Общественная организация без регистрации юридического лица

Особенности решения вопросов с статье на тему: "Общественная организация без регистрации юридического лица". Если в процессе прочтения появились дополнительные вопросы, то вы всегда можете обратиться к дежурному юристу.

Создание общественной организации без регистрации

В предыдущем посте я писала о встрече с екатеринбургскими (и не только) общественниками на тему создания НКО. Одной из темой обсуждения было создание общественного объединения без регистрации. Опишу как создать такое объединение.

Сначала объясню, чем отличаются зарегистрированные и незарегистрированные общественные объединения (это разновидности некоммерческих организаций).

Реализовать свое право на объединение (ст. 30 Конституции РФ) граждане могут в трех формах.

Статус простого объединения граждан

Он возникает исходя из факта объединения граждан в какую-либо группу. То есть как только люди собрались и решили, что у них будет объединение с определенными целями, такое объединение уже появилось.

В качестве примера можно привести некоторые группы в социальных сетях (особенно с закрытым членством), например, группа Цивилистика – она объединяет людей, которым интересно гражданское право. Другой пример – Лига друзей Филармонии – это некое объединение слушателей филармонии, его члены имеют карточку, дающую право на скидки, также Филармония иногда собирает членов Лиги друзей для того, чтобы, например, рассказать о новом музыкальном сезоне или что-то обсудить.

Но надо помнить, что на такие объединения не распространяются нормы Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях».

Статус общественного объединения без образования юридического лица

Статья 5 Закона № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» под общественным объединением понимает «добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения».

Для того чтобы создать такое общественное объединение, необходимо:

— не менее трех участников;

— организовать общее собрание, на котором будет принято решение о создании объединения, при этом оформить протокол общего собрания, составить и утвердить устав.

Плюсы у этой формы перед простым объединением в том, что него будут распространяться все нормы законодательства об общественных объединениях (например, право иметь печать, бланки, символику, обращаться в органы государственной власти и местного самоуправления, быть учредителем СМИ и т.д.). При этом не надо будет тратить деньги и нервы на регистрацию, бухучет, налоговую отчетность и отчетность перед Министерством юстиции.

Такое объединение в этом случае уже приобретает статус субъекта права, особые права и обязанности, однако еще не имеет статуса субъекта гражданского права – к примеру, не может открывать счета и выступать в качестве субъекта имущественных отношений. Получается, если такое объединение и собирает деньги, то юридически все они принадлежат не ему как организации, а его членам, а имущество, приобретенное на данные средства, будет в общей долевой собственности его членов.

Дело в том, что, согласно пункту 1 статьи 2 Гражданского кодекса РФ, участниками регулируемых гражданским законодательством отношений являются граждане и юридические лица. Таким образом, перечень субъектов гражданского права исчерпывающий, никаких объединений в этом перечне нет (это распространяется и на первый вид объединения).

Статус общественного объединения как юридического лица

Для того чтобы объединение начало свое существование в качестве юридического лица, оно должен быть зарегистрировано в установленном порядке. Организационно-правовые формы такого юридического лица могут быть различными: общественный фонд, общественная организация и др.

В данном случае объединение признается полноправным субъектом гражданского права, а значит, может:

— организовать полный контроль поступающих денежных средств родителей и распределить их на нужды объединения;

— назначить ответственных, обеспечить бухгалтерский учет всех поступлений;

— открыть расчетный счет в банке;

— заключать договоры от имени объединения.

Создавать общественное объединение со статусом юридического лица имеет смысл лишь когда есть значительные поступления денежных средств или если вы собираетесь участвовать в конкурсе на получение гранта (многие грантодатели требуют регистрацию в качестве юридического лица). Иначе затраты сил и средств на создание будут нецелесообразны.

Этапы создания общественного объединения без регистрации

  1. Выбор организационно-правовой формы
  2. Определение названия, целей, задач
  3. Разработка устава
  4. Учреждение объединения на общем собрании, выбор органов и утверждение устава

С этого момента объединение создано!

Содержание устава общественного объединения (ст. 20 ФЗ «Об общественных объединениях»)

  • название
  • цели
  • Организационно-правовая форма
  • территория деятельности
  • структура, руководящие органы, их компетенция и порядок формирования
  • условия и порядок приобретения и утраты членства
  • права и обязанности членов
  • источники формирования денежных средств и иного имущества
  • права общественного объединения и его структурных подразделений по управлению имуществом
  • порядок внесения изменений и дополнений в устав
  • порядок реорганизации и (или) ликвидации

Решение о создании должно содержать:

  • Собственно решение о создании такого-то объединения (указать полное название)
  • Решение об утверждении устава
  • Решение об утверждении руководящих и контрольно-ревизионных органов

В качестве образца могу предложить готовые формы устава и протокола о создании общественной организации (это один из видов общественного объединения):

Конечно, необходимо приспособить все это под свою организацию. Важно, чтобы в итоге остались обязательные сведения, которые нужно указывать в уставе (см. выше их перечень). Но даже если потом выясниться, что какие-то пункты устава вам не подходит или вы хотели бы добавить что-то еще, то порядок изменения устава предельно прост – нужно просто разработать новую редакцию и утвердить на общем собрании (кстати, можно предусмотреть какой-то другой порядок, например, утверждение не общим собранием, а правлением). И ничего не надо будет регистрировать.

Необходима ли регистрация общественных организаций без образования юридического лица.

Похожие темы

Согласно ч. 3 и 4 ст. 18 ФЗ «Об общественных объединениях» решения о создании общественного объединения, об утверждении его устава и о формировании руководящих и контрольно-ревизионного органов принимаются на съезде (конференции) или общем собрании учредителей. С момента принятия указанных решений общественное объединение считается созданным: осуществляет свою уставную деятельность, приобретает права, за исключением прав юридического лица, и принимает на себя обязанности, предусмотренные ФЗ «Об общественных объединениях». Правоспособность общественного объединения как юридического лица возникает с момента государственной регистрации данного объединения.

Читайте так же:  Ликвидация профсоюзной организации как юридического лица

Соответственно, данные правила действуют в отношении всех форм общественных объединений, в том числе и для общественных организаций.

Разница в правах общественного объединения, имеющего статус юрид. Лица, и общ. объединения, такого статуса не имеющего, содержится в ст. 27 названного закона.

Для осуществления уставных целей общественное объединение, являющееся юридическим лицом, имеет право:

— свободно распространять информацию о своей деятельности;

— участвовать в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления в порядке и объеме, предусмотренными настоящим Федеральным законом и другими законами;

— проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование;

— учреждать средства массовой информации и осуществлять издательскую деятельность;

— представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов и участников, а также других граждан в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях;

— осуществлять в полном объеме полномочия, предусмотренные законами об общественных объединениях;

— выступать с инициативами по различным вопросам общественной жизни, вносить предложения в органы государственной власти;

— участвовать в выборах и референдумах в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Для осуществления уставных целей общественное объединение, не являющееся юридическим лицом, имеет право:

— свободно распространять информацию о своей деятельности;

— проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование;

— представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов и участников в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях;

— осуществлять иные полномочия в случаях прямого указания на эти полномочия в федеральных законах об отдельных видах общественных объединений;

— выступать с инициативами по вопросам, имеющим отношение к реализации своих уставных целей, вносить предложения в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Организация без образования юридического лица

Организация без образования юридического лица — добровольное, самоуправляемое, некоммерческое сообщество, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.

Общественное объединение — это объединение физических лиц (граждан) . [1] Объединение юридических лиц (организаций) в России называется ассоциацией. В отличии от общественного движения, в котором членство не обязательно, общественная организация состоит из членов. В отличии от полного товарищества, занимающегося извлечением прибыли, деятельность общественной организации — некоммерческая.

Статус общественного объединения без образования юридического лица [ править ]

Для того чтобы создать такое общественное объединение, необходимо:

  • не менее трех участников;
  • организовать общее собрание, на котором будет принято решение о создании объединения, при этом оформить протокол общего собрания, составить и утвердить устав.

Плюсы у этой формы перед простым объединением в том, что него будут распространяться все нормы законодательства об общественных объединениях (например, право иметь печать, бланки, символику, обращаться в органы государственной власти и местного самоуправления, быть учредителем СМИ и т. д.). При этом не надо будет тратить деньги и нервы на регистрацию, бухучет, налоговую отчетность и отчетность перед Министерством юстиции.

Такое объединение в этом случае уже приобретает статус субъекта права, особые права и обязанности, однако еще не имеет статуса субъекта гражданского права — к примеру, не может открывать счета и выступать в качестве субъекта имущественных отношений. Получается, если такое объединение и собирает деньги, то юридически все они принадлежат не ему как организации, а его членам, а имущество и права на услуги (например, аренды движимого и недвижимого имущества, скидок при оплате и т.п.), приобретённые на данные средства, будут в общей долевой собственности его членов . [2]

Счёт же для осуществления безналичных расчётов в интересах организации может открыть один или несколько её участников, выступающих как физические лица. При поступлениях средств от одного физического лица на счёт другого физического лица, в случае соблюдения определённых требований к субъектам имущественного отношения, налоговых оснований не возникнет. Для учёта поступлений и использования средств участников может вестись соответствующая книга учёта доходов и расходов, а также использоваться специальные квитанции объединения.

На подобной схеме основана деятельность известных сообществ Пальмас и TEM, так же как и в дореволюционных крестьянских общинах России. По такой схеме сегодня работают некоторые независимые профсоюзы и территориальные общественные самоуправления.

№119861. Создание общественной организации без образования юридического лица

Возникла необходимость создать общественную организацию для упорядочения деятельности. В ФЗ «Об общественных объединениях» сказано, что возможно создание общественных организаций без образования юридического лица. Однако, не совсем понятен порядок действий. Если при создании организации с юрлицом требуется государственная регистрация, то без образования юрлица — не требуется? Если не требуется, то нужно лишь написать Устав (нужно ли его где заверять и как убедиться, что он составлен по всем нормативам верно?) и созвать общее собрание с протоколом? Пожалуйста, поясните порядок действия.

Здравствуйте, Руслан Таболин.

Да, без образования юр лица гос. регистрация не требуется, но и прав юр лица такое объединение не имеет.

Общественные объединения создаются по инициативе их учредителей — не менее трех физических лиц. В состав учредителей наряду с физическими лицами могут входить юридические лица — общественные объединения.

Решения о создании общественного объединения, об утверждении его устава и о формировании руководящих и контрольно-ревизионного органов принимаются на съезде (конференции) или общем собрании. С момента принятия указанных решений общественное объединение считается созданным: осуществляет свою уставную деятельность, приобретает права, за исключением прав юридического лица, и принимает на себя обязанности, предусмотренные ФЗ » Об общественных объдинениях».(ст. 18 ФЗ «Об общ..»)

Читайте так же:  Как вернуть часть денег с покупки квартиры

Пишете устав, на общем собрании утверждаете и избираете органы управления. Да, спротоколом.

Устав общественного объединения должен предусматривать:

[3]

1) название, цели общественного объединения, его организационно-правовую форму;

2) структуру общественного объединения, руководящие и контрольно-ревизионный органы общественного объединения, территорию, в пределах которой данное объединение осуществляет свою деятельность;

3) условия и порядок приобретения и утраты членства в общественном объединении, права и обязанности членов данного объединения (только для объединения, предусматривающего членство);

4) компетенцию и порядок формирования руководящих органов общественного объединения, сроки их полномочий, место нахождения постоянно действующего руководящего органа;

5) порядок внесения изменений и дополнений в устав общественного объединения;

6) источники формирования денежных средств и иного имущества общественного объединения, права общественного объединения и его структурных подразделений по управлению имуществом;

7) порядок реорганизации и (или) ликвидации общественного объединения.

Устав общественного объединения может содержать описание символики данного объединения.

В уставе могут предусматриваться и иные положения, относящиеся к деятельности общественного объединения, не противоречащие законам.

Правоспособность общественного объединения как юридического лица возникает с момента государственной регистрации данного объединения.

Готовим устав общественной организации

Общественные организации и различия между ними

Это добровольные объединения граждан, созданные в установленном законом порядке на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей, для представления и защиты общих интересов и достижения иных не противоречащих закону целей.

Основным отличием от других НКО является объединение на основе членства. Даже учредители становятся членами и не имеют при этом никаких преференций. Участник обязан уплачивать членские и иные имущественные взносы, а также в любое время по своему усмотрению имеет право прекратить участие. Членств неотчуждаемо, а осуществление прав не нельзя передать другому лицу.

Различаются по территориальной сфере деятельности. Выделяются общероссийские, межрегиональные, региональные и местные. Общероссийские действуют на территориях более половины субъектов Российской Федерации и имеют там свои подразделения. Региональные осуществляют деятельность на территории только одного субъекта РФ, а местные – в пределах территории органа местного самоуправления (например, населенного пункта).

[1]

Как составить и утвердить устав

Оформляется на бумаге формата А4 в двух экземплярах. Все страницы документа нужно пронумеровать, сшить, на последнем листе зафиксировать общее число листов и поставить печать.

Образец будет одинаковым, независимо от территориального признака. Ниже мы предагаем вариант для общероссийской структуры, но его можно использовать, чтобы разработать, например, образец устава межрегиональной общественной организации.

Утверждается на общем собрании участников. Разработать и утвердить его нужно до регистрации НКО, так как устав входит в необходимый для этого пакет документов, а в заявлении на регистрацию указывается информация о его принятии: дата и место, принявший орган, например, общее собрание.

Требования к содержанию

Разрабатывая документ, например, образец устава региональной общественной организации 2019 года или любой другой, необходимо включить следующие сведения:

  • о наименовании,
  • о месте ее нахождении НКО,
  • о предмете и целях ее деятельности,
  • о порядке вступления и выхода;
  • о составе и компетенции ее органов и и порядке принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов;
  • об имущественных правах и обязанностях участника (члена);
  • о порядке распределения имущества, оставшегося после ликвидации.

Создание общественной организации без образования юридического лица

Возникла необходимость создать общественную организацию для упорядочения деятельности. В ФЗ «Об общественных объединениях» сказано, что возможно создание общественных организаций без образования юридического лица. Однако, не совсем понятен порядок действий. Если при создании организации с юрлицом требуется государственная регистрация, то без образования юрлица — не требуется? Если не требуется, то нужно лишь написать Устав (нужно ли его где заверять и как убедиться, что он составлен по всем нормативам верно?) и созвать общее собрание с протоколом? Пожалуйста, поясните порядок действия.

Здравствуйте, Руслан Таболин.

Да, без образования юр лица гос. регистрация не требуется, но и прав юр лица такое объединение не имеет.

Общественные объединения создаются по инициативе их учредителей — не менее трех физических лиц. В состав учредителей наряду с физическими лицами могут входить юридические лица — общественные объединения.

Решения о создании общественного объединения, об утверждении его устава и о формировании руководящих и контрольно-ревизионного органов принимаются на съезде (конференции) или общем собрании. С момента принятия указанных решений общественное объединение считается созданным: осуществляет свою уставную деятельность, приобретает права, за исключением прав юридического лица, и принимает на себя обязанности, предусмотренные ФЗ » Об общественных объдинениях».(ст. 18 ФЗ «Об общ..»)

Пишете устав, на общем собрании утверждаете и избираете органы управления. Да, спротоколом.

Видео (кликните для воспроизведения).

Устав общественного объединения должен предусматривать:

1) название, цели общественного объединения, его организационно-правовую форму;

2) структуру общественного объединения, руководящие и контрольно-ревизионный органы общественного объединения, территорию, в пределах которой данное объединение осуществляет свою деятельность;

3) условия и порядок приобретения и утраты членства в общественном объединении, права и обязанности членов данного объединения (только для объединения, предусматривающего членство);

4) компетенцию и порядок формирования руководящих органов общественного объединения, сроки их полномочий, место нахождения постоянно действующего руководящего органа;

5) порядок внесения изменений и дополнений в устав общественного объединения;

6) источники формирования денежных средств и иного имущества общественного объединения, права общественного объединения и его структурных подразделений по управлению имуществом;

7) порядок реорганизации и (или) ликвидации общественного объединения.

Устав общественного объединения может содержать описание символики данного объединения.

В уставе могут предусматриваться и иные положения, относящиеся к деятельности общественного объединения, не противоречащие законам.

Читайте так же:  Статусы земли и виды разрешенного использования

Правоспособность общественного объединения как юридического лица возникает с момента государственной регистрации данного объединения.

Минюст хочет обязать регистрироваться НКО, которые действуют без юридического лица

Министерство юстиции РФ разработало поправки к закону «Об общественных объединениях», подразумевающие обязательную регистрацию НКО, которые не имеют юридического лица, пишет «Коммерсантъ». Минюст объяснил инициативу «отсутствием актуальных систематизированных сведений об общественных объединениях, не являющихся юрлицами», в том числе о полном наименовании, руководителях и месте нахождения. Эти сведения, по версии Минюста, необходимы для подачи заявлений в суд «о возмещении причиненного вреда в рамках гражданского судопроизводства» и «о запрете деятельности» таких объединений.

Если законопроект будет принят, то незарегистрированные объединения без юрлица будут обязаны размещать в интернете «уведомления о создании и сообщения о продолжении своей деятельности». Объединения, которые будут созданы до дня вступления поправок в силу, должны будут не позднее 1 февраля следующего года разместить в интернете или представить в Минюст сообщение о продолжении своей деятельности. Порядок уведомлений установит Минюст. В ведомстве уточнили, неисполнение этой обязанности повлечет их прекращение — то есть фактически запрет на дальнейшую деятельность.

Старший юрист «Команды 29» Макса Оленичев полагает, что новый реестр станет «очередным инструментом давления на гражданское общество». «Ситуация, когда общественные организации стараются работать без госрегистрации, — адекватная реакция на работу в условиях авторитаризма. За последние шесть лет государство зачистило поле гражданской активности среди зарегистрированных НКО, но у него отсутствуют эффективные механизмы контроля деятельности незарегистрированных организаций», — говорит он. Так, в Санкт-Петербурге незарегистрированное движение «Весна» проводило акцию на мосту Кадырова накануне рассмотрения Конституционным судом дела о чечено-ингушской границе.

«Это, конечно, продолжение закручивания гаек. Объединения защиты прав потребителей или борцов с точечной застройкой и мусорными полигонами функционируют без госрегистрации, реализуя ст. 31 Конституции», — говорит управляющий партнер адвокатского бюро «Бартолиус» Юлий Тай. Юрист Московской Хельсинкской группы Александр Передрук считает, что «в группе риска» окажутся в том числе религиозные группы, а за введением нового реестра последует распространение на незарегистрированные НКО закона об «иностранных агентах».

Обществ.организация без юрид.регистрации. Сбор добровольных взносов?

Есть группа физ лиц, объединенных общим интересом (туризм). Вообще эта группа лиц попадает под определение общественной организации. Особенно если прописать Устав и уставные цели. Общественная организация может быть юридически зарегистрирована, а может и не иметь статус юридического лица. В определенный момент возникает необходимость этим физ лицам «скинуться» на общие нужды – это может быть что угодно, от печати футболок с символикой, до аренды каких-то площадей для проведения собраний. Группа лиц определила в среднем свои потребности, и решила, что удобно будет скидываться раз в год по определенной сумме. Собирает средства один человек, он же выдает средства на те самые нужды, по мере возникновения оных, ведет всю отчетность. Юридически регистрировать свою общественную организацию – не хочется.

Общественная организация, не имеющая юридической регистрации.

Прописанный Устав с уставными целями.

Протокол собрания, в котором указано, что учредители решили (в добровольном порядке!) брать «скидочные взносы» в определенном размере на определенные цели, назначен ответственный.

Вопрос – имеет ли право эта организация при указанных выше параметрах, полностью в добровольном порядке собирать «скидочные взносы» и направлять их на строго определенные нужды? Предполагается, что каждый взнос будет сопровождать расписка о том, что физ лицо 1 добровольно передало физ лицу 2 столько то средств, которые будут направлены на определенные нужды.

так это нарушение закона.

налоги кто будет платить.

попадетесь, сдаст Вас кто-нибудь, для Вас будут плохие последствия.

и вообще нужно прописать в каких целях, из вашего вопроса сложно дать правильный ответ, не зная чем будет заниматься ваша организация. «туризм»-представлять услуги в этой сфере?

С уважением, Профессиональная Юридическая Консультация http://profyuristy.ucoz.ru

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ВОПРОС.

8 июля 2010 в 12:36

Взносы будут собираться на вполне конкретные цели – хостинг сайта, призы на конкурсы (фотоконкурс, конкурс песни и т.д.), подарки на дни рождения.

Цели организации: объединение людей, интересующихся туризмом, создание и поддержка площадки для общения, обмена опытом, обсуждения туристических маршрутов. Ни о какой коммерческой составляющей речи не идет. Никаких «туров за деньги». Да, на сайте могут размещать объявления фирмы, предлагающие сопутствующие товары/услуги, но взаимодействие покупатель/продавец обществ организации никак не касается. Интерес общ организации от публикации таких объявлений состоит в предоставлении фирмами дополнительных преференций физ лицам – участникам обществ организации.

О каких налогах речь? Какой закон нарушен?

В законе об общ организациях сказано, что юридически зарегистрир общ организация может иметь собственное имущество, в т.ч.денежные средства (и предоставлять соотв отчетность). А у юридически незарегистрир общ организация не может быть _собственного_ имущества. То есть все собранные средства, направленные на приобретение каких-то конкретных вещей – являются общей собственностью группы физических лиц, и при принятии взносов выдается расписка, в которой говорится, что передающее лицо знает и согласно с тем, куда эти средства будут расходоваться. Это как пять человек скинулись и купили подарок шестому. Здесь конечно расписок не нужно, но смысл тот же самый.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ВОПРОС.

9 июля 2010 в 11:31

Если Вас не затруднит, хотел бы поинтересоваться относительно еще одного момента.

Все условия прежние – юридически не зарегистрированная О.О. (Общ. Орг.) с уставом с полностью некоммерческими уставными целями, добровольные взносы членов О.О. в фонд, четко определенный список расходов, на которые направляются средства из фонда.

Предполагается кроме «прямого» пополнения фонда взносами участников, «косвенное» пополнение. Например, изготавливаются некая атрибутика с себестоимостью 1 руб, но членам О.О. эта атрибутика продается по цене 1,5 руб. Прибыль (0,5 руб) идет полностью в фонд О.О., и впоследствии направляется на те самые расходы, определенные в уставе (либо в протоколе собрания учредителей). С одной стороны налицо прибыль (0,5 р), однако направляется она непосредственно на расходы именно О.О., а не распределяется между членами. Может ли это расцениваться как предпринимательство, и соответственно, нарушение законодательства?

Читайте так же:  Какие документы нужны чтоб выписаться с квартиры

Не хоца — а нуно

Вот теперь понятен Ваш вопрос,

в этом случае согласен с вами, и поэтому регистрировать вашу организацию в этом случае не нужно.

С уважением, Профессиональная Юридическая Консультация http://profyuristy.ucoz.ru

Спасибо за ответ!

В соответствии со статьей 31 ФЗ «Об общественных объединениях»,

Имущество общественного объединения формируется на основе вступительных и членских взносов, если их уплата предусмотрена уставом; добровольных взносов и пожертвований; поступлений от проводимых в соответствии с уставом общественного объединения лекций, выставок, лотерей, аукционов, спортивных и иных мероприятий; доходов от предпринимательской деятельности общественного объединения; гражданско-правовых сделок; внешнеэкономической деятельности общественного объединения; других не запрещенных законом поступлений.

со статьей 37 этого же ФЗ,

Общественные объединения могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению уставных целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям. Предпринимательская деятельность осуществляется общественными объединениями в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и другими законодательными актами Российской Федерации.

Общественные объединения могут создавать хозяйственные товарищества, общества и иные хозяйственные организации, а также приобретать имущество, предназначенное для ведения предпринимательской деятельности. Создаваемые общественными объединениями хозяйственные товарищества, общества и иные хозяйственные организации вносят в соответствующие бюджеты платежи в порядке и размерах, установленных законодательством Российской Федерации.

Доходы от предпринимательской деятельности общественных объединений не могут перераспределяться между членами или участниками этих объединений и должны использоваться только для достижения уставных целей. Допускается использование общественными объединениями своих средств на благотворительные цели, даже если это не указано в их уставах.

Исходя из вышеизложенных статей, и с соблюдением их,

нарушение законодательства не будет.

Также, если Вы собираетесь продавать атрибутику связанную с вашей ОО, с изображением на атрибутике символики, логотипа ОО, то сначала Вам нужно зарегистрировать данную символику/логотип ОО.

Общественная организация без регистрации юридического лица

Свой взгляд на проект федерального закона, который обяжет незарегистрированные общественные объединения уведомлять Минюст о своем существовании и деятельности, изложили специалисты Ассоциации «Юристы за гражданское общество» , сообщает SK-NEWS.RU

Закон затронет многие активные общественные объединения Ставропольского края. В частности, поисковый отряд «Лиза Алерт», группу «Эко-субботник», многочисленные волонтерские отряды. Общественное обсуждение и антикоррупционная экспертиза этого закона проходят с 18 января по 14 февраля 2019 года. Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общественных объединениях» в части установления уведомительного порядка деятельности общественных объединений, не являющихся юридическими лицами» разработан Министерством юстиции РФ и размещён по ссылке: https://regulation.gov.ru/projects#npa=87256 .

о проекте федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общественных объединениях» в части установления уведомительного порядка деятельности общественных объединений, не являющихся юридическими лицами»

Законопроект предлагает дополнить Федеральный закон от 19 мая 1995 года №82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее – ФЗ об ОО) новой статьёй 13.1, предусматривающей законодательное регулирование деятельности общественных объединений, не являющихся юридическими лицами (далее — незарегистрированных ОО).

Текст предлагаемой законопроектом статьи 13.1: «Статья 13.1. Общественные объединения, не являющиеся юридическими лицами Общественное объединение, не являющееся юридическим лицом, считается созданным с момента принятия его учредителями решений о создании, утверждении устава и формировании органов общественного объединения.

Руководитель общественного объединения, не являющегося юридическим лицом, в течение месяца со дня принятия решения, указанного в части первой настоящей статьи, размещает в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» уведомление о создании такого общественного объединения, содержащее полное наименование общественного объединения, фамилию, имя, отчество (при наличии) руководителя общественного объединения и членов его органов управления, сведения о территории, в пределах которой осуществляется деятельность общественного объединения, дату принятия решения, указанного в части первой настоящей статьи, сведения о структурных подразделениях – для общероссийского, международного или межрегионального общественного объединения. Форма уведомления, указанного в части второй настоящей статьи, а также порядок его размещения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области государственной регистрации общественных объединений (далее – федеральный орган государственной регистрации).»

Таким образом, для общественных объединений, не намеревающихся регистрироваться в установленном порядке и приобретать статус юридического лица, возникает ранее не существовавшая обязанность разместить в течение месяца с момента принятия решений о создании ОО и о формировании его органов управления уведомление в сети Интернет. Форма и порядок подачи такого уведомления должны быть утверждены Минюстом.

Несмотря на то, что создание и ведение какого-то особого реестра незарегистрированных ОО Минюстом России законопроектом не предлагается, вероятнее всего, для этих целей будет создан соответствующий раздел на официальном сайте министерства.

Размещаемое в сети Интернет уведомление о создании ОО должно содержать:

— полное наименование ОО;

— ФИО руководителя и членов органов управления;

— сведения о территории, в пределах которой осуществляется деятельность ОО;

— дату принятия решений о создании ОО, утверждения ее устава и формирования органов управления;

— сведения о структурных подразделениях (для общероссийских, международных или межрегиональных ОО).

В статье 27 ФЗ об ОО законопроектом предлагается закрепить, что незарегистрированные ОО только со дня размещения в сети Интернет уведомления о своем создании приобретают свои права, а именно:

свободно распространять информацию о своей деятельности;

проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование;

представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов и участников в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях;

осуществлять иные полномочия в случаях прямого указания на эти полномочия в федеральных законах об отдельных видах общественных объединений;

выступать с инициативами по вопросам, имеющим отношение к реализации своих уставных целей, вносить предложения в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Читайте так же:  Что означает ранее учтенный земельный участок

Установление каких-либо дополнительных условий для возникновения прав у общественного объединения нарушает часть 4 статьи 13 и статью 30 Конституции РФ, гарантирующие право на объединение, свободу деятельности общественных объединений и равенство их перед законом, а также противоречит правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в Определении от 15 февраля 2005 года №49-О 1 :

«Федеральный закон «Об общественных объединениях» предусматривает, что право на объединение включает в том числе право создавать на добровольной основе общественные объединения для защиты своих интересов и достижения общих целей; при этом создаваемые по своему выбору и без предварительного разрешения органов государственной власти и органов местного самоуправления общественные объединения могут регистрироваться и приобретать права юридического лица либо функционировать без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица (части первая и четвертая статьи 3).

Устанавливая заявительный порядок создания общественных объединений, Федеральный закон «Об общественных объединениях» предусматривает, что с момента принятия на съезде (конференции) или общем собрании решения о создании общественного объединения, об утверждении его устава и о формировании руководящих и контрольно-ревизионных органов оно осуществляет свою уставную деятельность, приобретает права, за исключением прав юридического лица, и принимает на себя соответствующие обязанности, то есть считается созданным (статья 18)».

В том же Определении Конституционный Суд РФ отметил: «Законодатель, регламентируя условия, порядок создания и деятельности общественных объединений, а также порядок их государственной регистрации, обязан соблюдать положение статьи 17 (часть 1) Конституции Российской Федерации о том, что в Российской Федерации гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, а осуществляемое им регулирование не должно искажать существо права на объединение и свободы деятельности общественных объединений; возможные же ограничения, затрагивающие эти или иные конституционные права, должны быть оправданными и соразмерными конституционно значимым целям (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 23 ноября 1999 года № 16-П по делу о проверке конституционности абзацев третьего и четвертого пункта 3 статьи 27 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях»)».

И о деятельности тоже

Помимо обязанности разместить уведомление о создании, законопроектом предлагается (изменения в статье 29) обязать незарегистрированные ОО ежегодно не позднее 1 февраля размещать в сети Интернет (опять же по форме и в порядке, утверждаемым Минюстом) сообщение о продолжении своей деятельности в объеме сведений, аналогичном уведомлению о создании.

При этом, в соответствии с предлагаемой законопроектом нормой, неисполнение данной обязанности влечет прекращение прав ОО. Остается непонятной предлагаемая Минюстом дата – 1 февраля, не коррелирующая с иными установленными законом датами отчетности НКО в целом и общественными объединениями, в частности.

[2]

Законопроектом предлагается внести изменения в порядок приостановления деятельности ОО и запрета их деятельности. Согласно действующей редакции закона (ст. 42, 44), в случае нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации и совершения действий, противоречащих уставным целям, Минюст или прокурор вносят представление об устранении указанных нарушений.

Неисполнение данного представления влечет вынесение Минюстом или прокурором решения о приостановлении деятельности ОО на срок до 6 месяцев. Решение о приостановлении деятельности ОО действует до рассмотрения судом заявления о ликвидации ОО либо о запрете его деятельности, подаваемого Минюстом или прокурором. Аналогичные полномочия по приостановлению деятельности ОО и обращению в суд с заявлением о запрете деятельности ОО предоставлены Минюсту и органам прокуратуры в соответствии с Федеральным законом от 25.07.02 №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности».

Иными словами, при наличии соответствующих оснований, общественное объединение, имеющее статус юридического лица, может быть ликвидировано, а в отношении общественного объединения, не зарегистрированного в качестве юрлица, может быть установлен запрет деятельности. Таким образом, механизм приостановления деятельности ОО и запрета его деятельности в действующем законодательстве полностью урегулирован. Однако, не изменяя существующего регулирования, законопроект предлагает в отношении незарегистрированных ОО дополнительно установить, что их деятельность может быть приостановлена только по решению Генерального прокурора (в отношении международных или общероссийских ОО) или прокурора субъекта РФ (в отношении иных ОО или их структурных подразделений).

Можно предположить, что Минюст России, разрабатывая данный законопроект, пытается избавиться от своих полномочий по приостановлению/запрету деятельности незарегистрированных ОО.

В предлагаемых законопроектом изменениях усматриваются риски для общероссийских и межрегиональных ОО, структурными подразделениями которых являются незарегистрированные ОО, необходимые для получения соответствующего общероссийского или межрегионального статуса. Запрет деятельности таких незарегистрированных ОО фактически может привести к ликвидации основной организации.

Предлагаемое законопроектом регулирование форм и порядка подачи уведомлений Минюстом, позволяет предположить, что на практике это будет реализовано через официальный сайт ведомства, по аналогии с размещением отчетности некоммерческих организаций (в т.ч. общественных объединений).

К сожалению, на практике не являются редкостью случаи, когда соответствующая информация на портале Минюста не публиковалась (а опубликованная ранее исчезала). Как правило, Минюстом это объяснялось проблемами технического характера.

В пояснительной записке к законопроекту Минюст делает упор на то, что необходимо урегулировать реализацию права незарегистрированных ОО проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование, т.е. фактически предоставить органам власти информацию о руководителях и органах управления ОО, имеющих право осуществлять свою деятельность, не приобретая статуса юридического лица.

Видео (кликните для воспроизведения).

В целом, предлагаемые Минюстом изменения законодательства об ОО, можно охарактеризовать как попытку ввести определенные элементы регистрации в отношении ОО, не имеющих статуса юридического лица.

Общественная организация без регистрации юридического лица
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here