рублей приведен к прекращению его деятельности и банкротству. Учитывая смягчающие обстоятельства, а также с целью сохранения статуса юридического лица, ООО просит суд уменьшить размер административного штрафа до сумма (сумма) рублей.

Как разъяснено в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 № 4-П, размер административного штрафа, назначаемого юридическим лицам, совершившим административные правонарушения, минимальный размер административного штрафа за которые установлен в сумме ста тысяч рублей и более, может быть снижен, если его наложение в установленных соответствующей административной санкцией пределах не отвечает целям административной ответственности и с очевидностью влечет избыточное ограничение прав юридического лица. Принятие решения о назначении юридическому лицу административного штрафа ниже низшего предела, предусмотренного соответствующей административной санкцией, допускается только в исключительных случаях.

Согласно п. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

На основании выше изложенного, руководствуясь п. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ,

  1. Уменьшить административный штраф, установленный постановлением № ____________ о привлечении к административной ответственности от «____»_________201_ г., вынесенное заместителем начальника отдела по вопросам миграции _________________ России по г. Москве подполковником полиции ФИО1 о привлечении ООО по ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ, до сумма (сумма) рублей.

Ходатайство о снижении штрафа по административному правонарушению

​Ходатайство о снижении штрафа по административному правонарушению подается по основаниям, указанным в КоАП РФ. Добиться более мягкого наказания можно несколькими способами – путем замены на иную санкцию, подтверждением смягчающих или исключительных обстоятельств. Об этом расскажем в представленном материале.

Как можно снизить административный штраф

Изначально штраф по административному делу назначается в пределах санкции по статье КоАП РФ. Если статья предусматривает минимальные и максимальные границы штрафа, определять окончательный размер будет суд, иное государственное ведомство. На точную сумму наказания будет влиять множество факторов, от степени вины до наличия смягчающих обстоятельств.

Основания для штрафных санкций или замены на иной вид принудительного воздействия регламентированы статьями 4.1-4-2. КоАП РФ.

Для защиты можно использовать следующие варианты:

  • представить и доказать наличие смягчающих обстоятельств (их перечень законом не ограничен);
  • подать ходатайство о замене штрафа на более мягкий вид санкций, т.е. на предупреждение;
  • подать ходатайство о назначении санкции ниже минимального размера, предусмотренного нормой КоАП РФ (это возможно только при наличии исключительных факторов).

Гарантировать положительное решение по ходатайству невозможно. Правовые основания для снижения размера административного штрафа будет оценивать суд, иной орган или должностное лицо. Поэтому можно столкнуться с субъективной оценкой представленных доводов и доказательств, что повлечет отказ в ходатайстве.

Порядок снижение штрафов

Подать ходатайство или заявление о снижении, либо замене штрафа, нужно до вынесения постановления по существу. В отдельных случаях допускается сделать это после того, как наказание назначено с вынесением постановления.

Заменить штраф на иной вид санкций можно только в следующем случае:

  1. если штраф вынесен в отношении ИП, предприятия или работника по итогам контрольных или надзорных проверок уполномоченных органов;
  2. если указанные категории нарушителей отнесены к субъектам малого и среднего бизнеса;
  3. если указанные виновные лица впервые совершили административный проступок;
  4. если в перечень основных санкций не входило предупреждение.

[1]

По отдельным видам противоправных действий, прямо зафиксированным в ст. 4.1.1 КоАП РФ такая замена не допускается.

Чтобы добиться назначения штрафа в минимальном размере (в пределах санкции КоАП РФ), в ходатайстве и доказательствах можно ссылаться на следующие факты:

  • смягчающие факторы – раскаяние в совершенном проступке, добровольное прекращение нарушения, оказание содействия в расследовании, предотвращение вредных и негативных последствий, состояние аффекта, иные обстоятельства (примерный перечень таких факторов указан в ст. 4.2 КоАП РФ);
  • наличие не только вины, но и влияние случайных обстоятельств (например, если на нарушение ПДД повлияли и форс-мажорные обстоятельства);
  • наличие вины иных лиц в совершенном проступке (например, обоюдная вина в аварии на дороге).
Читайте так же:  Передоверие по доверенности от юридического лица

Суд, либо иной орган, рассматривающий дело, не может выйти за пределы низшего наказания по статье, которая вменяется за нарушение закона. Однако если в перечне видов наказания есть предупреждение, можно выбрать его в качестве альтернативы штрафу.

Еще одним вариантом защиты прав является доказывание исключительных факторов по ст. 4.1 КоАП РФ. В этом случае можно выйти даже за пределы минимального размера карательной санкции. Например, если в норме КоАП РФ был указан минимальный размер штрафа в 2000 руб., по исключительным факторам можно снизить его еще ниже. Хотя в ст. 4.1 КоАП РФ не приведен перечень таких факторов, их можно проследить из судебной практики:

  1. если это следует из характера правонарушения (например, если виновник пытался предотвратить более серьезные последствия и сознательно нарушал закон);
  2. если личность виновника позволяет уменьшить штраф без каких-либо последствий для общественных интересов (например, если виновным является пенсионер, награжденный множеством орденов и медалей за безупречный труд);
  3. если это позволяет имущественное положение виновника (например, если до вынесения постановления у виновного лица было уничтожено все имущество в результате стихийного бедствия).

[3]

Учитывать эти факторы можно по отдельности, либо в совокупности.

До какой степени может быть снижен административный штраф по исключительным обстоятельствам? Ответ содержится в ст. 4.1 КоАП РФ – не более 50% от первоначального размера штрафной санкции.

Также нужно учитывать, что применить норму о снижении можно, если исходное наказание превышало 10 тыс. руб. (для граждан), либо 50 тыс. руб. (для предприятий).

Как уменьшить размер административного штрафа?

Привлечение к административной ответственности в большинстве случаев связано с необходимостью перечисления определенной суммы штрафа в ограниченный срок. Нарушители, к которым в том числе относятся и собственники транспортных средств, оштрафованные за нарушение ПДД, часто задаются вопросом – каким образом можно снизить размер штрафа по административному правонарушению. Такое действие допускается при наличии определенных обстоятельств и заключается в оплате штрафа в определенный срок или подаче ходатайства.

Когда может рассматриваться вопрос о снижении суммы штрафа

В качестве обстоятельств, позволяющих уменьшить размер штрафа, относятся:

Обособленно рассматриваются ситуации, не попадающие под определение статей КоАП. В них на усмотрение судей или других должностных лиц может быть принято решение о снижении имеющейся суммы штрафа.

Уменьшение суммы штрафа для нарушителей ПДД

Для тех автомобилистов, привлечение к ответственности которых возникло на основании нарушения правил дорожного движения, определена возможность снижения суммы штрафа в автоматическом порядке. Это возможно в случае, если нарушение не относится к серьезным и не повлекло за собой причинения значительного ущерба. В случае перечисления положенной сумме в течение 20 дней с момента вынесения решения водитель имеет возможность оплатить всего половину вмененной величины штрафа.

Правовые основы

Юридическими основаниями, позволяющими снизить сумму штрафной санкции, могут быть различные причины, предоставляемые виновными лицами и организациями. При этом совершенно не обязательно, чтобы определенную ситуацию описывала какая-либо из существующих статей КоАП – такое условие было фактически отменено постановлением Конституционного суда, вышедшим в 2014 году.

Совокупными основаниями, дающими возможность рассмотрения дела о снижении штрафа, могут становиться:

  • Наличие так называемых смягчающих обстоятельств, которые связаны со спецификой совершенного правонарушения, финансовым состоянием лица или организации, а также личностные особенности гражданина;
  • Сумма штрафа в определенном минимальном значении. Такой допустимый порог определяется 100 тыс. рублей для юридических лиц, 50 тыс. рублей для должностных и 10 тыс. рублей для рядовых граждан.

Важным моментом является то, что для подачи ходатайства виновному не обязательно дожидаться вынесения судом решения – вполне достаточно начала процесса. Если же решение по гражданину уже вынесено, в таком случае подавать следует уже жалобу.

Составление ходатайства

При направлении ходатайства необходимо соблюдать установленную форму ее формирования. Документ должен содержать в себе следующие сведения:

  • Наименование органа, куда направляется документ;
  • Название организации или ФИО гражданина, который подает прошение;
  • Адрес юридического лица или место регистрации гражданина. При наличии дополнительно отражают адрес электронной почты и номер телефона;
  • Сведения о рассматриваемом деле;
  • Перечисление тех обстоятельств, что дают право рассматривать вопрос о снижении суммы штрафа. Причем виновное лицо может не ограничиваться в их количестве. Предоставив несколько объективных причин, гражданин или представитель юридического лица повышает шансы на вынесение положительного решения в свою пользу;
  • Список прилагаемых документов, какие могут указывать на наличие оснований для снижения вмененной суммы штрафа.

Альтернативные способы

Кроме возможности снижения величины штрафа граждане могут воспользоваться следующими возможностями:

  • Направить прошение об отсрочке штрафа или его рассрочке. В такой ситуации максимально возможный срок отсрочки будет составлять всего 3 месяца. Продление срока не предусмотрено статьями КоАП;
  • Замена существующего штрафа наказанием другого типа. К примеру, это может быть вынесение предупреждения и т.д.
Видео (кликните для воспроизведения).

Итак, возможность снижения суммы штрафа может наступать автоматически, если водитель нарушил ПДД или в случае оформления и подачи ходатайства. Во второй ситуации виновный должен понимать, что для удовлетворения такой просьбы он должен предоставить веские обстоятельства.

Снижение административного штрафа для юридических лиц
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here