Разграничение частной собственности на землю

Особенности решения вопросов с статье на тему: "Разграничение частной собственности на землю". Если в процессе прочтения появились дополнительные вопросы, то вы всегда можете обратиться к дежурному юристу.

Статья 6. Порядок разграничения государственной собственности на землю

Статья 6. Порядок разграничения государственной собственности на землю

[1]

Разграничение государственной собственности на землю осуществляется в следующем порядке:

специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по имущественным отношениям совместно с другими федеральными органами исполнительной власти в соответствии с основаниями, указанными в статьях 3, 4, 5 настоящего Федерального закона, подготавливает перечни земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности. Подготовка указанных перечней и их согласование с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления проводятся в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

подготовленные и согласованные с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления перечни земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности, утверждаются Правительством Российской Федерации;

сведения о земельных участках, включенных в перечни земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности, вносятся в документы государственного земельного кадастра в соответствии с законодательством Российской Федерации.

О порядке представления сведений о земельных участках см. письмо ПФР от 23 января 2003 г. N ВП-04-25/700

ЧАСТНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ НА ЗЕМЛЮ

Право частной собственности на землю закреплено в Конституции РФ (ст. 36), согласно которой граждане и их объ­единения вправе иметь в частной собственности землю.

Право частной собственностина землю представляет со­бой одну из форм права собственности, при которой право­мочиями пользования, владения и распоряжения земельным участком обладают физические и юридические лица.

[3]

Объектом права частной собственности на землю всегда является индивидуально-определенный земельный участок, который в установленном порядке перешел к определенному субъекту и находится в его владении, пользовании и распоря­жении.

Собственностью граждан и ЮЛ (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и ЮЛ по основаниям, предусмотренным законодательством РФ.

Граждане и ЮЛ имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и ЮЛ, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе Российской Федерации, и на иных установленных особо территориях Российской Федерации в соответствии с ФЗ.

При этом владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

Граждане и их объединения могут приобретать в частную собственность земельные участки:

1. за плату или бесплатно из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности (приватизация);

2. путем совершения иных сделок с землей, предусмотренных земельным законодательством.

В соответствии со ст. 15 ЗК РФ собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные ими по основаниям, установленным гражданским законодательством.

Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в частную собственность граждан и ЮЛ, за исключением земельных участков, которые в соответствии с Земельным кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися

1. на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом РФ в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе РФ, и

2. на иных особо установленных территориях РФ.

Следует отметить, что объектами права частной собственности выступают земельные участки лишь некоторых категорий земель. Наиболее либерален в этом смысле правовой режим земель сельскохозяйственного назначения, приобретение права частной собственности на которые фактически не ограничивается. Любые земли сельскохозяйственного назначения могут быть приобретены в частную собственность в пределах установленных предельных размеров.

Согласно ст. 27 ЗК РФ не могут предоставляться в частную собственность земельные участки, отнесенные к землям:

1. изъятым из оборота (например, государственные природные заповедники и национальные парки);

2. ограниченным в обороте (например, из состава земель лесного фонда).

Правомочия владения, пользования, распоряжения могут быть ограничены государством. На лиц, имеющих земельные участки на праве частной собственности, возлагается ряд обязанностей. Они должны:

· своевременно платить земельный налог,

· осуществлять мероприятия по охране земель,

· соблюдать требования градостроительных регламентов,

· своевременно приступать к использованию земельного участка,

· эффективно использовать землю в соответствии с целевым назначением и др.

Право частной собственности возникает чаще всего в результате совершения различного рода сделок — купли-продажи земельных участков, приватизации, мены, дарения, наследования, ипотеки, приобретения права собственности на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности (приватизации).

Иными основаниями для возникновения права частной собственности являются:

1. административно-правовые акты (решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления);

2. приобретательная давность;

Основания прекращения частной собственности на землю разделяют на добровольное и принудительное.

Право частной собственности добровольно прекращается при:

· отчуждении собственником своего земельного участка (сделки);

· прекращении деятельности юридического лица;

· смерти гражданина и переходе права собственности по наследству государству (муниципальному основанию);

· добровольном отказе собственника от своих прав на земельный участок (ст. 53 ЗК РФ).

Принудительно право частной собственности прекращается в случаях:

1. обращения взыскания на земельный участок по обязательствам должника (ст. 278 ГК РФ) –только по решению суда;

2. неиспользования земельного участка в соответствии с его целевым назначением (ст.284 ГК РФ);

Читайте так же:  Аналогия права в уголовном процессе

3. использования земельного участка с нарушением законодательства (ст. 285 ГК РФ);

4. реквизиции земельного участка (ст. 51 ЗК РФ);

5. выкупа земельного участка для государственных или муниципальных нужд (ст. 49 ЗК РФ);

6. отчуждения земельного участка, который согласно закону не может принадлежать данному лицу;

7. национализации земель;

8. конфискации земель (ст. 50 ЗК РФ).

Возникновение, прекращение и изменение права частной собственности на землю удостоверяется свидетельством о государственной регистрации права частной собственности, выдаваемым учреждениями юстиции. Право частной собственности возникает с момента такой регистрации.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные. 9532 —

| 7469 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

16. Государственная и муниципальная собственность на землю. Процесс разграничения государственной собственности.

Государственная собственность на землю

Право государственной собственности означает принадлежность правомочий владения, пользования, распоряжения государству. Государство как субъект права государственной собственности представлено не одним ведомством, а целым рядом различных органов государственной власти, между которыми распределяются правомочия собственности.

Учитывая федеративное устройство России и существование двух уровней государственной власти, предусматривается, что право государственной собственности существует в виде:

собственности субъектов РФ (т.н. субъектной или региональной).

Объектом права государственной собственности выступают индивидуально обособленные земельные участки, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц и муниципальных образований (ст. 214 ГК РФ).

Статьи 16—18 ЗК РФ указывают на три вида государственной собственности в составе: собственности РФ (федеральная собственность); собственности субъектов РФ (региональная собственность) и собственности муниципальных образований (муниципальная собственность).

Исходя из вышеуказанного, можно считать, что государственная собственность четко разграничена между РФ, субъектами РФ и муниципальными образованиями и на нее распространяется особый правовой режим, определенный ЗК РФ и иным федеральным законодательством, кодексами.

Предусмотрено, что управление федеральной и субъектной собственностью осуществляется соответственно органами государственной власти РФ (ст. 71 Конституции) и субъектами Российской Федерации, хотя пока в большинстве случаев принцип раздельного управления не реализуется.

Муниципальная собственность на землю.

Правом муниципальной собственности на землю обладают органы местного самоуправления. Несмотря на то что данная форма собственности была провозглашена еще в 1992 г. Законом «О местном самоуправлении», долгое время в отношении муниципальной собственности был известен только ее субъект — орган местного самоуправления. Поскольку правом муниципальной собственности обладают негосударственные органы власти, необходимо было детально урегулировать, какие земли и в каком порядке могут быть переданы органам местного самоуправления. Однако это было выполнено только в 2001 г. в ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю».

В муниципальную собственность городов, районов (кроме районов в городах), сельских поселений, а также других муниципальных образований для обеспечения их развития передаются земли, находящиеся в государственной собственности. В муниципальную собственность могут включаться земли, приобретаемые по решению местной администрации у других собственников земельных участков путем их выкупа в установленном порядке. Управление и распоряжение муниципальными землями осуществляются органами местного самоуправления.

В соответствии со ст. 19 ЗК РФ муниципальная собственность включает в себя земельные участки:

— которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъекта Российской Федерации;

— право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;

— которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством.

Частная собственность на землю

Конст. РФ (ст.9) допускает существование частной собственности на землю и др. природные ресурсы.

Объектом права частной собственности является индивидуально-определенный земельный участок как часть поверхности земли, границы которого описаны и удостоверены в установленном порядке. При этом данный земельный участок должен быть оборотоспособным. Участки, которые отнесены к землям, изъятым из оборота вообще не могут предоставляться в частную собственность и быть предметом сделок (ст.27 ЗК).

Одной из особенностей частной собственности на землю является нормирование земельных участков при их предоставлении. Существуют з вида норм на землю:

Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из гос. или муниципальных земель для ведения крестьянского, личного подсобного хозяйств, садоводства, огородничества, дачного строительства. Устанавливаются субъектами РФ и ОМС.

Средняя районная норма. Была установлена в период проведения земельной реформы и имела целью определение размера бесплатной передачи земли в собственность граждан.

Нормы отвода устанавливаются для конкретных видов деятельности или в соотв. с правилами землепользования и застройки и др. целей, не указанных выше.

Частная собственность на землю может быть 2 видов: индивидуальная (собственность граждан и юридических лиц) и общая (общая совместная и общая долевая).

В процессе земельной реформы граждане и их объединениямогут приобрести в частную собственность земельные участки за плату или бесплатно из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Кроме того, они могут это сделать путем совершения иных сделок с землей (купля-продажа, дарения, обмена и т.д.), предусмотренных законодательством.

Однако собственник земельного участка не располагает абсолютной свободой в выборе способов и путей по использованию своего земельного участка. Во-первых по российскому законодательству земля должна использоваться только в соответствии с ее целевым назначением и разрешенным использованием. Во-вторых использование земли допустимо только теми способами, которые не должны наносить вред окружающей природной среде.

Юридические лицатакже как и граждане могут иметь землю в частной собственности. Круг юридических лиц, названных в ст. 213 ГК субъектами права собственности довольно широк: хозяйственные общества и товарищества, производственные и потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации, ассоциации и союзы и др., кроме гос. и муниципальных организаций. При этом общественные и религиозные организации и объединения, благотворительные и иные фонды являются собственниками приобретенной ими земли и вправе использовать ее лишь для целей предусмотренных их учредительными документами. Согласно ГК количество и стоимость имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц не ограничиваются. Подобных ограничений в отношении земельных участков нет и в ЗК. Поэтому в собственности граждан и юридических лиц может быть любое количество земельных участков и любой стоимости.

Читайте так же:  Как отдавать деньги при покупке квартиры

Общая собственная на землюявляется одним из видов частной собственности. Для нее характерна множественность субъектов права собственности, которые называются участниками общей собственности. В общую совместную собственность могут быть переданы земли сх организаций (в частности колхозов и совхозов), земли общего пользования садоводческих товариществ, жилищных, дачных и гаражных кооперативов.

В общую собственность граждан, являющихся членами сх организаций передаются сх угодья в пределах среднерайонной нормы бесплатной передачи земли в собственность, умноженной на число работников данного конкретного хозяйства (включая пенсионеров, работников социальной сферы и др.). Остающиеся сх угодья включаются в фонд перераспределения на конкурсной основе. Земельный участок может находиться в общей собственности с определением доли каждого из владельцев (долевое владение) или без определения долей (совместное владение). Право собственности на земельную долю при долевой собственности удостоверяется спец. документами, выдаваемыми органами Комитета по земельным ресурсам, в которых указывается размер земельной доли.

Порядок разграничения государственной собственности на землю

Разграничение государственной собственности на землю стало не только насущной необходимостью, но и может дать дополнительные возможности к вовлечению таких земель в хозяйственный оборот и к увеличению эффективности использования этого ценного ресурса в развитии государства. В связи с постепенным характером формирования земельного законодательства, на ранних этапах его развития возникли определённые проблемы с распределением государственных земельных ресурсов. Поэтому недостаточное проведение разграничения практически не даёт возможности вовлечь такие участки в хозяйственный оборот.

Учёт земельных ресурсов

Известно, что земля является одним из наиболее ценных видов ресурсов, которые имеются у государства. Конечно, он не единственный, но при этом его можно рассматривать, как основу. В связи с этим понятно, что такой ресурс должен быть не только полностью учтённым государством, но и использоваться в общественной и экономической жизни наиболее эффективным образом.

В настоящее время существует общегосударственный реестр, где регистрируются права собственности на различные виды недвижимости, в том числе и на земельные участки.

Если регистрация конкретной земли не была проведена, она не может быть:

  • продана;
  • куплена;
  • подарена;
  • передана в наследство и т. п.

Казалось бы, с учётом земельных ресурсов, на первый взгляд, всё в порядке. Но при более внимательном взгляде на статистику распределения земли в Российской Федерации можно обнаружить неожиданную вещь. Значительная часть земель, формально находясь в собственности государства, на самом деле непонятно кому принадлежит. Как это может быть? Из-за определённых особенностей земельного законодательства существенная часть государственной собственности не распределена между самими этими владельцами: государством, субъектами РФ и муниципальными властями. То есть фактически хозяин таких земель не определён. Соответственно, такие земли не состоят на кадастровом учёте. Они относятся к неразграниченной государственной собственности.

Кто владеет землёй

Видео (кликните для воспроизведения).

Прежде чем подробно рассматривать этот вопрос, нужно выяснить, а кто имеет право владеть землёй в стране?

  1. Конечно, немалая часть этого ценнейшего ресурса принадлежит всему государству.
  2. Говоря об этой форме собственности, нужно упомянуть собственность субъектов федерации. В большинстве — это отдельные регионы, которые имеют право владеть землёй.
  3. Местные, а именно муниципальные органы осуществляют свою власть на местном уровне. Часть земель находится в их собственности.
  4. Кроме указанных собственников, владеть участками имеют право как юридические лица, так и отдельные граждане.

В обычной жизни экономические отношения, связанные с собственностью на землю, достаточно просты и понятны. Есть правообразующие документы, которые относятся к купле-продаже, наследованию или другим правоустанавливающим юридическим процедурам.

Участки должны пройти положенную по закону регистрацию, получение кадастрового паспорта, межевание. После осуществления регистрации вопрос о праве собственности обычно неясностей не вызывает.

В вопросах государственной собственности ситуация иная. Прежде всего, есть категории земель, которые в принципе не могут перейти к другим собственникам. Существуют несколько их разновидностей. Одним из примеров могут служить земли природных заповедников. Кроме этого, существует практика предоставления участков в бессрочное пользование, а также в пожизненное и наследуемое владение. В последних двух случаях, хотя собственником и является государство, в реальной жизни с этим возникает некоторая неопределённость. Одним из отличий здесь является то, что пользователи участков не проходят кадастровой регистрации, ведь они не являются собственниками земли.

Формирование участков

Однако так ли уж невозможно для частного лица или организации получить в собственность участок нераспределённой государственной земли? На самом деле это вполне реально.

Для этого есть два пути:

  • выполнить прирезку участка;
  • провести формирование участка.

В первом случае речь идёт о том случае, когда в собственности имеется территория, которая соприкасается с границей государственных земель. Распространённой является ситуация, когда собственник самовольно дополняет имеющуюся у него территорию дополнительным куском, нарезанным самостоятельно, без оформления, расположенным рядом с его участком. Несмотря на кажущуюся незаконность такого образа действий, российское законодательство в последние годы разрешило легализовать подобный захват земли. Эта процедура получила название прирезки. Для того чтобы это сделать, хозяин участка должен сначала убедиться, что этот дополнительный кусок территории доступен, получить соответствующее разрешение муниципальных властей и провести кадастровую регистрацию этой земли. Последняя процедура стоит немало и проводится за его счёт. Характерной особенностью таких земель является относительно более дешёвая земля, чем в случае её прямой покупки. Хотя может показаться, что такое разрешение более выгодно владельцам прилегающих участков, на самом деле обе стороны от этого выигрывают.

Когда говорится о формировании участка, речь идёт о другой ситуации. В неразграниченной собственности на землю нет возможности оформить право собственности. Это связано с тем, что для такого права нужен правоустанавливающий документ. А получить его возможно только от законного собственника земли. В рассматриваемом случае такого найти не получится. Хотя понятно, что речь идёт о государственной земле, но нельзя определить, кто именно в государственной структуре обладает соответствующими правами собственника. Ведь только последний может продать землю новому хозяину. Как же поступают в подобных ситуациях?

Читайте так же:  Выкуп недвижимого имущества при изъятии земельного участка

Для этого могут передать соответствующий участок:

  • в бессрочное пользование;
  • в пожизненное владение с правом наследования.

При этом не происходит кадастрового оформления и регистрации прав собственности, потому, что таких прав у получателя участка нет. Но передать в собственность землю при этом можно. Это делается посредством процедуры формирования участка. Сначала ведутся переговоры с представителями муниципальной власти. После того как согласие получено, производится межевание и полное кадастровое оформление. После того как все необходимые документы подготовлены, выполняется регистрация права собственности по вновь образованному участку.

С момента проведения государственной регистрации право собственности является полностью подтверждённым.

Важно отметить, что в данном случае цена земли относительно невелика. Обычно она составляет три процента от кадастровой стоимости этого участка. Однако кадастровые процедуры — вещь довольно дорогая, а оплачивать их должен новый собственник.

Цифры и факты

Рассмотрим цифры, которыми можно охарактеризовать ситуацию в масштабе всей страны. Для этого необходимо принять во внимание следующее.

Земельные ресурсы всего государства составляют огромную величину. Это 1709,8 миллиона гектаров.

  • частным лицам 121,4 миллиона гектаров земель;
  • юридическим лицам ровно 12 миллионов гектаров;
  • государству — 1576,4 гектара.

Неразграниченная государственная собственность на землю охватывает 1145,5 миллиона гектаров. Остальная её часть преимущественно находится в собственности государства (420,0 млн га). Субъектам федерации принадлежат 7,7, а местной (муниципальной власти) — 3,2 миллиона гектаров земли.

Право распоряжения

Конечно, отсутствие юридического хозяина такого важного ресурса, как земельная собственность отчасти тормозит экономическое развитие территорий. Поэтому на законодательном уровне было принято решение, что до прояснения этих вопросов право текущего распоряжения такими участками имеют территориальные органы муниципальной власти. Относительно столиц или административных центров субъектов РФ принят немного другой порядок. Считается, что обычно правами распоряжения в данном случае должны обладать органы местного самоуправления. Однако в особых случаях законодательством может быть предусмотрена передача права распоряжения соответствующим исполнительным государственным органам. Речь идёт об исполнительных органах субъектов федерации.

Уполномоченные органы власти могут принимать решения по делегированию отдельных функций, относящихся к управлению такими землями, но не передавать при этом право собственности или право распоряжения.

Важно заметить, что предоставление права распоряжения не является передачей права собственности. В качестве причин этого можно указать следующее.

  1. Если говорить об объекте соответствующих правоотношений, то земля, о которой идёт речь, относится к нераспределённой государственной собственности. Поэтому передать право собственности, которое до настоящего момента попросту не существует, невозможно. Чтобы такое право было, право собственности на такие участки должно разграничиваться.
  2. В юридическом и хозяйственном обороте не может участвовать такой участок, который не состоит на кадастровом учёте, не прошёл определённую законом регистрацию, которые необходимы для предоставления права собственности.

Передача участков, не имеющих собственника, противоречит Гражданскому Кодексу РФ.

Как происходит распределение

Известно, что существует довольно большая территория, где земля до сих пор остаётся нераспределённой. Когда был принят действующий в настоящее время Земельный Кодекс, был одновременно принят нормативный акт, который содержал переходные положения при введении его в действие. К рассматриваемому здесь вопросу имеет отношение тот факт, что для распределения земель был установлен предельный срок. После 2008 года вообще не должно было остаться нераспределённых участков. Однако приведённая выше статистика говорит совсем о другом.

Что же представляет собой процесс распределения? В рассматриваемой ситуации речь идёт о любом нормативном акте, в котором такая земля разграничивается и прямо передаётся в собственность соответствующему владельцу. Как только такое решение принято, его берут в основу для соответствующих правоустанавливающих документов.

Предположим, существует интерес к приобретению определённого участка, который относится к рассматриваемому здесь типу. Первым шагом в данной ситуации может быть попытка получить информацию, из которой возможно однозначно заключить о том, относится ли рассматриваемый участок к нераспределённой государственной собственности. Как это сделать проще всего? Для этой цели прекрасно подойдёт публичная кадастровая карта России. В ней можно получить не всю имеющуюся информацию о собственниках земли, но всегда можно заключить, имеется ли данный участок земли в чьей-либо собственности. Сама карта является интерактивной. С использованием имеющейся информации можно осуществить поиск, при этом постепенно делая карту всё более подробной. В результате можно будет сделать уверенный вывод по данному вопросу.

Публичная кадастровая карта отражает актуальные данные общегосударственного реестра:

  • расположение земельного участка;
  • его площадь;
  • принадлежность и т. д.

Использование этого сайта позволит получить нужную информацию относительно быстро и с небольшими усилиями.

Любопытно, что критерии, по которым можно было проводить классификацию земельных участков и их отнесение к тем, которые относятся к муниципальным органам власти или к собственности субъектов федерации, были законодательно сформулированы ещё в 2002 году. Кроме этого были определены правила различных процедур, которые к этому имели прямое отношение. Был определён порядок составления и согласования списков земельных участков, которые должны были быть переданы в ту или иную форму государственной или муниципальной собственности.

Одним из этапов рассмотрения была передача всего подготовленного пакета документов в Правительство РФ, ожидание результатов проводимой здесь процедуры и того, какое решение по данному вопросу будет принято. Сам процесс обоснования такого запроса требовал большого количества подтверждающих документов, а рассмотрение каждого отдельного вопроса обычно происходило в период от семи до девяти месяцев. Такая сложность и громоздкость резко снижали эффективность процедуры. После принятия нового Земельного Кодекса в 2006 году порядок разграничения государственной собственности на землю был значительно упрощён, что несколько увеличило эффективность применения закона.

11.Разграничение государственной собственности на землю

Государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований (ст. 16 Земельного кодекса РФ).

Федеральным законом от 17 июля 2001 г. «О разграничении государственной собственности на землю» закрепляется разграничение государственной собственности на землю на:

собственность РФ (федеральную собственность);

собственность субъектов РФ;

собственность муниципальных образований (муниципальную собственность).

Согласно ст. 214 ГК РФ государственной собственностью в России является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности ее субъектам (собственность субъекта Федерации).

Читайте так же:  Пенсионеры платят налог на имущество или нет

От имени РФ и ее субъектов права собственника реализуют органы государственной власти в пределах их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

В случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, нормативными актами субъектов РФ, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане (ст. 125 ГК РФ). Государство (в лице РФ и ее субъектов) в земельных отношениях может выступать в одной из двух ролей:

в качестве суверена, устанавливающего нормы земельного законодательства, осуществляющего государственный контроль за использованием земель и другие функции, названные в ст. 9, 10 Земельного кодекса;

в качестве собственника земельных участков. В последнем случае оно пользуется теми же правами и несет те же обязанности, что и другие собственники земельных участков.

Процедура проведения разграничения государственной собственности на землю установлена Федеральным законом от 17 июля 2001 г. 101-ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю».

Момент возникновения права собственности на земельные участки у РФ, субъектов Федерации и муниципальных образований связан с моментом государственной регистрации права собственности на земельные участки.

Основанием государственной регистрации права собственности являются акты Правительства РФ об утверждении перечней земельных участков, на которые, соответственно, у РФ, ее субъектов и муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю, а также вступившие в законную силу судебные решения по спорам, связанным с разграничением государственной собственности на землю. В ст. 17З КРФ установлены основания возникновения федеральной собственности на землю. Помимо разграничения в соответствии с вышеуказанным законом, к таковым относятся:

приобретение Российской Федерацией земельных участков по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством;

признание федеральными законами нахождения отдельных земельных участков в федеральной собственности.

12.Право муниципальной собственности на землю

Муниципальная собственность на землю возникает:

в результате разграничения государственной собственности на землю в соответствии с Федеральным законом «О разграничении государственной собственности на землю»;

в случае приобретения земельных участков, находящихся в собственности граждан или юридических лиц, по основаниям, установленным гражданским законодательством (ст. 19 Земельного кодекса РФ).

Территорию муниципального образования составляют (ст. 12 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»):

земли городских, сельских поселений;

прилегающие к ним земли общего пользования;

земли, необходимые для развития поселений;

другие земли в границах муниципального образования независимо от форм собственности и целевого назначения.

От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления (или в случаях, установленных законом, иные лица по специальному поручению органов местного самоуправления). В муниципальной собственности находятся земельные участки, признанные таковыми не только федеральными законами, но и принятыми в соответствии с ними законами субъекта РФ. Что касается гражданско-правовых оснований приобретения муниципальной собственности на земельные участки, то в отличие от государственной собственности она может возникать в порядке ст. 225 Гражданского кодекса РФ и на бесхозные земельные участки, от которых отказались собственники.

При разграничении государственной собственности на землю в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге земельные участки в муниципальную собственность не передаются.

Гражданско-правовыми основаниями возникновения муниципальной собственности на земельные участки в этих субъектах РФ являются:

признание федеральным законом земельного участка находящимся в муниципальной собственности;

приобретение земельного участка муниципальным образованием по основаниям, установленным гражданским законодательством.

При разграничении государственной собственности на землю в собственность того или иного муниципального образования переходят земли, находящиеся в границах этого требования. Однако муниципальное образование может приобрести, например купить, земельный участок, находящийся за пределами территории муниципального образования. Точно так же субъект РФ или непосредственно Российская Федерация могут передать безвозмездно в собственность муниципального образования любой участок, в том числе и находящийся за пределами его границ. Передача земельных участков в муниципальную собственность в городах Москве и Санкт-Петербурге регулируется их собственными законами, ими может быть предусмотрена и возмездная передача земельных участков. Собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством РФ (п. 1 ст. 15З КРФ).

Частная собственность на землю и ее виды

Частная собственность на землю

Содержание права собственности на землю составляют правомочия

Все три правомочия имеют ясно выраженный физический и юридический аспект. Общие права собственников земли закреплены, кроме указанной статьи ГК РФ, и в ст. 40 ЗК РФ (Права собственников земельных участков на использование земельных участков).

Ст. 209 ГК РФ в частности определяет следующие права собственника:

    • отчуждать свое имущество в собственность другим лицам;
    • передавать другим лицам, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом;
    • отдавать имущество в залог и обременять его другими способами;
    • распоряжаться имуществом иным образом.

Право владения землей означает физическое обладание предметом собственности , т.е. землей. Владеть землей может и несобственник, но только легитимно, т.е. в соответствии с законом. В противном случае владение землей будет считаться самовольным захватом или самовольной передачей земли, за что по законодательству может применяться юридическая ответственность. Осуществление данного правомочия производится путем ограничения доступа на земельный участок несобственников, т.е. лиц, не имеющих права на данный земельный участок.

Право пользования землей дает возможность эксплуатировать ее полезные свойства и качества . Однако многие собственники не пользуются землей непосредственно, а предоставляют ее во владение и пользование другим лицам. Особенно это характерно для такого земельного собственника, как государство. Как показывает опыт стран мира, у собственника в этом случае сохраняется право на извлечение выгод из принадлежащей ему земли, но опосредованно — путем получения арендной платы за землю. Непосредственно же пользуется землей то лицо, которому она предоставлена во владение. Пользование в этом случае как бы раздваивается. Но что касается права пользования, то формально оно принадлежит владельцу земли — арендатору (а не собственнику), поскольку он непосредственно эксплуатирует землю.

Во многих случаях собственник сам владеет и пользуется своей землей. Чтобы отделить эти случаи от случаев предоставления земли в аренду, в теории права различают как бы две категории собственников: передающих и не передающих землю в чужое владение и пользование.

Читайте так же:  Как зарегистрировать ружье после покупки

Право распоряжения землей в полной мере принадлежит только собственнику. У владельца-несобственника (арендатора) этого права либо вовсе нет, либо он обладает им в ограниченном виде и только с согласия собственника.

Распоряжение землей может выражаться в двух основных формах:

    1. вещественной (право необратимого изменения назначения земли, например ее застройки, перепланировки ландшафта; мероприятия по трансформации угодий, например, посадке леса на месте пашни или раскорчевка леса под пастбище);
    2. правовой (выражается в праве собственника продать, заложить землю, передать ее в дар, обменять, завещать по наследству, сдать в аренду по частям или полностью, передать другому лицу в бесплатное пользование, внести в уставный капитал организации, т.е. в праве на определение юридической судьбы земельного участка как вещи . Иногда сюда добавляют право выбирать управляющего (управомоченное лицо), которому доверяется вести хозяйство от имени и по поручению собственника, а также — изменение его правового режима путем перевода земельного участка из одной категории в другую или изменения вида разрешенного использования земельного участка).

При этом владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц .

Граждане и их объединения могут приобретать в частную собственность земельные участки:

[2]

    1. за плату или бесплатно из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности (приватизация);
    2. путем совершения иных сделок с землей, предусмотренных земельным законодательством.

В соответствии со ст. 15 ЗК РФ собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные ими по основаниям, установленным гражданским законодательством.

Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в частную собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с Земельным кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися

    1. на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом РФ в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе РФ, и
    2. на иных особо установленных территориях Российской Федерации.

Следует отметить, что объектами права частной собственности выступают земельные участки лишь некоторых категорий земель. Наиболее либерален в этом смысле правовой режим земель сельскохозяйственного назначения, приобретение права частной собственности на которые фактически не ограничивается. Любые земли сельскохозяйственного назначения могут быть приобретены в частную собственность в пределах установленных предельных размеров.

Согласно ст. 27 ЗК РФ не могут предоставляться в частную собственность земельные участки , отнесенные к землям:

    1. изъятым из оборота (например, государственные природные заповедники и национальные парки);
    2. ограниченным в обороте (например, из состава земель лесного фонда).

Правомочия владения, пользования, распоряжения могут быть ограничены государством. На лиц, имеющих земельные участки на праве частной собственности, возлагается ряд обязанностей. Они должны

    • своевременно платить земельный налог,
    • осуществлять мероприятия по охране земель,
    • соблюдать требования градостроительных регламентов,
    • своевременно приступать к использованию земельного участка,
    • эффективно использовать землю в соответствии с целевым назначением и др.

Право частной собственности возникает чаще всего в результате совершения различного рода сделок — купли-продажи земельных участков, приватизации, мены, дарения, наследования, ипотеки, приобретения права собственности на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности (приватизации).

Иными основаниями для возникновения права частной собственности являются:

    1. административно-правовые акты (решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления);
    2. приобретательная давность;
    3. приватизация.

Основания прекращения частной собственности на землю разделяют на добровольное и принудительное.

Право частной собственности добровольно прекращается при:

    • отчуждении собственником своего земельного участка (сделки);
    • прекращении деятельности юридического лица;
    • смерти гражданина и переходе права собственности по наследству государству (муниципальному основанию);
    • добровольном отказе собственника от своих прав на земельный участок (ст. 53 ЗК РФ).

Принудительно право частной собственности прекращается в случаях (статьи не проверены) :

    1. обращения взыскания на земельный участок по обязательствам должника (ст. 278 ГК РФ);
    2. неиспользования земельного участка в соответствии с его целевым назначением (ст.284 ГК РФ);
    3. использования земельного участка с нарушением законодательства (ст. 285 ГК РФ);
    4. реквизиции земельного участка (ст. 51 ЗК РФ);
    5. выкупа земельного участка для государственных или муниципальных нужд (ст. 49 ЗК РФ);
    6. отчуждения земельного участка, который согласно закону не может принадлежать данному лицу;
    7. национализации земель;
    8. конфискации земель (ст. 50 ЗК РФ).

Возникновение, прекращение и изменение права частной собственности на землю удостоверяется свидетельством о государственной регистрации права частной собственности, выдаваемым учреждениями юстиции. Право частной собственности возникает с момента такой регистрации.

Виды частной собственности на землю

В зависимости от правообладателя частная собственность на землю подразделяется на несколько видов:

1) индивидуальная собственность граждан и юридических лиц;

2) общая собственность:

    • общая совместная (без определения долей, принадлежащих каждому участнику общей совместной собственности);
    • общая долевая (доля каждого сособственника известна заранее).

Юридические лица, так же как и граждане, могут по своему желанию объединять находящиеся в их собственности земельные участки и использовать их на праве общей совместной и общей долевой собственности.

Общая собственность на земельные участки возникает

    1. в силу закона (в случаях, предусмотренных законодательством), или
    2. по договору (путем добровольного объединения собственниками принадлежащих им земельных участков).

Например, Федеральным законом от 11 июня 2003 г. N 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» установлено, что земельный участок, как и любое иное имущество фермерского хозяйства, принадлежит его членам на праве общей совместной собственности, если соглашением между ними не установлено право общей долевой собственности.

Видео (кликните для воспроизведения).

Земельные участки, расположенные под многоквартирными жилыми домами, являются общей долевой собственностью всех собственников помещений в многоквартирном доме.

Разграничение частной собственности на землю
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here