Оперативное управление имуществом и хозяйственное ведение различия

Особенности решения вопросов с статье на тему: "Оперативное управление имуществом и хозяйственное ведение различия". Если в процессе прочтения появились дополнительные вопросы, то вы всегда можете обратиться к дежурному юристу.

Статья 6. Право хозяйственного ведения и оперативного управления муниципальным имуществом

Статья 6. Право хозяйственного ведения и оперативного управления муниципальным имуществом

Статья 6.1. Порядок передачи муниципального имущества в хозяйственное ведение и оперативное управление

Муниципальное имущество закрепляется за муниципальными предприятиями в хозяйственное ведение, за муниципальными казенными предприятиями и муниципальными учреждениями — в оперативное управление при их учреждении и в процессе их деятельности.

1. В состав муниципального имущества, закрепляемого на праве хозяйственного ведения, оперативного управления, могут входить здания, сооружения, нежилые помещения, а также оборудование, транспортные средства, инвентарь и другие материальные ценности, зачисленные на баланс муниципального унитарного предприятия, муниципального учреждения при их создании (реорганизации) или приобретенные в процессе их деятельности.

2. Перечень недвижимого муниципального имущества, закрепляемого на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за предприятием при его создании, прилагается к постановлению Администрации о закреплении имущества. В случае решения вопроса о закреплении дополнительного движимого и недвижимого муниципального имущества, в процессе деятельности уже созданных муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений, закрепление муниципального имущества на праве хозяйственного ведения или оперативного управления осуществляется распоряжением главы администрации Светлоярского муниципального района Волгоградской области.

3. Право хозяйственного ведения или оперативного управления муниципальным имуществом, в отношении которого принято решение об его закреплении, возникает с момента его передачи муниципальному унитарному предприятию или муниципальному учреждению, если иное не предусмотрено федеральным законом.

4. Право хозяйственного ведения и оперативного управления на недвижимое имущество подлежит государственной регистрации. Заявление о государственной регистрации указанных прав на недвижимое имущество подает муниципальное унитарное предприятие, муниципальное учреждение, за которыми закрепляется имущество. Регистрация прав осуществляется за счет средств предприятия или учреждения.

5. Имущество, принадлежащее муниципальным унитарным предприятиям, муниципальным учреждениям на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, отражается на их балансах в соответствии с действующим законодательством.

6. Право хозяйственного ведения и право оперативного управления муниципальным имуществом прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным гражданским законодательством для прекращения права собственности, а также в случаях изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению Отдела по основаниям, предусмотренным действующим законодательством.

7. Плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении или оперативном управлении, а также имущество, приобретенное муниципальным унитарным предприятием или муниципальным учреждением по договору или иным основаниям, поступают в хозяйственное ведение или оперативное управление в порядке, установленном гражданским законодательством для приобретения права собственности, без издания главой администрации Светлоярского муниципального района отдельного распоряжения.

Статья 6.2. Порядок владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом, закрепленным на праве хозяйственного ведения за муниципальным предприятием

1. Муниципальное предприятие, которому муниципальное имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных гражданским законодательством.

2. Переданное на праве хозяйственного ведения имущество не является собственностью муниципального предприятия, остается неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между его работниками.

3. Муниципальное предприятие не вправе продавать, вносить в качестве вклада (пая) в уставной # капитал хозяйственных обществ и товариществ переданное ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать в аренду, в залог, иным способом распоряжаться этим имуществом без предварительного письменного согласия Администрации Светлоярского муниципального района.

При этом движимым и недвижимым имуществом муниципальное предприятие распоряжается только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены Уставом предприятия.

4. Сделки, совершенные муниципальным предприятием с нарушением действующего законодательства РФ, являются ничтожными.

Статья 6.3. Порядок владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом, закрепленным на праве оперативного управления за муниципальным учреждением, муниципальным казенным предприятием

1. Муниципальное учреждение, муниципальное казенное предприятие, которому муниципальное имущество принадлежит на праве оперативного управления, осуществляет в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества права владения, пользования и распоряжения им.

2. Отдел вправе изъять у муниципального учреждения, муниципального казенного предприятия излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению.

3. Муниципальное учреждение не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

4. Если в соответствии с учредительными документами учреждению предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения, учитываются на отдельном балансе и не могут быть изъяты у учреждения, в том числе, если они не используются или используются не по целевому назначению.

5. Муниципальное казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться принадлежащим ему движимым имуществом только с предварительного письменного согласия Отдела.

6. Муниципальное казенное предприятие самостоятельно реализует произведенную им продукцию (работы, услуги), если иное не установлено федеральным законом или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

7. Муниципальное казенное предприятие вправе распоряжаться принадлежащим ему имуществом, в том числе с письменного согласия Отдела в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, предмет и цели которой определены Уставом предприятия.

>
Совершение сделок с объектами муниципального имущества
Содержание
Решение Светлоярской районной Думы Волгоградской области от 9 февраля 2006 г. N 7/32 «Об утверждении Положения «О.
Читайте так же:  Как самому оформить договор купли продажи квартиры

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Сходство и различия хозяйственного ведения и оперативного управления

Право хозяйственного ведения имуществом и право оперативного управления имуществом — два вида ограниченных вещных прав в российском законодательстве. Данные виды ограниченных вещных прав являются производными, зависимыми от прав собственника и не могут существовать в отрыве от этого основного права. Данным обстоятельством определяется их юридическая специфика. Субъектами прав хозяйственного ведения и оперативного управления могут быть только юридические лица и притом не любые, а лишь существующие в специальных организационно-правовых формах — унитарные предприятия и учреждения. Названные вещные права представляют собой такую правовую форму, при которой собственник имеет возможность, сохраняя за собой право собственности на имущество, передавать его в самостоятельное управление создаваемого им нового субъекта гражданского права.

Характер деятельности субъектов прав хозяйственного ведения и оперативного управления предопределяет и различия в содержании и объеме правомочий, которые их обладатели получают от собственника на закрепленное за ними имущество. Право хозяйственного ведения, принадлежащее предприятию как коммерческой организации, в силу этого является более широким, нежели право оперативного управления, которое может принадлежать либо некоммерческим по характеру деятельности учреждениям, либо казенным предприятиям, в ограниченной мере участвующим в имущественном обороте.

Объектами этих прав являются имущественные комплексы, закрепленные на балансе соответствующих юридических лиц (и остающиеся объектами права собственности их учредителей). Закон специально оговаривает, что результаты хозяйственного использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении или в оперативном управлении, в виде плодов, продукции и доходов, включая имущество, приобретенное унитарным предприятием или учреждением по договорам или иным основаниям, поступают соответственно в хозяйственное ведение или в оперативное управление предприятия или учреждения (п. 2 ст. 299 ГК). Из этого прямо вытекает, что данное имущество становится объектом права собственности учредителей предприятий и учреждений, а не самих этих юридических лиц. Ведь имущественной базой для их появления становится имущество собственника-учредителя, находящееся у предприятия или учреждения на ограниченном вещном праве.

Право хозяйственного ведения — это право государственного или муниципального унитарного предприятия владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом публичного собственника в пределах, установленных Гражданским кодексом РФ. При этом имущество данного предприятия по прямому указанию закона целиком принадлежит его собственнику — учредителю (п. 4 ст. 214, п. 3 ст. 215 ГК) и не делится ни в какой-либо части, ни тем более полностью на «паи» или «доли» его работников или «трудового коллектива».

  • — во-первых, создать такое унитарное предприятие — не собственника (включая определение предмета и целей его деятельности, т.е. объема правоспособности, утверждение устава и назначение директора);
  • — во-вторых, реорганизовать и ликвидировать его (только в этой ситуации допускается изъятие и перераспределение переданного собственником предприятию имущества без согласия последнего, но, разумеется, с соблюдением прав и интересов его кредиторов);
  • — в-третьих, осуществлять контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества (в частности, проведение периодических проверок его деятельности);
  • — в-четвертых, получать часть прибыли от использования, переданного предприятию имущества.

Право оперативного управления — это право учреждения или казенного предприятия владеть, пользоваться и распоряжаться закрепленным за ним имуществом собственника в пределах, установленных законом, в соответствии с целями его деятельности, заданиями собственника и назначением имущества.

Объектом рассматриваемого права также являются движимые и недвижимые вещи, закрепленные собственником за учреждением (казенным предприятием) или приобретенные им в процессе участия в гражданских правоотношениях. Собственник-учредитель вправе изъять у субъекта права оперативного управления без его согласия излишнее, не используемое или используемое не по назначению имущество (вещи) и распорядиться им по своему усмотрению. В зависимости от субъектного состава право оперативного управления имеет и свои особенности (разновидности). Они обусловлены различиями в содержании правомочия распоряжения имуществом собственника, а также в условиях (порядке) наступления его субсидиарной ответственности по долгам субъекта этого права. С этой точки зрения следует различать права оперативного управления, признаваемые за казенным предприятием и за финансируемым собственником учреждением.

Казенное предприятие может самостоятельно решать только вопросы реализации произведенной продукции (работ, услуг) при условии, что иное не установлено нормативными правовыми актами. Во всех остальных случаях отчуждение, распоряжение закрепленным за ним имуществом возможно лишь с согласия собственника этого имущества. При этом уставом казенного предприятия могут быть предусмотрены виды и (или) размер иных сделок, совершение которых не может осуществляться без согласия собственника имущества такого предприятия (ст. 297 ГК; п. 1 ст. 19 Закона о государственных и муниципальных унитарных предприятиях). Учреждение вообще не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете (ст. 298 ГК). Но денежными средствами, полученными от собственника в порядке финансирования, учреждение вправе распоряжаться, расходуя их в строгом соответствии со сметой, утверждаемой собственником.


Право хозяйственного ведения или оперативного управления на движимые вещи собственника возникает у предприятия или учреждения с момента фактической передачи им этих вещей, если иное не установлено законом, иным правовым актом или решением самого собственника (п. 1 ст. 299 ГК). Таким моментом можно считать дату утверждения баланса соответствующего юридического лица. Названное вещное право на недвижимые вещи собственника возникает у них с момента его государственной регистрации. Важность этого момента связана с тем, что начиная с него на предприятие или учреждение переходят обязанности по сохранности соответствующего имущества, закрепленного за ними собственником, и они вправе и обязаны рассчитываться этим имуществом по обязательствам перед своими кредиторами, тогда как учредитель-собственник по общему правилу уже не отвечает этим имуществом перед своими кредиторами.

Читайте так же:  Что спрашивать при покупке квартиры

Прекращение названных прав происходит по основаниям и в порядке, предусмотренным законом для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия у них имущества его собственником-учредителем (п. 3 ст. 299 ГК). Распространение на эти отношения общих правил о прекращении права собственности означает, что изъятие данного имущества помимо воли самих предприятий и учреждений допустимо лишь в том же порядке и при тех же условиях, что и изъятие имущества у собственников (ст. 235 ГК). Исключения из этого правила составляют те случаи, которые отражают ограниченный характер прав названных субъектов. Например, они не вправе прекращать свои правомочия путем отказа от своих ограниченных вещных прав на имущество в порядке, предусмотренном ст. 236 ГК, ибо это нарушает право собственности на данные вещи их учредителя.

Право хозяйственного ведения и право оперативного управления

Право хозяйственного ведения и право оперативного управления относят к иным вещным правам, рассматривая их в соотношении с правом собственности. Как отмечали А.А.Пушкин и А.А.Подопригора, возникновение данных правовых институтов было обусловлено тем, что в процессе реализации расширенного воспроизводства и управления им, государство закрепляло выделенные из единого государственного имущества определенные комплексы имущества за образованными им же (государством) юридическими лицами, которые непосредственно осуществляли производственно-хозяйственную или иную деятельность. Первоначально за государственными юридическими лицами (как за предприятиями, так и за организациями и учреждениями) государственное имущество закреплялось на праве оперативного управления. Впоследствии государственное имущество за государственными предприятиями было закреплено на праве полного хозяйственного ведения, а за государственными учреждениями и организациями – на праве оперативного управления[353].

ГК Украины не предусматривает таких правовых режимов имущества как право хозяйственного ведения и право оперативного управления. В то же время такие правовые режимы имущества сохранены в ХК Украины.

Согласно ч.2 ст.74 ХК Украины, ч.3 ст.78 ХК Украины на праве хозяйственного ведения имущество находится и закрепляется за государственным коммерческим предприятием и коммунальным коммерческим предприятием. Статья 136 ХК Украины определяет право хозяйственного ведения как вещное право субъекта предпринимательства, который владеет, пользуется и распоряжается имуществом, закрепленным за ним собственником (уполномоченным им органом), с ограничением правомочности распоряжения относительно отдельных видов имущества по согласию собственника в случаях, предусмотренных ХК Украины и другими законами.

Собственник имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения за субъектом предпринимательства, осуществляет контроль за использованием и сохранностью принадлежащего ему имущества непосредственно или через уполномоченный им орган, не вмешиваясь в оперативно-хозяйственную деятельность предприятия.

В юридической литературе отмечается, что собственник имущества, переданного юридическому лицу, сохраняет в отношении его следующие права. Во-первых, сам собственник решает вопросы создания юридического лица. Во-вторых, он определяет цели деятельности создаваемого юридического лица и тем самым устанавливает объем его право — и дееспособности. В-третьих собственник может осуществлять контроль за эффективностью использования и сохранения этого имущества, для чего может проводить либо аудиторскую, либо комплексную ревизию финансово-хозяйственной деятельности. В-четвертых, собственник может принимать решение о реорганизации или ликвидации юридического лица и, соответственно, о судьбе имущества ликвидируемого юридического лица. И, наконец, в-пятых, собственник имеет право на получение прибыли от использования имущества, переданного в полное хозяйственное ведение[354].

На праве оперативного управления имущество передается и закрепляется за коммунальным некоммерческим предприятием (ч.3 ст.78 ХК Украины), казенным предприятием (ч.3 ст.76 ХК Украины). Статья 137 ХК Украины предусматривает, что правом оперативного управления признается вещное право субъекта хозяйствования, который владеет, пользуется и распоряжается имуществом, закрепленным за ним собственником (уполномоченным им органом) для осуществления некоммерческой хозяйственной деятельности, в пределах, установленных ХК Украины и другими законами, а также собственником имущества (уполномоченным им органом).

Собственник имущества, закрепленного на праве оперативного управления за субъектом хозяйствования, осуществляет контроль за использованием и сохранностью переданного в оперативное управление имущества непосредственно или через уполномоченный им орган и имеет право изымать у субъекта хозяйствования избыточное имущество, а также имущество, которое не используется, и имущество, которое используется им не по назначению.

Право оперативного управления рассматривается в литературе также как финансируемое за счет собственника особое вещное право юридического лица (организации), владеть, пользоваться и распоряжаться закрепленным за ним имуществом в пределах, установленных законодательными актами, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества[355].

Контрольные вопросы

1. Какое имущество находится на праве собственности Украинского народа?

2. Дайте определение государственной собственности.

3. Назовите органы управления государственным имуществом в соответствии с законодательством. Охарактеризуйте их компетенцию.

4. Укажите функции Фонда государственного имущества в сфере управления имуществом, находящимся в государственной собственности.

5. Дайте определение коммунальной собственности.

6. Какое имущество относится к объектам права коммунальной собственности?

7. Раскройте правовой режим имущества государственного предприятия.

8. Определите правовой режим имущества государственного учреждения (организации).

9. Назовите особенности правового режима имущества казенного предприятия.

Дата добавления: 2016-02-20 ; просмотров: 800 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Право хозяйственного ведения и оперативного управления

Кроме права собственности, в гражданских правоотношениях существуют и ограниченные вещные права – когда лицо имеет возможность пользоваться имуществом, принадлежащим другому лицу. К таким ограниченным правам относятся право хозяйственного ведения и право оперативного управления. В таких правоотношениях всегда два участника – пользователь недвижимого имущества (юридическое лицо) и собственник указанного имущества, который закрепил его за пользователем.

Возникли такие ограниченные вещные права в период Советского Союза, когда вся собственность была закреплена за публичным субъектом власти (государством), а управляли ей доверенные юридические лица. Поэтому субъектами прав хозяйственного ведения и оперативного управления являются только юридические лица, образованные в форме учреждения или предприятия. Круг лиц, участвующих в правоотношениях, и принципы, на которых держатся права хозяйственного ведения и оперативного управления, очень схожи между собой, однако существуют фундаментальные отличия, разграничивающие между собой указанные ограниченные вещные права.

Читайте так же:  Уменьшение налоговой базы по налогу на имущество

Право хозяйственного ведения – право владения, пользования и распоряжения имуществом собственника, но только в пределах границ, установленных законодательством и нормативными актами. Например, унитарное предприятие не может распоряжаться недвижимым имуществом собственника, но не ограничена в плане движимых объектов. Также такие организации вправе распоряжаться полученной ими прибылью. Собственник имущества сохраняет за собой право на получение части прибыли, а так же на изменение формы созданного юридического лица, и контроля за использованием своего имущества.

Право оперативного управления – это право владения и пользования имуществом собственника только в пределах, установленных законом, а также только в целях деятельности и по его назначению. Распоряжаться таким имуществом можно только с согласия собственника, который может изъять доверенное имущество в случае его нецелевого использования.

Видео (кликните для воспроизведения).

Субъектами права хозяйственного ведения должны быть только государственные (муниципальные) предприятия, а оперативного управления – только учреждения и казенные предприятия. Различаются между собой указанные субъекты объемом прав, которым их наделило законодательство. Некоторые из них могут извлекать прибыль и распоряжаться ей по своему усмотрению.

Круг субъектов указанных правоотношений представлен ниже:

  • учреждение и казенное предприятие (распоряжаются с согласия собственника; владеют и пользуются в установленных пределах и в соответствии с целевым назначением);
  • частное учреждение (вправе заниматься деятельностью, приносящую прибыль и распоряжаться этой прибылью, но ограничены в отношении распоряжения имуществом собственника);
  • автономное учреждение (не вправе распоряжаться недвижимым и особо ценным движимым имуществом собственника);
  • бюджетное учреждение (также как и автономное учреждение, не вправе распоряжаться недвижимым и особо ценным движимым имуществом собственника).

Указанные ограничения вещных прав являются обременением недвижимого имущества. Но такие понятия, как хозяйственное ведение и оперативное управление касается юридических лиц и органов власти, а потому частные лица редко пересекаются с подобными обременениями.

Право хозяйственного ведения и право оперативного управления как формы осуществления права муниципальной собственности

Статья 216 ГК РФ называет право хозяйственной собственности и право оперативного управления имуществом в числе вещных прав лиц, не являющихся собственниками. Более развернутая их характеристика дана в статьях 294, 295, 296, 299,300.

Правом хозяйственного ведения наделяются только государственные и муниципальные унитарные предприятия. Предприятие, основанное на этом праве, не является собственником закрепленного за ним имущества. Имущество такого предприятия находится в государственной или муниципальной собственности. ГК содержит исчерпывающий перечень прав собственника в отношении имущества, находящегося в его хозяйственном ведении. К ним относятся: решение вопросов о создании предприятия, право определять предмет и цели деятельности предприятия, принимать решения о его реорганизации и ликвидации, назначать директора (руководителя) предприятия, контролировать использование по назначению и сохранность принадлежащего предприятию имущества. Предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на Праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду и в залог, вносить в качестве вклада в капитал хозяйственных обществ или иным способом распорядиться этим имуществом без согласия собственника. Всем остальным имуществом предприятие распоряжается самостоятельно, как полноправный субъект хозяйств, оборота. Собственник имеет право лишь на часть прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия. (ст. 295 ГК РФ)

[1]

Предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, создается по решению уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления. Его учредительным документом является устав, утверждаемый этим государственным органом или муниципалитетом. Размер фонда такого предприятия, не может быть меньше суммы, определенной законом, и до государственной регистрации должен быть полностью оплачен собственником. Если по окончании финансового года стоимость чистых активов предприятия окажется меньше уставного фонда, уполномоченный орган обязан провести в установленном порядке уменьшение уставного фонда. А если стоимость чистых активов становится меньше размера, определенного законом, предприятие может быть ликвидировано по решению суда.

В рамках, установленных ГК, указанным предприятиям необходимо обеспечить широкую самостоятельность и практически те же права, что и частным предприятиям. Только при этих условиях они могут быть конкурентоспособными. Названные предприятия в критической ситуации, как правило, рассчитывают на финансовую помощь государства. Это смягчает для них жесткие последствия конкуренции и, естественно, снижает стимулы эффективного функционирования. Внутрипроизводственные отношения на предприятиях, имущество которых принадлежит им на П. х. в., также остались без необходимого нормативного регулирования.

Численность рассматриваемой группы предприятий в России постоянно сокращается в результате либо приватизации (акционирования), либо преобразования в казенные.

Право оперативного управления закреплено в статье 296 ГК РФ. Оно является производным от права собственности на данное имущество и включает в себя права владения, пользования и распоряжения имуществом. Заключенные в указанных правах возможности, которыми располагает обладатель прав оперативного управления, более ограничены по сравнению с возможностями, имеющимися у обладателя права хозяйственного ведения, не говоря уже о собственнике имущества. Данные ограничения устанавливаются не только законом, но также находятся в зависимости от целей деятельности обладателя права оперативного управления, заданий собственника и назначения имущества. В качестве обладателей права оперативного управления могут выступать две категории организаций, являющихся юридическими лицами: казенное предприятие как коммерческая организация (ст. 115 ГК) и учреждение как некоммерческая организация (ст. 120 ГК). В связи с существующим различием в правовом статусе названных организаций Гражданский кодекс вводит определенные различия и в содержание права распоряжения имуществом, закрепленного за казенным предприятием (ст. 297) и учреждением (ст. 298).

Согласно ст. 296 Гражданского кодекса собственник имущества, закрепленного за казенным предприятием или учреждением, вправе изъять излишнее имущество (используемое либо используемое не по назначению) и распорядится им по своему усмотрению. Все имущество, закрепленное за казенным предприятием на праве оперативного управления, в том числе движимое имущество, может отчуждаться или иным образом передаваться казенным предприятием другим лицам (в аренду, пользование, в качестве вклада в капитал или фонды других организаций и т.п.) лишь с согласия собственника этого имущества. (ст. 297 ГК РФ)

Читайте так же:  Что относится к недвижимому имуществу бюджетного учреждения

И право хозяйственного ведения имущества и право оперативного управления имуществом возникает с момента передачи имущества, если иное не предусмотрено законом, а прекращаются по основаниям по основаниям и в порядке, предусмотренным для прекращения права собственности. Помимо этого таковое может быть произведено и по решению собственника при условии, что оно имеет правомерных характер. (ст. 299 ГК РФ)

Глава 19. Право хозяйственного ведения, право оперативного управления (ст.ст. 294 — 300)

Глава 19. Право хозяйственного ведения, право оперативного управления

>
Право хозяйственного ведения
Содержание
Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ)

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Право хозяйственного ведения и право оперативного управления

Право хозяйственного ведения– право государственного или муниципального унитарного предприятия владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом в пределах, установленных законом.

Особенности данного права:

субъект – государственные и муниципальные предприятия, кроме казенных;

объектом данного права являются имущество – здания, сооружения, оборудование и т. д., переданное собственником на баланс предприятия;

собственник определяет пределы пользования переданным имуществом;

предприятие не вправе продавать переданное недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог или иным способом распоряжаться им без согласия собственника, движимым имуществом предприятие вправе распоряжаться самостоятельно.

Собственник на переданное имущество сохраняет лишь ряд полномочий (так, он лишается полномочия пользования и владения):

решает вопросы создания предприятия (предмет и цели его деятельности, назначает руководителя);

решает вопросы реорганизации и ликвидации;

осуществляет контроль за использованием переданного имущества по назначению;

имеет право на получение части прибыли от использования имущества.

Право оперативного управления– право казенного предприятия, учреждения владеть, пользоваться и распоряжаться закрепленным за ним собственником имуществом в соответствии с целями деятельности, заданиями собственника и назначением имущества.

Особенности данного права:

субъектами являются казенные предприятия (коммерческие организации) и учреждения (некоммерческие учреждения);

объект данного права – все виды имущества, закрепленного за собственником, при этом он имеет право изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество;

право оперативного управления имеет целевой характер, который должен соответствовать целям деятельности, заданиям собственника и назначению имущества;

[2]

собственник несет субсидиарную ответственность по долгам казенных предприятий и учреждений.

Право оперативного управления казенным предприятием включает следующие условия:

имущество, закрепленное за казенным предприятием, может отчуждаться только с согласия собственника;

произведенную продукцию казенное предприятие реализует самостоятельно, если иное не установлено законом;

доходы, полученные казенным предприятием, распределяются также собственником.

Право оперативного управления учреждением состоит в том, что учреждение:

не вправе отчуждать или иным образом распоряжаться закрепленным за ним имуществом даже с согласия собственника;

Статья 296. Право оперативного управления

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ в статью 296 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2011 г.

Статья 296. Право оперативного управления

См. Энциклопедии, позиции высших судов и другие комментарии к статье 296 ГК РФ

1. Учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

2. Собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением или казенным предприятием либо приобретенное учреждением или казенным предприятием за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества. Имуществом, изъятым у учреждения или казенного предприятия, собственник этого имущества вправе распорядиться по своему усмотрению.

О высвобождении и реализации движимого имущества, находящегося в оперативном управлении некоторых органов, учреждений и предприятий см. Указ Президента РФ от 18 октября 2002 г. N 1205

Сравнительная характеристика права хозяйственного ведения и права оперативного управления

Основные характеристики Право хозяйственного ведения Право оперативного управления
Казенные предприятия Учреждения
Владение Имущество закрепляется на самостоятельном балансе юридического лица В пределах, установленных законом В соответствии с целями деятельности В соответствии с заданиями собственника В соответствии с назначением имущества Собственник вправе изъять лишнее, неиспользуемое, или используемое не по назначению имущество
Пользование В соответствии с целями деятельности и назначением имущества
Распоряжение Самостоятельно распоряжается движимым имуществом, в том числе плодами, продукцией, доходами. С согласия собственника заключает крупные сделки, получает гарантии, выдает поручительства и проч. С согласия собственника распоряжается недвижимым имуществом Только с согласия собственника. Исключения: • самостоятельно реализуют свою продукцию; • доходы распределяются по решению собственника Не вправе распоряжаться имуществом. Исключения: • самостоятельно распоряжаться доходами, которые учитываются на отдельном балансе; • вуз может быть арендодателем недвижимого имущества
Ответственность Самостоятельная ответственность всем закрепленным за предприятием имуществом. Предприятие может быть признано банкротом Ответственность всем своим имуществом. Собственник имущества отвечает субсидиарно. Банкротству не подлежат Ответственность только своими денежными средствами. Собственник имущества отвечает субсидиарно

Ограниченными вещными правами на землю являются право пожизненного наследуемого владения и право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком. Особенность вещных прав на землю — то, что они носят долгосрочный характер, возникают только в отношении земли, находящейся в государственной или муниципальной собственности.

Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется гражданам и юридическим лицам на основании решения государственного или муниципального органа, уполномоченного предоставлять земельные участки в такое пользование (ст. 268 ГК). Следовательно, субъектами данного вещного права могут быть как физические, так и юридические лица.

Лицо, которому земельный участок предоставлен в постоянное пользование, имеет право:

[3]

1) владеть и пользоваться этим участком в пределах, установленных законодательством и актом о предоставлении участка в пользование;

Читайте так же:  Ложные показания в административном процессе

2) самостоятельно использовать участок в целях, для которых он предоставлен;

3) возводить в целях использования участка здания, сооружения и другое недвижимое имущество, если иное не предусмотрено законом, приобретая на созданное недвижимое имущество право собственности;

4) передавать земельный участок в аренду или безвозмездное срочное пользование только с согласия собственника участка.

Граждане не имеют права передавать предоставленный в пользование земельный участок по наследству, а юридические лица могут передавать принадлежащее им право постоянного пользования земельным участком в порядке правопреемства при своей реорганизации.

Действующее законодательство Российской Федерации допускает также возможность ограниченного использования имущества собственника независимо от его воли другими лицами. Для обозначения указанных отношений в праве используется термин «сервитут» — право пользования чужой вещью. Собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка, предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута) (ст. 274 ГК).

Использование чужого имущества (главным образом земельных участков и иной недвижимости) допускается в строго ограниченных случаях, когда удовлетворение законных потребностей лица не может быть достигнуто иначе, как путем использования чужого имущества помимо воли его собственника. Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута. Обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения участком.

Для установления сервитута лицо, требующее установления сервитута, и собственник соседнего участка должны заключить соглашение, которое подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество. Одно из условий данного соглашения — определение стоимости сервитута, поскольку собственник участка, обремененного сервитутом, вправе, если иное не предусмотрено законом, требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование участком. В случае не достижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор подлежит разрешению судом по иску лица, требующего установления сервитута. Сервитут может быть установлен также в интересах и по требованию не только собственника земельного участка, но и лица, которому участок предоставлен на праве пожизненного наследуемого владения или праве постоянного пользования.

Как правило, обременению сервитутом подлежат земельные участки, но сервитутом могут обременяться здания, сооружения и другое недвижимое имущество, ограниченное пользование которым необходимо вне связи с пользованием земельным участком (ст. 277 ГК).

| следующая лекция ==>
Вещные права на имущество | Правовой режим общей собственности

Дата добавления: 2014-01-04 ; Просмотров: 2345 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Оперативное управление имуществом и хозяйственное ведение различия

48. ПРАВО ХОЗЯЙСТВЕННОГО ВЕДЕНИЯ И ОПЕРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ИМУЩЕСТВОМ

Право хозяйственного ведения и право оперативного управления – это вещные права юридических лиц по использованию чужого имущества. В возникающих при этом отношениях участвуют: пользователь чужого имущества (юридическое лицо) и собственник, закрепивший свое имущество за пользователем. Назначение этих вещных прав – оформить имущественное положение юридических лиц, не являющихся собственниками, в целях создания возможности для их самостоятельного участия в гражданском обороте.

Субъекты (носители) этих прав – только юридические лица, существующие в форме предприятия и учреждения. Субъекты права хозяйственного ведения – государственные и муниципальные предприятия, а субъекты права оперативного управления – казенные предприятия и учреждения.

Различия между правом хозяйственного ведения и правом оперативного управления: в содержании и объеме правомочий, которые их обладатели получают от собственника на закрепленное за ними имущество.

Право хозяйственного ведения – это право владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом собственника в пределах, установленных законом или иными правовыми актами. Унитарное предприятие на праве хозяйственного ведения не может самостоятельно распоряжаться имеющейся у него недвижимостью, но при этом оно может самостоятельно распоряжаться движимым имуществом. При этом праве собственник имущества (учредитель предприятия), закрепивший свое имущество за предприятием, сохраняет право на создание, реорганизацию и ликвидацию предприятия, право осуществления контроля за имуществом, право на получение части прибыли.

Право оперативного управления – это право владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом собственника лишь в пределах, установленных законом, в соответствии с целями их деятельности, заданиями собственника и назначением имущества.

Собственник (учредитель предприятия) вправе изъять у субъекта права оперативного управления свое имущество, закрепленное за ним, и распорядиться им по своему усмотрению, если имущество: используется не по назначению; оказалось лишним.

Особенности полномочия распоряжения имуществом у субъектов этого права различны. Казенное предприятие не имеет права распоряжаться любым закрепленным за ним имуществом (движимым и недвижимым) без согласия собственника. Собственник казенного предприятия самостоятельно устанавливает порядок распоряжения доходами казенного предприятия. Учреждение не имеет права распоряжаться закрепленным за ним имуществом. За него по его просьбе это делает собственник учреждения.

Видео (кликните для воспроизведения).

Право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом собственника возникают у предприятия и учреждения лишь с момента фактической передачи имущества. Этот момент определяется датой утверждения баланса предприятия или датой поступления имущества по смете. Право хозяйственного ведения и оперативного управления сохраняется за их обладателями и в случае смены собственника, т. е. действует право следования.

Оперативное управление имуществом и хозяйственное ведение различия
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here