О госрегистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

Особенности решения вопросов с статье на тему: "О госрегистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Если в процессе прочтения появились дополнительные вопросы, то вы всегда можете обратиться к дежурному юристу.

Глава III. Порядок государственной регистрации (ст.ст. 8 — 11)

Глава III. Порядок государственной регистрации

По вопросам оспаривания решений, действий (бездействия), принимаемых (осуществляемых) регистрирующими органами при реализации функции по государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, см. Обзоры судебной практики по спорам с участием регистрирующих органов, направленные письмами ФНС России

>
Сроки и место государственной регистрации
Содержание
Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

(в ред. Федеральных законов от 23.06.2003 № 76-ФЗ,

от 08.12.2003 № 169-ФЗ, от 23.12.2003 № 185-ФЗ,

от 02.11.2004 № 127-ФЗ, от 02.07.2005 № 83-ФЗ,

от 05.02.2007 № 13-ФЗ, от 19.07.2007 № 140-ФЗ,

от 01.12.2007 № 318-ФЗ, от 30.04.2008 № 55-ФЗ,

от 23.07.2008 № 160-ФЗ, от 30.12.2008 № 311-ФЗ,

от 30.12.2008 № 312-ФЗ, от 30.12.2008 № 315-ФЗ,

от 19.07.2009 № 205-ФЗ, от 27.12.2009 № 352-ФЗ,

от 19.05.2010 № 88-ФЗ, от 27.07.2010 № 227-ФЗ,

от 29.11.2010 № 313-ФЗ, от 23.12.2010 № 387-ФЗ,

от 01.07.2011 № 169-ФЗ, от 18.07.2011 № 228-ФЗ,

от 03.12.2011 № 383-ФЗ, от 01.04.2012 № 27-ФЗ,

от 28.07.2012 № 133-ФЗ, от 29.12.2012 № 282-ФЗ,

с изм., внесенными Федеральным законом от 27.10.2008 № 175-ФЗ)

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров — единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.

(часть первая в ред. Федерального закона от 23.06.2003 № 76-ФЗ)

Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее — государственная регистрация) — акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.

(часть вторая в ред. Федерального закона от 23.06.2003 № 76-ФЗ)

Законодательство Российской Федерации о государственной регистрации состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Статья 2. Орган, осуществляющий государственную регистрацию

(в ред. Федерального закона от 23.06.2003 № 76-ФЗ)

Государственная регистрация осуществляется федеральным органом исполнительной власти (далее — регистрирующий орган), уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации».

Статья 3. Государственная пошлина за государственную регистрацию

За государственную регистрацию уплачивается государственная пошлина в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

129 закон о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

Вы решили организовать свой бизнес, но совершенно не знаете с чего начать? Давайте поговорим о ФЗ о регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Этот закон носит номер 129 и регламентирует все моменты для открытия своего дела: списки необходимой документации, правила и инструкции для осуществления регистрации и ликвидации бизнеса, основания для отказа и тому подобные нюансы. Ознакомление с этой информацией, несомненно, поможет вам сэкономить своё время, нервы и, вероятно, затрачиваемые на открытие средства.

Общая информация

Закон состоит из девяти глав (или двадцати семи статей), но непосредственно к ИП в ФЗ о гос регистрации юр лиц и индивидуальных предпринимателей относятся:

  • первая глава – в ней освещены общие положения закона, рассказывается, какие именно отношения он регулирует, указаны органы, уполномоченные совершать регистрацию и порядок её проведения, и необходимость оплаты пошлины;
  • вторая глава – в ней описывается понятие государственных реестров, их требования, условия содержания информации, какие именно сведения по каждому ООО или ИП обязаны присутствовать;
  • третья глава подробно рассказывает, какие именно документы требуются для регистрации бизнеса, правила их предоставления, куда именно необходимо подавать пакет, сроки проведения операции и описание самой процедуры, которая происходит с вашими данными вплоть до периода предоставления новоявленному предпринимателю листа записи ЕГРИП;
  • следующая глава, заслуживающая вашего внимания – шестая, там идёт речь непосредственно о регистрации ИП. Подробно расписано какие именно документы и в каком виде будущий бизнесмен должен предоставить в регистрирующий орган, в каких ситуациях ему может быть выдан отказ, в каком порядке заносятся поправки в единый государственный реестр ИП, и какая документация для этого требуется. Также подробно описана процедура ликвидации ИП как в ситуации с добровольным обращением, так и по решению суда; в случае, если человек, имеющий статус ИП, скончался; или если ИП утратил право быть временно или постоянно прописанным на территории России и тому подобных;
  • в главе восьмой освещены все моменты, опираясь на которые вас могут отказаться регистрировать, а также мера ответственности исполнительного органа и подающего документы на регистрацию человека, если вдруг будут выявлены нарушения упомянутых в 129 ФЗ нормативов и правил о регистрации юр. лиц и индивидуальных предпринимателей. В ней же прописаны условия опротестования результата рассмотрения документов, сроки и порядок подачи жалобы;
  • глава девятая, завершающая ФЗ, говорит о других условиях и требованиях данного закона, и о дате, с которой он вступает в силу.

В базовом своём виде ФЗ 129 о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей начал действовать с первого июля 2002 года. Но на протяжении шестнадцати лет в него вносились многочисленные правки и добавления, сейчас актуальна редакция от 31.12.2017 с последними изменениями, которые вступили в силу 27 января 2019 года.

Регистрация и прекращение деятельности ИП

В данном разделе мы собрали для вас самую концентрированную информацию, имеющую отражение в законе. В основном она касается типичных ситуаций, так что если у вас возникают какие-то нюансы, лучше обратиться к самостоятельному прочтению вышеупомянутых глав.
Читайте так же:  Что значит ограничение на регистрационные действия автомобиля

Итак, в папку с документацией, требуемой для получения человеком статуса ИП, нужно положить:

  1. Заявление о желании зарегистрироваться, заполненное на актуальном бланке (утверждается Правительством России, на текущей момент это P21001).
  2. Ксерокопия удостоверения личности будущего коммерсанта (чаще всего это паспорт гражданина России, а в ситуации с иностранцами – документ, подтверждающий личность иностранного гражданина плюс ксерокопия документа о его временной или постоянной прописке в нашей стране).
  3. Квиток об оплате государственной пошлины (на сегодняшний день 800 рублей).
  4. Для определённых сфер деятельности (медицинские, образовательные услуги, работа с несовершеннолетними и организация отдыха) требуется справка об отсутствии судимости.
  5. Нотариально заверенной согласие о регистрации ИП от родителей, если заявителю меньше восемнадцати лет.

Госрегистрация ИП происходит по адресу прописки будущего бизнесмена.

Опираясь на ФЗ об индивидуальных предпринимателях лист записи в ЕГРИП, удостоверяющий получение вами статуса ИП, или отказ в нём, обязан быть предоставлен спустя три дня, после сдачи документации.

Поводов для отказа зарегистрировать человека в качестве ИП, очень немного:

  1. Предоставление в ИФНС не всех положенных по закону документов.
  2. Обращение было не в то регистрационное учреждение.
  3. Человек имеет действующий статус ИП или находится в стадии закрытия ИП, или не прошёл год с момента его банкротства.
  4. Выбран вид деятельности, не разрешённый для ведения ИП.
  5. Человек, желающий получить статус ИП, был признан недееспособным.
  6. Есть решение суда о запрете ведения коммерческой деятельности.
  7. Заявление заполнено неверно или имеются пустые поля там, где информация обязательна.

Если же вам отказали в регистрации незаконно, с вашей точки зрения, то за вами остаётся право обжаловать данное решение в вышестоящем органе исполнительной власти на протяжении трёх месяцев после вынесения отказа.

В самом обращении должны присутствовать следующие обязательные сведения:

  • Ф.И.О. и адрес прописки заявителя;
  • информация о решении, с которым не согласны;
  • наименование исполнительного учреждения, чей отказ обжалуется;
  • правовая база, на которую вы опираетесь, думая, что решение было вынесено неправомерно;
  • требования, которые хотите удовлетворить, подавая заявление;
  • контактные данные для связи (телефон, адрес e-mail).
  • если имеются документы, подтверждающие нарушение прав – обязательно приложить их копии.

В случае если вы, наоборот, стремитесь ликвидировать ИП, согласно закону об индивидуальном предпринимательстве вам потребуются:

  1. Заявление от ИП о желании прекратить вести коммерческую деятельность на территории РФ (актуален бланк Р 26001).
  2. Квиток об оплате государственной пошлины (на данный момент 160 рублей).
  3. Справка, подтверждающая, что фиксированный взнос «за себя» (отчисления на пенсионное и медицинское страхование), плательщиком которого является любой ИП – своевременно и в полном объёме оплачен.

К сожалению, в российском законодательстве отдельного единого закона, регулирующего все моменты в деятельности индивидуальных предпринимателей, не существует, хотя о его написании долгое время и шла речь.

По сей день ИП должны руководствоваться целым перечнем документов, главные из которых Конституция РФ, Гражданский кодекс, Налоговый кодекс, 129 ФЗ и 209 ФЗ.

Условия и порядок государственной регистрации юридических лиц

О государственной регистрации ИП можно подробнее почитать по ссылке http://flagman.top/about-business/otkrytie-ip-nalogovaya/

Порядок государственной регистрации юридических лиц регламентируется гл. III Федерального закона от 8 августа 2001 г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Ст. 8 Закона определяет, что государственная регистрация осуществляется:

  • в срок не более чем 5 рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган;
  • по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного органа — по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

Государственная регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется по месту его жительства.

Порядок государственной регистрации юридических лиц

Самостоятельная регистрация юридического лица является довольно непростым делом. Поэтому, если вы не располагаете достаточным временем для изучения законодательства в этой области, целесообразно обратиться в специализированную организацию. Например, для жителей Москвы доступна регистрация ООО в Москве под ключ в Юридической компании «Аккерманн Беллмер». Ст. 9 Федерального закона от 8 августа 2001 г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» устанавливает порядок представления документов при государственной регистрации.

[2]

В регистрирующий орган документы могут быть:

[3]

  • направлены почтовым отправлением с объявленной ценностью;
  • представлены непосредственно;
  • представлены через МФЦ предоставления государственных и муниципальных услуг (далее — многофункциональный центр);
  • направлены в форме электронных документов, подписанных электронной подписью.
Читайте так же:  Имущество третьих лиц что это такое

Требования к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, утверждены постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. №439.

Заявление, уведомление или сообщение представляется в регистрирующий орган и удостоверяется подписью уполномоченного лица (далее — заявитель), подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством РФ данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).

Свидетельствование подписи физического лица, регистрируемого или зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, на заявлении в нотариальном порядке не требуется в случая:

  1. если указанное физическое лицо представляет документы непосредственно либо через многофункциональный центр и представляет одновременно документ, удостоверяющий личность;
  2. если указанное физическое лицо представляет документы с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг.

Заявление, которое подается физическим лицом, регистрируемым или зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, через многофункциональный центр, подписывается указанным лицом в присутствии работника

При государственной регистрации юридического лица заявителями могут быть следующие физические лица:

  • руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица;
  • учредитель или учредители юридического лица при его создании;
  • руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица;
  • конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица;
  • иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, актом специально уполномоченного на то государственного органа или актом органа местного самоуправления.

При государственной регистрации индивидуального предпринимателя заявителем может быть физическое лицо, обращающееся за государственной регистрацией или зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.

Датой представления документов при осуществлении государственной регистрации является день их получения регистрирующим органом.

В день получения документов, представленных заявителем, регистрирующим органом указанному лицу выдается расписка в получении документов. При получении регистрирующим органом документов, направленных почтовым отправлением, расписка в получении документов при наличии соответствующего указания заявителя направляется регистрирующим органом по указанному заявителем почтовому адресу не позднее рабочего дня, следующего за днем получения указанных документов.

При поступлении в регистрирующий орган документов в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, расписка в получении документов в течение рабочего дня, следующего за днем получения документов, направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному заявителем.

Регистрирующий орган обеспечивает учет и хранение всех представленных документов. Он не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных настоящим Федеральным законом.

Регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам РФ форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Федеральными законами может устанавливаться специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц (ст. 10 Закона).

Моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в соответствующий государственный реестр.

Регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней с момента государственной регистрации представляет в форме электронного документа в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, сведения, содержащиеся соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, в государственные внебюджетные фонды для регистрации и снятия с регистрационного учета юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в качестве страхователей, а также в другие государственные органы, определенные Правительством РФ. Состав сведений, направляемых в указанные государственные органы, а также порядок и сроки предоставления соответствующему юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю сведений о его учетных данных устанавливаются Правительством РФ.

С моментом государственной регистрации законодатель связывает возникновение, изменение и прекращение правосубъектности юридического лица. Значение момента государственной регистрации проявляется также в том, что только с этого момента изменения, внесенные в учредительные документы, приобретают силу для третьих лиц (п. 4 ст. 12 Закона об ООО, п. 2 ст. 14 Закона об АО).

С моментом государственной регистрации связано возникновение не только прав, но и обязанностей. Так, согласно п. 1 ст. 16 Закона об ООО каждый учредитель общества должен полностью внести свой вклад в уставный капитал общества в течение срока, который определен учредительным договором и который не может превышать одного года с момента государственной регистрации. С фактом государственной регистрации законодательство связывает и прекращение прав и обязанностей юридического лица. Например, юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации юридического лица, создаваемого в результате реорганизации.

Действующим законодательством предусматривается, что государственную регистрацию юридических лиц осуществляет Федеральная налоговая служба в порядке, определяемом Законом о регистрации юридических лиц.

[1]

Основанием для отказа в регистрации может служить лишь нарушение установленного порядка создания и несоответствие устава общества действующему законодательству. Отказ в регистрации по мотивам нецелесообразности создания хозяйственного общества не допускается.

Читайте так же:  Приватизация частного дома документы с чего начать

Закон о госрегистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

Занятие любым бизнесом строго регламентировано в РФ. И юридические, и физические лица имеют определённый порядок регистрации, ликвидации, а также правила функционирования и оплаты налогов. Подавляющее большинство положений, определяющих создание бизнеса и его деятельность, прописано в ФЗ о государственной регистрации ИП и юридических лиц. Из каких глав состоит этот закон и о чём конкретно в них говорится? Чтобы ответить на эти вопросы, нужно провести анализ данного законодательного акта.

Общие положения

В 2019 году в Федеральном своде данный закон (далее ФЗ) закреплён за номером 129, а его последняя редакция была проведена 08.08.2001.

В главе 1 ФЗ содержатся сведения о (об):

  • отношениях, которые возникают в момент госрегистрации юридических или физических лиц (статья 1);
  • госоргане, который производит регистрацию юрлиц и ИП (статья 2);
  • размере госпошлины, которую необходимо заплатить при регистрации (статья 3).

Статья 1 проводит чёткие границы между понятиями, относящимися к госрегистрации различных форм предпринимательской деятельности.

В главе 2 подробно описываются все аспекты, связанные с различными госреестрами, в которые вносится информация об индивидуальных предпринимателях.

Среди этих реестров можно выделить:

Видео (кликните для воспроизведения).

В первый вносится информация об ИП, во второй – о юридических лицах. Эти реестры являются федеральными ресурсами и доступ к их данным можно получить только с помощью специальных запросов. Распоряжаться информацией, содержащейся в ЕГРИП и ЕГРЮЛ, никакое частное лицо не может.

ИП и юрлица всегда могут узнать, кто и когда интересовался данными о них. Для этого также нужно сделать запрос в ФНС в электронном или бумажном формате.

В госреестрах содержится информация о:

  • регистрации/реорганизации/ликвидации ИП или юрлиц;
  • их деятельности;
  • размере капитала (для юрлиц).

Важное значение имеет и то, что ЕГРИП и ЕГРЮЛ одновременно ведутся и на электронных, и на бумажных носителях. В случае несовпадения информации в сети и «на бумаге» приоритет отдаётся последнему типу носителей.

Главой 9 завершается ФЗ. Она содержит информацию о переходных положениях, касающихся данного закона, а также постановление о введении ФЗ о госрегистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в действие за подписью Президента России.

Главы 1 и 2 ФЗ N 129 определяют общие понятия о госрегистрации различных организационно-правовых форм (далее ОПФ), а также государственных реестрах, где содержится информация об ИП и юрлицах. Глава 9 выполняет больше бюрократическую функцию: вводит закон в действие.

Государственная регистрация

Далее следуют пункты, которые регламентируют регистрацию лиц в правовом поле Российской Федерации для ведения предпринимательской деятельности.

Глава 3 содержит общие положения, описывающие процесс регистрации юридических и физических лиц:

Юрлица регистрируются по месту нахождения постояннодействующей исполнительной организации (или лица, уполномоченного выполнять аналогичные функции), а физические – по месту прописки.

Важно, что перечень документов, которые требуются для государственной регистрации юридических лиц и ИП, граждане могут подать как в бумажном виде (помогут консультанты Налоговой службы), так и онлайн через сайт ФНС.

В этом же пункте определяется круг граждан, которые могут зарегистрировать юрлицо.

Как только решение о госрегистрации вступило в силу, возникает основание для внесения соответствующей записи в один из госреестров (ЕГРИП или ЕГРЮЛ, в зависимости от ОПФ).

Глава 4 содержит список бумаг, которые нужно предоставлять гражданам в исполнительный орган для оформления в качестве юридических лиц, а также устанавливает порядок их регистрации:

  • куда подавать документы;
  • сколько максимально может длиться регистрация.

Содержит ссылку на статью 9 главы 3.

Глава 5 описывает те же аспекты, что были затронуты в четвёртой. Разница лишь в том, что в предыдущем пункте речь шла о заново создаваемых юрлицах, а в данном – о юрлицах, создаваемых путём реорганизации.

Реорганизация – процесс ликвидации одного юрлица и создания другого на его базе.

В главе 6 содержатся данные о том, как правильно вносить изменения в сведения о юрлице и, соответственно, в регистрационные документы. В ней особое внимание стоит уделить статье 19, которая содержит комментарий об утрате юридической силы Федеральным законом N 312, датированным 30.10.2017.

В остальном в главе содержатся сведения, какие документы нужно подавать при внесении изменения в данные о юрлице, куда и в каком порядке это осуществляется.

Глава 7 регламентирует процесс ликвидации юридического лица:

  • как уведомить об этом соответствующие государственные органы;
  • какие бумаги при этом необходимо предоставить;
  • каков порядок исключения ликвидируемого юрлица из реестров.

Интересно, что регистрацию индивидуальных предпринимателей – весь процесс от сбора документов до их подачи и утверждения – описывает всего одна глава за номером 7.1.:

  1. Статья 22.1 регламентирует регистрацию ИП.
  2. Статья 22.2 устанавливает порядок внесения изменений об ИП в госреестр.
  3. Статья 22.3 описывает процесс ликвидации (прекращения деятельности) ИП.

Процесс госрегистрации ИП и юрлиц подробно описан в 3-7.1 главах ФЗ Т 129 ФЗ «О регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Отказ в госрегистрации

Нередко государство отказывает бизнесмену в регистрации ИП или юрлица на его имя. Это может произойти по ряду причин, которые описаны в статье 23 главы 8 рассматриваемого Федерального закона.

Среди причин, которые влекут за собой отказ в госрегистрации, выделяют:
  • подачу документов в неуполномоченный госорган;
  • предоставление необходимого пакета бумаг в ненадлежащем состоянии (неверно заполнены или предоставлены в неполном комплекте);
  • несоответствие наименования лица требованиям ФЗ (для юрлиц);
  • запрет на ведение предпринимательской деятельности данным гражданином (устанавливается судом).
Читайте так же:  Ответственность родственников по кредиту гражданский кодекс рф

Есть также и другие причины, по которым уполномоченный орган может отказать лицу в регистрации. Они прописаны в рассматриваемом законе.

При этом за несоблюдение установленного законом порядка ответственность могут понести обе стороны процесса: и заявитель, и орган, оформляющий регистрацию.

Санкции, накладываемые за нарушение требований ФЗ N 129, описаны в статьях 24 и 25 главы 8.

В ФЗ также есть глава 8.1, которая регламентирует обжалование решения о госрегистрации или об отказе в ней.

В пункте содержатся сведения:

  1. О том, кто имеет право обратиться с обжалованием.
  2. О порядке обжалования решения.
  3. О порядке и сроках подачи жалобы.
  4. О том, какую форму должна иметь жалоба.
  5. О случаях, когда жалоба не рассматривается.
  6. О порядке рассмотрения жалобы.

Таким образом, ФЗ о регистрации юридических лиц и ИП можно разделить на три структурные составляющие:

  1. Общие положения в данной юридической сфере (главы 1, 2, 9).
  2. Государственная регистрация предпринимателей (главы 3-7.1).
  3. Отказ в госрегистрации юрлиц и ИП (главы 8, 8.1).

Такое деление упрощает навигацию по положениям закона.

В главах 8 и 8.1 освещается вопрос отказа в государственной регистрации предпринимателей и порядке обжалования подобного решения.

Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

Как известно, правоспособность и дееспособность юридического лица возникает с момента его создания. В соответствии с ГК РФ юридическое лицо считается созданным со дня внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

Юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе, как правило, в порядке, определяемом Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (рис. 2.8).

Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей – это деятельность уполномоченного федерального органа исполнительной власти, связанная с внесением в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях.

Законодательно определен порядок осуществления каждого из перечисленных действий с указанием сроков, правил подачи документов, порядка принятия решений и выдачи подтверждающих документов.

В качестве примера рассмотрим административные процедуры, связанные с государственной регистрацией юридических лиц при их создании.

Рис. 2.8. Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

Государственная регистрация индивидуальных предпринимателей и большинства видов организационно-правовых форм юридических лиц осуществляется ФНС России и ее территориальными органами в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 № 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе».

Государственная регистрация юридических лиц при их создании осуществляется регистрирующими органами по месту нахождения органа или лица, имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица. Государственная регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется по месту его жительства.

При государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляются:

  • • заявление о государственной регистрации;
  • • решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством РФ;
  • • учредительные документы юридического лица (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
  • • выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица – учредителя;
  • • документ об уплате государственной пошлины.

Регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ .

Формы документов, а также требования к их оформлению установлены приказом ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25 @ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств».

Документы могут быть направлены в регистрирующий орган почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения, представлены непосредственно или направлены в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг. Нотариальное удостоверение документов, представляемых при государственной регистрации, необходимо только в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Заявителю выдается расписка в получении документов с указанием перечня и даты их получения регистрирующим органом.

Государственная регистрация осуществляется в срок не более пяти рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.

Регистрирующий орган не проверяет ни содержание, ни форму представленных документов на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам РФ (за исключением заявления о государственной регистрации).

Решение об отказе в государственной регистрации допускается при наличии одного из оснований, предусмотренных в ст. 23 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ, в том числе:

  • • непредставление заявителем определенных Законом необходимых для государственной регистрации документов;
  • • представление документов в ненадлежащий регистрирующий орган;
  • • подписание заявления о государственной регистрации неуполномоченным лицом;
  • • несоответствие наименования юридического лица требованиям федерального закона;
  • • поступление в регистрирующий орган в течение срока, установленного для государственной регистрации, судебного акта или акта судебного пристава-исполнителя, содержащих запрет на совершение регистрирующим органом определенных регистрационных действий;
  • • наличие у регистрирующего органа подтвержденной информации о недостоверности содержащихся в представленных в регистрирующий орган документах сведений.
Читайте так же:  Период оплаты налога на имущество физических лиц

Решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в государственный реестр. Юридическое лицо считается зарегистрированным с момента внесения регистрирующим органом записи в Единый государственный реестр юридических лиц. Этот реестр для всеобщего ознакомления.

Регистрирующий орган не позднее одного рабочего дня с момента государственной регистрации выдает (направляет) заявителю документ, подтверждающий факт внесения записи в соответствующий государственный реестр.

Регистрирующий орган в целях реализации принципа «одного окна» в срок не более пяти рабочих дней с момента государственной регистрации направляет сведения о зарегистрированном юридическом лице или индивидуальном предпринимателе в государственные внебюджетные фонды для регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в качестве страхователей, а также в иные государственные органы.

Для некоторых организационно-правовых форм юридических лиц законодательством определены иной порядок регистрации и уполномоченные органы. В частности, в особом порядке осуществляется государственная регистрация:

  • – общественных объединений (Федеральный закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»);
  • – кредитных организаций (Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности»);
  • – торгово-промышленных палат (Закон РФ от 07.07.1993 № 5340-1 «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации»).

2.6. Общие положения государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей — акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей.

Принципы ведения государственных реестров:

1. единство и сопоставимость указанных сведений обеспечиваются за счет соблюдения единства принципов, методов и форм ведения государственных реестров;

2. государственные реестры являются федеральными информационными ресурсами;

3. государственные реестры ведутся на бумажных и электронных носителях;

4. открытость и общедоступность сведений государственных реестров.

В регистрационном деле юридического лица или индивидуального предпринимателя, сведения о государственной регистрации которых внесены в соответствующий государственный реестр, должны содержаться все документы, представленные в регистрирующий орган в соответствии с настоящим Федеральным законом. Регистрационные дела юридических лиц и индивидуальных предпринимателей являются частью соответственно единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.

Содержащиеся в государственных реестрах сведения и документы о конкретном юридическом лице или индивидуальном предпринимателе предоставляются в виде: выписки из соответствующего государственного реестра; копии документа (документов), содержащегося в соответствующем государственном реестре; справки об отсутствии запрашиваемой информации. Срок предоставления содержащихся в государственных реестрах сведений и документов не может составлять более чем пять дней со дня получения регистрирующим органом соответствующего запроса.

Государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного органа — по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности. Государственная регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется по месту его жительства.

Документы представляются в регистрирующий орган непосредственно или направляются почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения.

Заявление, представляемое в регистрирующий орган, удостоверяется подписью уполномоченного лица (далее — заявитель), подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).

При государственной регистрации юридического лица заявителями могут являться следующие физические лица:

руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица;

учредитель (учредители) юридического лица при его создании;

руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица;

конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица;

иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, или актом специально уполномоченного на то государственного органа, или актом органа местного самоуправления.

Датой представления документов при осуществлении государственной регистрации является день их получения регистрирующим органом. Заявителю выдается расписка в получении документов с указанием перечня и даты их получения регистрирующим органом, в случае, если документы представляются в регистрирующий орган непосредственно заявителем.

Моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в соответствующий государственный реестр. Регистрирующий орган не позднее одного рабочего дня с момента государственной регистрации выдает (направляет) заявителю документ, подтверждающий факт внесения записи в соответствующий государственный реестр. Форма и содержание документа устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Видео (кликните для воспроизведения).

Регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней с момента государственной регистрации представляет сведения, содержащиеся соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, в государственные внебюджетные фонды для регистрации и снятия с регистрационного учета юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в качестве страхователей.

О госрегистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here