Ответственность за уклонение от военных сборов

Особенности решения вопросов с статье на тему: "Ответственность за уклонение от военных сборов". Если в процессе прочтения появились дополнительные вопросы, то вы всегда можете обратиться к дежурному юристу.

Военные сборы.

Консультация по тел: (383)287-08-49

Для подготовки к военной службе граждане, пребывающие в запасе, могут призываться на военные сборы. Проведение военных сборов в иных целях не допускается.

[2]

Продолжительность военных сборов.

Продолжительность военного сбора не может превышать двух месяцев. Общая продолжительность военных сборов, к которым привлекается гражданин за время пребывания в запасе, не может превышать 12 месяцев.
Периодичность призыва граждан, пребывающих в запасе, на учебные сборы не может быть чаще одного раза в три года.

Призыв на военные сборы.

Призыв на военные сборы состоит из следующих этапов:
— отбор граждан для призыва на учебные сборы во взаимодействии с комплектуемыми воинскими частями;
— оповещение и призыв граждан на военные сборы;
— организация медицинского освидетельствования граждан, призываемых на учебные сборы;
— организация перевозки граждан, призванных на военные сборы, от военного комиссариата (пункта сбора) до места проведения военных сборов и обратно;
(Согласно Положению о проведении военных сборов)

Военные сборы запасников.

Военные сборы запасников — это «самые обыкновенные» военные сборы, предусмотренные ст. 54 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», первый пункт которого гласит: «Для подготовки к военной службе граждане, пребывающие в запасе, могут призываться на военные сборы».

Освобождение от военных сборов.

3. Военный комиссар вправе освободить гражданина от призыва на военные сборы при наличии уважительных причин.
4. Не подлежат призыву на военные сборы граждане, указанные в пункте 3 статьи 23 настоящего Федерального закона.

Возмещение расходов по призыву на военные сборы.

Оплата за военные сборы.

Уклонение от военных сборов.

За уклонение от военных сборов (т.е. неявка без уважительной причины по повестке) предусмотрена административная ответственность (штраф в размере от 100 до 500 рублей).

Статья 55. Освобождение от военных сборов. Граждане, не подлежащие призыву на военные сборы

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 11 марта 2006 г. N 37-ФЗ в статью 55 настоящего Федерального закона внесены изменения

Статья 55 . Освобождение от военных сборов. Граждане, не подлежащие призыву на военные сборы

См. комментарии к статье 55 настоящего Федерального закона

1. От военных сборов освобождаются граждане женского пола.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 6 июля 2006 г. N 104-ФЗ в пункт 2 статьи 55 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2008 г.

2. От военных сборов также освобождаются:

а) граждане, забронированные за органами государственной власти, органами местного самоуправления и организациями на период мобилизации и в военное время;

Информация об изменениях:

Подпункт «б» изменен с 1 января 2020 г. — Федеральный закон от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 305-ФЗ в подпункт «б» пункта 2 статьи 55 настоящего Федерального закона внесены изменения

б) сотрудники органов внутренних дел, сотрудники войск национальной гвардии Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и таможенных органов Российской Федерации;

Информация об изменениях:

Подпункт «в» изменен с 1 января 2020 г. — Федеральный закон от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 305-ФЗ в подпункт «в» пункта 2 статьи 55 настоящего Федерального закона внесены изменения

в) гражданский персонал Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, а также органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и таможенных органов Российской Федерации;

г) летно-технический состав, а также рабочие и служащие авиационного и железнодорожного транспорта, непосредственно осуществляющие и обеспечивающие перевозки или занятые обслуживанием и ремонтом самолетов (вертолетов), аэродромной техники, подвижного состава и устройств железнодорожного транспорта;

д) плавающий состав судов морского флота, а также плавающий состав речного флота и флота рыбной промышленности — в период навигации;

е) граждане, непосредственно занятые на посевных и уборочных работах, — в период проведения таких работ;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ в подпункт «ж» внесены изменения, вступающие в силу с 1 сентября 2013 г.

ж) граждане, являющиеся педагогическими работниками образовательных организаций;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ подпункт «з» пункта 2 статьи 55 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 сентября 2013 г.

з) граждане, обучающиеся по очной или очно-заочной форме обучения в образовательных организациях;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ подпункт «и» пункта 2 статьи 55 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 сентября 2013 г.

и) граждане, обучающиеся по заочной форме обучения в образовательных организациях, — на период прохождения промежуточной и итоговой аттестации, подготовки дипломной работы;

к) утратил силу с 16 февраля 2018 г. — Федеральный закон от 5 февраля 2018 г. N 10-ФЗ

Информация об изменениях:

л) граждане, имеющие трех и более несовершеннолетних детей;

м) граждане, имеющие основания для отсрочки от призыва на военную службу, предусмотренные подпунктами «а», «б», «б.1″,»в», «и», «к» и «л» пункта 1 и пунктом 2 статьи 24 настоящего Федерального закона;

н) граждане, пребывающие за пределами Российской Федерации;

о) члены Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), граждане, временно исполняющие обязанности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации);

о.1) граждане, представленные в установленном порядке законодательным (представительным) органам государственной власти субъектов Российской Федерации в качестве кандидатур высших должностных лиц субъектов Российской Федерации (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), — до принятия решения об отклонении представленной кандидатуры или о наделении ее полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации);

Читайте так же:  Как правильно оформить договор аренды нежилого помещения

п) граждане, прошедшие альтернативную гражданскую службу.

Информация об изменениях:

Статья 55 дополнена пунктом 2.1 с 16 февраля 2018 г. — Федеральный закон от 5 февраля 2018 г. N 10-ФЗ

2.1. Граждане, уволенные с военной службы, в течение двух лет со дня увольнения в запас имеют право на освобождение от призыва на военные сборы, за исключением граждан, пребывающих в мобилизационном людском резерве.

Информация об изменениях:

4. Не подлежат призыву на военные сборы граждане, указанные в пункте 3 статьи 23 настоящего Федерального закона.

>
Порядок прохождения военных сборов
Содержание
Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе»

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Уклонение от армии

Ответственность за нарушение воинской обязанности

За неисполнение обязанностей, возложенных на граждан ФЗ ”О воинской обязанности и военной службе” предусматренно два вида ответственности: уголовная и административная. Давайте рассмотрим оба вида ответственностей и в каком случае они могут вступать в силу.

Уголовная ответственность. Уклонение от военной службы.

Уголовная ответственность предусмотрена за уклонение от армии (в частности, уклонение от призыва на военную службу).
Уклонением от армии, согласно п. 4 ст. 31 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», признаётся неявка без уважительных причин гражданина по повестке военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу.
Только неявка по повестке без уважительных причин может рассматриваться влекущим за собой уголовную ответственность за уклонение от армии (уклонение от призыва на военную службу.

Субъектом преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 328 УК РФ, может быть только гражданин, подлежащий призыву на военную службу и не имеющий оснований для освобождения или отсрочки от призыва на военную службу.
Согласно ч. 1 ст. 328 Уголовного кодекса РФ, уклонение от армии при отсутствии законных оснований для освобождения от этой службы наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо арестом на срок от трёх до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

Уклонение от призыва в армию характеризуется виной в форме умысла, прямого либо косвенного. Для установления в действиях гражданина умысла в уклонении от призыва, требуется подтвердить:
а) факт неявки гражданина по повестке военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу;
б) отсутствие уважительных причин неявки;
в) факт вручения гражданину повестки.
Если хотя бы одно из этих трёх обстоятельств не установлено, то оснований для привлечения гражданина к уголовной ответственности за уклонение от воинской обязанности нет.

Уважительными причинами неявки призывника по повестке военного комиссариата, согласно п. 2 ст. 7 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», признаются:
а) заболевание или увечье гражданина, связанные с утратой трудоспособности;
б) тяжелое состояние здоровья отца, матери, жены, мужа, сына, дочери, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки или усыновителя гражданина либо участие в похоронах указанных лиц;
в) препятствие, возникшее в результате действия непреодолимой силы, или иное обстоятельство, не зависящее от воли гражданина;
г) иные причины, признанные уважительными призывной комиссией или судом.
Вручение повестки призывнику производится под расписку.

Административная ответственность. Нарушение обязанностей по воинскому учету.

Обжаловать постановление об административном правонарушении можно в течении десяти суток со дня вручения копии постановления.

Штраф за неявку на военные сборы в 2018 году

Независимо от того, пребывает гражданин в запасе или резерве, законодательством РФ предусмотрена их обязанность в назначенные сроки являться на военные сборы. Подробная информация о времени и порядке их проведения прописана в Федеральном законе N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее N 53-ФЗ) и в Постановлении Правительства РФ N 333 «О военных сборах и некоторых вопросах обеспечения исполнения воинской обязанности» (далее N 333). Также вы узнаете о том, какой предписан штраф за неявку на военные сборы в 2018 году, и мерах, которые могут принимать военкоматы по отношению к уклоняющимся от явки.

Понятие и виды военных сборов

Каждый, кто призывается на такие сборы, конечно хочет узнать более подробную информацию о них. Часть 3 Общих Положений N 333 определяет, что:

«Под военными сборами понимается комплекс мероприятий по подготовке граждан к военной службе, проводимых в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах.»

Единственной целью таких мероприятий является подготовка граждан к осуществлению военной службы и обеспечение их боевой готовности для призыва в армию в случае объявления войны. Никаких других целей данные мероприятия не преследуют (ст.54 ч.1 N 53-ФЗ).

Военные сборы классифицируют на:

  • учебные;
  • проверочные, предназначенные для того, чтобы определить уровень, на котором находятся боевая и мобилизационная готовность военкоматов и воинских частей (ст.54 ч.1.1 N 53-ФЗ).

Наказание, если не явился на учебные сборы по повестке, равно как и на проверочные, определяется Кодексом об административных правонарушениях РФ (далее КоАП).

Начало, длительность и окончание проведения сборов

Началом отсчета военных сборов является момент, когда гражданин отправляется из точки сбора (военкомат или другой пункт) к месту своего назначения. Также первым днем исчисления может служить день, когда гражданин был зачислен в список личного состава воинской части. Официальным окончанием сборов является либо день, когда была осуществлена отправка гражданина с места, где проводилось мероприятие, либо день его прибытия в военкомат после его завершения (ст.54 ч.2 N 53-ФЗ).

О времени проведения сборов для тех, кто находится в запасе либо в резерве, говорится в ст.54 ч.3 N 53-ФЗ:

«Продолжительность военного сбора не может превышать два месяца. Общая продолжительность военных сборов, к которым привлекается гражданин за время пребывания в запасе, за исключением граждан, пребывающих в резерве, не может превышать 12 месяцев.

Общая продолжительность военных сборов, к которым привлекается гражданин, пребывающий в резерве, в течение срока контракта о пребывании в резерве, определяется Положением о порядке пребывания граждан Российской Федерации в мобилизационном людском резерве, утверждаемым Правительством Российской Федерации.»

Читайте так же:  Правоспособность и дееспособность юридического лица

Ответственность за неявку на сборы

Ответственность за неявку на специальные сборы (проверочные) и учебные военные сборы определяется ст.21.5 КоАП:

«Неявка гражданина, состоящего или обязанного состоять на воинском учете, по вызову (повестке) военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, в установленные время и место без уважительной причины. влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей.»

Стоит еще добавить, что у военкоматов, согласно ч.13 Общих Положений N 333, имеются следующие полномочия по отношению к тем, кто не явился на сборы:

[3]

«В случае неявки гражданина в место и время, указанные в повестке военного комиссариата о призыве на военные сборы, без уважительных причин военный комиссар принимает все необходимые меры по его призыву и доставке к месту проведения военных сборов. При необходимости для этих целей в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» привлекаются органы внутренних дел.»

Важно заметить, что избежать штрафа можно лишь при наличии «уважительной причины». Однако вам придется потрудиться над тем, чтобы доказать ее правдивость. Как разрешить этот вопрос согласно законодательству, а также многие сопутствующие, можно узнать, проконсультировавшись у специалиста!

Президент РФ подписал указ о привлечении к военным сборам резервистов в 2015 году

Президент России Владимир Путин подписал указ, носящий название «О призыве граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе, на военные сборы в 2015 году». Россияне, пребывающие в запасе, могут быть призваны для участия в военных сборах в структуры министерства обороны, МВД, ФСБ, ФСО и другие силовые ведомства.

Документ вступает в силу с сегодняшнего дня (5 февраля). Об этом сообщает РИА Новости. Несмотря на то, что практика привлечения к военным сборам российских граждан, пребывающих в запасе (резервистов), является ежегодной, всякий раз в прессе и социальных сетях по этому поводу возникает странная дискуссия. Мол, если такой документ подписывается, то точно нужно «чего-то ожидать». Судя по всему, люди, которые постоянно «чего-то ожидают», не знакомы с российской (советской) практикой привлечения резервистов к сборам. Военнообязанных могут привлекать к участию в военных сборах сроком до двух месяцев, и чем-то из ряда вон выходящим это не являлось и не является. Общий срок военных сборов за всё время нахождения в запасе не может превысить 12 месяцев.

За уклонение от военных сборов предусматривается ответственность. Если фиксируется неявка по повестке, то – чисто символический штраф до 500 рублей. За уклонение от сборов после получения повестки (расписка о получении) – ответственность определяется как для военнослужащего, уклоняющегося от исполнения обязанностей.

Сведения о тех, кто освобождается от сборов:

Заметили ош Ы бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Статья 55. Освобождение от военных сборов. Граждане, не подлежащие призыву на военные сборы

Статья 55. Освобождение от военных сборов. Граждане, не подлежащие призыву на военные сборы

1. В соответствии с комментируемой нормой от военных сборов освобождаются граждане женского пола.

Однако, по мнению авторов, женщина, имеющая военно-учётную специальность, вправе обратиться в территориальный орган военного управления с просьбой о привлечении ее к прохождению военных сборов. Это является целесообразным в том случае, когда особенности военно-учётной специальности, имеющей отношение к работе с техническими средствами, требуют регулярных практических занятий с тем, чтобы не происходила утрата полученных профессиональных навыков, а также в том случае, когда необходимо увеличение срока общей продолжительности военной службы, например, для осуществления перерасчёта пенсии.

2. От военных сборов также освобождаются:

а) граждане, забронированные за органами государственной власти, органами местного самоуправления и организациями на период мобилизации и в военное время.

В соответствии с Федеральным законом «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» от 26 февраля 1997 г. N 31-ФЗ предусматривает, что бронирование граждан, пребывающих в запасе и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях, на период мобилизации и на военное время проводится в соответствии с указанным Федеральным законом, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

Видео (кликните для воспроизведения).

Бронирование граждан, пребывающих в запасе, проводится в целях обеспечения на период мобилизации и на военное время деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций. Граждане, подлежащие бронированию, освобождаются от призыва на военную службу по мобилизации и последующих призывов в военное время на время предоставленной отсрочки;

б) сотрудники органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации;

в) гражданский персонал Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, а также органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации;

г) летно-технический состав, а также рабочие и служащие авиационного и железнодорожного транспорта, непосредственно осуществляющие и обеспечивающие перевозки или занятые обслуживанием и ремонтом самолетов (вертолетов), аэродромной техники, подвижного состава и устройств железнодорожного транспорта;

д) плавающий состав судов морского флота, а также плавающий состав речного флота и флота рыбной промышленности — в период навигации;

е) граждане, непосредственно занятые на посевных и уборочных работах, — в период проведения таких работ;

ж) граждане, являющиеся педагогическими работниками образовательных учреждений;

з) граждане, обучающиеся по очной и очно-заочной (вечерней) формам обучения в образовательных учреждениях;

и) граждане, обучающиеся по заочной форме обучения в образовательных учреждениях — на период экзаменационных и зачетных сессий и написания дипломной работы;

к) граждане, уволенные с военной службы, — в течение двух лет со дня увольнения в запас (окончанием военной службы считается дата исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части);

Читайте так же:  Как не быть обманутым при продаже квартиры

л) граждане, имеющие трех и более несовершеннолетних детей;

м) граждане, имеющие отсрочку от призыва на военную службу по основаниям, предусмотренным ст. 24 комментируемого Федерального закона, за исключением оснований, предусмотренных подп. «г» и «д» п. 1 указанной статьи. По всей видимости, законодатель в данном случае не освободил от военных сборов граждан, имеющих двух и более детей, а также имеющих ребенка в возрасте до трех лет по причине множественности указанных случаев для населения России;

н) граждане, пребывающие за пределами Российской Федерации.

Освобождение от военных сборов данной категории граждан вызвано физической невозможностью этих граждан участвовать в рассматриваемых мероприятиях вследствие территориальной удаленности от Российской Федерации;

о) члены Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), граждане, временно исполняющие обязанности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации);

о.1) граждане, представленные в установленном порядке законодательным (представительным) органам государственной власти субъектов Российской Федерации в качестве кандидатур высших должностных лиц субъектов Российской Федерации (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), — до принятия решения об отклонении представленной кандидатуры или о наделении ее полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации);

п) граждане, прошедшие альтернативную гражданскую службу.

3. Военный комиссар вправе освободить гражданина от призыва на военные сборы при наличии уважительных причин.

С 1 апреля 2010 года комментируемый автором федеральный закон не содержит такого права военного комиссара как освобождение гражданина от призыва на военные сборы по уважительной причине, не связанной с прямо упомянутыми в действующей редакции ст. 55 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

Перечень таких причин нормативно не установлен, однако представляется, что таковыми могут являться следующие:

— заболевание или увечье, связанное с утратой работоспособности;

— тяжелое состояние здоровья отца, матери, жены, мужа, сына, дочери, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки или усыновителя гражданина либо участие в похоронах указанных лиц;

— препятствие, возникшее в результате действия непреодолимой силы, или иное обстоятельство, не зависящее от воли гражданина;

— иные причины, признанные уважительными военным комиссаром или судом.

4. Не подлежат призыву на военные сборы следующие категории граждан:

— отбывающие наказание в виде обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы, ареста или лишения свободы;

— имеющие неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления;

— в отношении которых ведется дознание либо предварительное следствие или уголовное дело в отношении которых передано в суд.

Уклонение от военных сборов ответственность

Консультация по тел: (383)287-08-49

Для подготовки к военной службе граждане, пребывающие в запасе, могут призываться на военные сборы. Проведение военных сборов в иных целях не допускается.

Продолжительность военных сборов.

Продолжительность военного сбора не может превышать двух месяцев. Общая продолжительность военных сборов, к которым привлекается гражданин за время пребывания в запасе, не может превышать 12 месяцев.
Периодичность призыва граждан, пребывающих в запасе, на учебные сборы не может быть чаще одного раза в три года.

Призыв на военные сборы.

Призыв на военные сборы состоит из следующих этапов:
— отбор граждан для призыва на учебные сборы во взаимодействии с комплектуемыми воинскими частями;
— оповещение и призыв граждан на военные сборы;
— организация медицинского освидетельствования граждан, призываемых на учебные сборы;
— организация перевозки граждан, призванных на военные сборы, от военного комиссариата (пункта сбора) до места проведения военных сборов и обратно;
(Согласно Положению о проведении военных сборов)

Военные сборы запасников.

Военные сборы запасников — это «самые обыкновенные» военные сборы, предусмотренные ст. 54 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», первый пункт которого гласит: «Для подготовки к военной службе граждане, пребывающие в запасе, могут призываться на военные сборы».

Освобождение от военных сборов.

3. Военный комиссар вправе освободить гражданина от призыва на военные сборы при наличии уважительных причин.
4. Не подлежат призыву на военные сборы граждане, указанные в пункте 3 статьи 23 настоящего Федерального закона.

Возмещение расходов по призыву на военные сборы.

Оплата за военные сборы.

Уклонение от военных сборов.

За уклонение от военных сборов (т.е. неявка без уважительной причины по повестке) предусмотрена административная ответственность (штраф в размере от 100 до 500 рублей).

Минобороны предлагает ужесточить наказание для находящихся в запасе военнослужащих возрастом до 60 лет и контрактников, которые игнорируют военные сборы. Соответствующие поправки готовятся в статью 21.8 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП). На нарушителей будут заводить административное дело, после чего их накажут штрафом до 50 тыс. рублей. За военные сборы будут также отвечать главы регионов и мэры городов, которые теперь будут возглавлять призывные комиссии.

Как рассказали «Известиям» источники, близкие к разработке проекта, к таким изменениям их подтолкнула высокая степень отказов от военных сборов.

— В сложившихся социально-экономических условиях развития страны крайне непросто добиваться поднятия в обществе престижа и значимости военной службы, — сообщил «Известиям» источник. — Наши граждане почти не воспринимают военную службу как долг и обязанность по защите Отечества.

Для того чтобы исправить такое отношение к военной службе, Минобороны предлагает два решения: во-первых, возложить на губернаторов и мэров обязанность руководить призывными комиссиями, во-вторых, штрафовать уклонистов.

— Представляется целесообразным законодательно возложить на высших должностных лиц субъектов Российской Федерации и руководителей органов местного самоуправления непосредственное руководство призывной комиссией, — сообщил «Известиям» источник.

Для этого будут внесены изменения в закон «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации».

Кроме того, предлагается усиление административной ответственности резервистов за уклонение от призыва на военные сборы.

Как говорится в тексте законопроекта, в Кодекс об административных правонарушениях планируется внести новую статью 21.8 («Уклонение от призыва на военные сборы»), по которой неявка без уважительных причин гражданина в место военных сборов будет караться серьезными штрафами. Так, для резервистов эта сумма составит от 10 тыс. до 20 тыс. рублей, а для тех, кто заключил мобилизационный контракт, — от 20 тыс. до 50 тыс. рублей.

Читайте так же:  Справка о содержании правоустанавливающих документов на квартиру

В качестве примера гражданской несознательности авторы проекта приводят статистику: сейчас запасников много, но на сборы они являться не спешат. Так, отделы военных комиссариатов оповещают до 500% от спланированного объема человек для явки на военные сборы. Иными словами, если, к примеру, на сборы должны явиться 1 тыс. человек, военкоматы вынуждены отправлять 5 тыс. повесток. Отсюда в военном ведомстве выводят следующую статистику: на сборы приходит только одна пятая от общего количества получивших повестку.

Председатель координационного совета Межрегионального профсоюза альтернативно служащих Александр Передрук считает, что одной из главных причин неявки на сборы может быть боязнь потерять работу.

— У нас в законе прописано, что на время военных сборов за человеком закрепляется его место, но это не значит, что закон будет исполнен в точности, — рассказал «Известиям» Передрук. — Так что одной из причин неявки может быть как раз боязнь потерять работу.

При этом, по словам Передрука, Минобороны не испытывало особых проблем с привлечением на военные сборы, а приведенная статистика оповещенных и призванных сложилась в такие цифры потому, что сами военкоматы исполняют свои обязанности не лучшим образом.

— У нас в законе прописано, что повестка может быть вручена только лично, — рассказал Передрук. — А сотрудники военкомата часто просто в почтовый ящик ее кидают, и человек может даже не узнать, что она ему вообще приходила, — просто выбросит вместе с ворохом рекламных объявлений. Если бы военкоматы оповещали людей в соответствии с законом, возможно, и не было бы такой статистики не явившихся.

Целью проведения военных сборов является подготовка солдат запаса к службе в условиях реальных боевых действий. Последний указ Президента РФ о проведении ВС был издан в 2018 году. Обычно такой документ имеет стандартную форму и содержание. В нем указывается, что повестка на военные сборы обязывает гражданина явиться в указанный пункт сбора для прохождения учений сроком до 60 дней. Этот указ распространяется на Вооруженные силы России, органы Федеральной службы безопасности и органы государственной охраны.

Виды военных сборов

Подготовка к службе осуществляется в процессе плановых учений, занятий или тренировок. Также подразумевается практическая работа, которая заключается в том, что солдат обучают, как обслуживать военную технику и вооружение. Практика проходит на базе техники, которая находится непосредственно в той воинской части, на специальном предприятии или в учреждении военного образования, куда прибыл для службы солдат запаса.

Продолжительность военных сборов не составляет более 2 месяцев

Выделяют две основные разновидности военных сборов, исходя из характера самого мероприятия и целей его проведения:

  1. Для установления готовности к мобилизации. Такие сборы проводятся в воинских частях, военных комиссариатах и различных структурах.
  2. Учебные сборы. Они проводятся по нескольким направлениям: для подготовки солдат запаса по военным специальностям; для повышения уровня готовности воинских частей и подразделений (проводится работа с гражданами штатных направлений деятельности, которыми они будут заниматься в военное время). Также в период военных сборов солдат запаса обучают правильной эксплуатации и обслуживанию вооружения и военной техники.

На военных сборах может проводиться подготовка военных комиссариатов и тех граждан, которые будут выполнять первоочередные по важности работы в период военного времени.

Исходя из вышеперечисленных разновидностей военных сборов, выделяют такие их задачи:

  • усовершенствование навыков офицерского состава для обеспечения умелого руководства при переходе воинских частей и соединений в режим военного времени;
  • подготовка личного и офицерского состава к выполнению боевых задач;
  • проверка реальности плановых мобилизационных мероприятий;
  • усовершенствование готовности военных комиссариатов к внеплановой мобилизации;
  • подготовка структур управления воинскими частями и соединениями к боевым действиям в условиях военного режима.

Особенности мобилизации на военные сборы

Рассмотрим ответы на актуальные вопросы для мужчин, которые имеют статус “солдат запаса”.

Как часто объявляют военные сборы?

Президент России ежегодно подписывает указы о проведении военных сборов. Но периодичность призыва для конкретного гражданина в среднем составляет 1 раз на три года. Продолжительность тренировочного занятия при этом может составлять не более 8 часов.

Количество солдат запаса, которые призываются каждый год, устанавливается Президентом РФ. В своем решении он полагается на данные, предоставленные Правительством Российской Федерации о том, какие потребности государства в подготовке специалистов на данный период.

Первым днем военных сборов может считаться день, когда солдат был записан в личный состав или день его отбытия из комиссариата в ту локацию, где будет происходить обучение. Соответственно, последним днем военных сборов считается тот, когда солдат запаса был исключен из списка личного состава или же прибыл на территорию военного комиссариата из места, где проводились учения.

Кого призовут?

Призвать на военные сборы могут только тех, кто имеет непосредственное отношение к военной службе. В зависимости от того, какой разряд был присвоен резервисту, определяют возрастные ограничения. Актуальные данные представлены в таблице “Состав запаса”.

Воинские звания Возраст солдат в запасе
Разряд I Разряд II Разряд III
Солдаты, сержанты, старшины, матросы, мичманы, прапорщики до 35 лет до 45 лет до 50 лет
Младшие офицеры до 50 лет до 55 лет до 60 лет
Майоры, подполковники, капитаны 2 и 3 ранга до 55 лет до 60 лет до 65 лет
Капитаны 1 ранга, полковники до 60 лет до 65 лет
Высшие офицеры до 65 лет до 70 лет

Как правило, на сборы призываются мужчины в возрастной категории от 22 до 40 лет. Информация о том, сколько человек было призвано и из каких регионов, держится в строгом секрете. К служебным относятся и данные о том, на какие воинские специальности будет распространяться призыв.

Кого не призывают?

Следующие категории граждан не могут быть призваны на военные сборы:

  1. Женщины, работники педагогической отрасли, ученики и студенты всех форм обучения, а также отцы троих и более детей.
  2. Граждане, которые были признаны негодными или временно негодными к военной службе.
  3. Лица, проходившие альтернативную службу по причине пацифистских убеждений и те, которые доказали, что не могут служить по религиозным или политическим мотивам.
Читайте так же:  Самовольная перепланировка нежилого помещения ответственность

Многих интересует вопрос о том, могут ли призвать на военные сборы тех, кто не служил в армии. Да, вне зависимости от того, проходил ли человек срочную службу, окончил ли военную кафедру, был освобожден от военной службы или имел отсрочку до 27 лет, его могут призвать на военные сборы.

Как доставляют повестки

Гражданин вызывается на военные сборы по повестке из военного комиссариата по установленному образцу.

Ожидают принятия поправки к закону, согласно которым, призывник, не получивший повестку в период призыва, обязан сам явиться за ней в воинскую часть. Но на военные сборы данные поправки не распространяются.

Что будет за уклонение от сборов?

Если гражданин получил повестку на военные сборы, но не явился в пункт сбора без уважительной причины, то он получает статус “уклониста”. Для его доставки к месту проведения военных сборов могут быть приняты необходимые меры. В определенных случаях к процессу привлекается полиция.

Если гражданин не явился на сборы без уважительной причины, то он должен будет понести административную ответственность – выписывается предупреждение на его имя, или же он должен оплатить штраф в размере от 100 до 500 рублей. Уголовной ответственности за уклонение от военных сборов законом не предусмотрено.

Уважительная причины неявки на сборы

Следует выделить три уважительные причины:

  • утрата трудоспособности по причине увечья или заболевания;
  • болезнь, сопровождающаяся тяжелым физическим состоянием, или смерть близких;
  • другие обстоятельства, признанные уважительными судом или призывной комиссией.

Учитывая, что на период проведения сборов, резервисту выплачивается его средний заработок по месту трудоустройства, уклонение от такой военной подготовки – случаи редкие. Большинство граждан расценивают это как возможность отправиться в двухмесячный активный оплачиваемый отпуск.

Что будет, если военнообязанный не явится по повестке на прохождение военных сборов?

Основные документы, регламентирующие порядок прохождения сборов, – постановление Совета Министров Республики Беларусь от 27 января 2004 г. №78 «Об утверждении положения о порядке прохождения военных и специальных сборов», Закон Республики Беларусь «О воинской обязанности и воинской службе» от 5 ноября 1992 г. №1914-XII. Согласно ст.57 Конституции Республики Беларусь, «защита Республики Беларусь – обязанность и священный долг гражданина Республики Беларусь». Чтобы более детально разобраться в вопросе о сборах, обратился к военному комиссару Каменецкого районного военного комиссариата Брестской области, подполковнику Дмитрию ЗМЕЕВУ.

– Многие граждане, получившие повестку на сборы, волнуются: как этот вызов повлияет на рабочий процесс?
– На основании статьи 6 Закона Республики Беларусь «О воинской обязанности и воинской службе» гражданам, призванным на сборы, по месту их работы предоставляются гарантии и компенсации, установленные законодательством о труде Республики Беларусь. В период прохождения военных сборов за военнообязанным сохраняются его место работы и заработная плата. Индивидуальным предпринимателям, лицам, временно не работающим, а также безработным выплата компенсаций за период прохождения сборов осуществляется местными исполнительными и распорядительными органами из расчета пятнадцати базовых величин за один месяц.

– Что входит в понятие «военные сборы»?
– Это вид воинской службы, включающий прохождение военных или специальных сборов в период состояния в запасе Вооруженных Сил Республики Беларусь. Существует еще и понятие «специальные сборы» – это вид воинской службы, заключающийся в исполнении воинской обязанности военнообязанными путем участия в мероприятиях по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Основная цель военных и специальных сборов – повышение боевой и мобилизационной готовности Вооруженных Сил Республики Беларусь, других войск и воинских формирований, а также ликвидация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Проведение военных и специальных сборов в других целях не допускается.

– Есть ли возрастные ограничения для сборов?
– Статьей 69 того же Закона определен предельный возраст состояния в запасе. Например, военнообязанный запаса из числа солдат (матросов, сержантов и старшин) может быть призван на сборы до момента наступления 50 лет. За это время военнообязанный поменяет три разряда запаса по возрасту: I – до 35 лет, II – до 45 лет и III – до 50 лет. В зависимости от разряда сроки призыва на сборы составят до трех раз продолжительностью до двух месяцев каждый раз (первого разряда первой категории (прошедшие военную службу, службу в резерве)); до четырех раз продолжительностью до двух месяцев каждый раз (первого разряда второй категории (не прошедшие военную службу, службу в резерве, зачисленные в запас по решению призывной комиссии)); до двух раз продолжительностью до двух месяцев каждый раз (второго разряда) и один раз продолжительностью до 35 дней (третьего разряда). Общий срок военных или специальных сборов за время состояния военнообязанного в запасе не может превышать 12 месяцев. Также следует учесть, что военнообязанные могут быть призваны на проверочные сборы, проводимые по распоряжению Президента Республики Беларусь, вне установленной, указанной выше, периодичности их призыва.

[1]

– А если говорить про сроки призыва?
– Сроки призыва на военные сборы определены статьей 4 постановления и составляют: учебные приписного состава – до 25 дней; учебные по подготовке военнообязанных по военно-учетным специальностям – до 60 дней; учебные по обслуживанию техники неприкосновенного запаса – до 25 дней; проверочные – до 35 дней и специальные – до двух месяцев.

По уголовному законодательству за уклонение от явки на военные сборы (статья 436 «Уклонение резервиста или военнообязанного от явки на сборы (занятия)» Уголовного кодекса Республики Беларусь) к виновным лицам может быть применено наказание как в виде штрафа, ареста, исправительных работ, так и ограничения свободы на срок до двух лет.

Видео (кликните для воспроизведения).

Для разъяснения и получения дополнительной информации, касающейся прохождения военных сборов, рекомендую обращаться в военный комиссариат Каменецкого района.

Ответственность за уклонение от военных сборов
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here