Непосредственное управление многоквартирным домом отменено

Особенности решения вопросов с статье на тему: "Непосредственное управление многоквартирным домом отменено". Если в процессе прочтения появились дополнительные вопросы, то вы всегда можете обратиться к дежурному юристу.

Статья 164. Непосредственное управление многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме

Статья 164. Непосредственное управление многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме

См. Энциклопедии, позиции высших судов и другие комментарии к статье 164 ЖК РФ

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 255-ФЗ в часть 1 статьи 164 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 сентября 2014 г.

1. При непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме договоры оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в таком доме с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности, собственники помещений в таком доме заключают на основании решений общего собрания указанных собственников. При этом все или большинство собственников помещений в таком доме выступают в качестве одной стороны заключаемых договоров.

[2]

1.1. Утратила силу с 1 сентября 2014 г.

Информация об изменениях:

1.2. Утратила силу с 1 сентября 2014 г.

Информация об изменениях:

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 декабря 2014 г. N 458-ФЗ в часть 2 статьи 164 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2016 г.

Об особенностях применения части 2 статьи 164 настоящего Кодекса в части обращения с твердыми коммунальными отходами см. часть 9 статьи 23 Федерального закона от 29 декабря 2014 N 458-ФЗ

[3]

2. Договоры горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), обращения с твердыми коммунальными отходами заключаются каждым собственником помещения, осуществляющим непосредственное управление многоквартирным домом, от своего имени.

Информация об изменениях:

Часть 2.1 изменена с 25 декабря 2018 г. — Федеральный закон от 25 декабря 2018 г. N 482-ФЗ

2.1. Договоры об оказании услуг и (или) о выполнении работ в целях надлежащего содержания систем внутридомового газового оборудования, и (или) о выполнении работ по эксплуатации, в том числе по обслуживанию и ремонту, лифтов, подъемных платформ для инвалидов, и (или) о выполнении работ по аварийно-диспетчерскому обслуживанию, заключенные, в том числе в электронной форме с использованием системы, собственниками помещений в многоквартирном доме, осуществляющими непосредственное управление таким домом, в случаях, предусмотренных настоящей статьей, должны быть размещены лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности, в системе в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

3. На основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, осуществляющих непосредственное управление таким домом, от имени собственников помещений в таком доме в отношениях с третьими лицами вправе действовать один из собственников помещений в таком доме или иное лицо, имеющее полномочие, удостоверенное доверенностью, выданной в письменной форме ему всеми или большинством собственников помещений в таком доме.

Непосредственное управление домом – что это такое?

Непосредственное управление многоквартирным домом – одна из форм выполнения управленческой деятельности всеми обладателями квартир в многоэтажках, характеризующаяся отказом от услуг управляющих компаний или создания товарищества собственников. Суть такой формы управления заключается в том, что жильцы сами решает текущие вопросы в отношении своего дома. Однако, как любая форма, самостоятельное управление имеет свои достоинства, нюансы и недостатки.

Общие понятия

Законодательство возлагает на обладателей жилплощади некоторые обязательства. В их число входит поддержание достойного состояния не только своей собственности, но и общедомовых владений. Правильное управление многоэтажным домом в первую очередь нужно для поддержания порядка в инженерных конструкциях. Выплаты, получаемые от собственников жилищ, распределяются на:
  • создание комфортабельных условий;
  • наведение чистоты;
  • предупреждения порчи собственности;
  • выполнение коммунальных функций и задач;
  • восстановительные и ремонтные работы;
  • соблюдения требований, предъявляемых к МКД (санитарных, пожарных и т.д.).

Российское жилищное законодательство предоставляет собственникам жилищ на выбор три формы управления многоэтажкой:

  • через товарищество собственников недвижимости;
  • посредством получения услуг от управляющих организаций;
  • непосредственное (самостоятельное) управление.

Первые две формы характеризуются присутствием посредников (ТСН, УК). При самостоятельном управлении обладатели напрямую без участия каких-либо организаций решают вопросы, касающиеся дома в котором они проживают.

Для выбора той или иной формы, собственникам необходимо провести собрание, на котором методом голосования решится данный вопрос. Решение должно быть отражено в официальном акте – протоколе собрания. Этим же путем можно в будущем изменить ранее выбранный способ. Если ранее, чтобы вопрос считался решенным, было необходимо 2/3 голосов владельцев, то теперь достаточно 50% и еще одного голоса.

Отличие непосредственного управления от других форм

Отличительная особенность такой формы выражается в самом ее понятии – собственники уполномочены разрешать все проблемы многоэтажного здания напрямую в обход различных представителей и посредников. Общие владения жильцов находятся под непосредственным контролем владельцев.

Общедомовой принято считать следующую собственность:

  1. Площади общего пользования (лестничные площадки, лифты, тамбуры и коридоры, кладовые помещения, мусоропроводные конструкции).
  2. Фундамент (в том числе земля под ним) и подвалы.
  3. Перекрытия, дверные и оконные проемы.
  4. Чердаки и крыши.
  5. Придомовая площадь (детские или спортивные площадки, автостоянки, места отдыха жильцов).

Любая проблема, касающаяся содержания вышеперечисленных территории решается путем собрания владельцев. Каждый хозяин жилплощади в доме имеет право предложить собственный вариант разрешения, который будет вынесен на рассмотрение. Договорившись о способе устранения проблемы, владельцы также выбирают одного или нескольких жильцов, уполномоченных исполнить поручение. Также может быть выбран исполнитель (например, организация) для выполнения работ. Тогда владельцы выступят в качестве заказчиков. С исполнителем заключается соглашение.

При решении коммунальных задач для отдельного жилища, договор с исполнителем или поставщиком заключает сам хозяин помещения лично.

Варианты управления

Для рациональной и оперативной управленческой деятельности собственники выбирают один из следующих способов:

  • вопросы разрешаются только коллективно ­– в управлении принимает участие каждый обладатель жилья, все соглашения с подрядчиками и специалистами подписываются большинством проживающих;
  • выбор представителя – из числа жильцов выбирается правомочный человек, который представляет в дальнейшем интересы всего МКД;
  • привлечение постороннего человека – владельцы могут нанять поверенного гражданина, не являющегося владельцем помещений в доме, он будет исполнять представительские и управленческие функции по доверенности.
Читайте так же:  За какой срок выписывают из квартиры

Любой выбор проживающих оформляется документально, посредством протокола.

Положительные и отрицательные стороны

Если многоквартирное здание соответствует законодательным требованиям (максимум 30 жилищ), для него может быть выбрано самостоятельное управление владельцами квартир. Самостоятельное содержание дома имеет свои достоинства и подводные камни.

Положительные стороны самостоятельности собственников:

  1. Расходы на содержание многоэтажки существенно снижаются из-за отказа от услуг ЖКХ, а также отсутствия оплаты деятельности посредников.
  2. Вопросы решаются быстро, в связи с заинтересованностью обладателей жилищ в комфортабельной обстановке.
  3. Инициаторами и контролерами выступают сами хозяева помещений. В их интересах качественное и наиболее быстрое выполнение мероприятий, связанных с обслуживанием многоэтажки, поэтому выбираются лучшие исполнители.
  4. Средства, получаемые от владельцев, идут на финансирование содержания конкретного МКД.

Отрицательные стороны самостоятельности:

  1. Отсутствие контроля за деятельностью собственников и состоянием МКД.
  2. Если недобросовестные хозяева не исполняют возложенные на них задачи и дом придет в упадок, государственные органы откажут в помощи.
  3. Самостоятельное управление многоэтажкой отнимает время у всех жильцов, так как требует большого внимания.

Начало перехода на непосредственный управленческий вариант зависит только от инициативы самих владельцев. Для активных собственников, готовых потратить собственное время на нужды дома, такой способ является наиболее удачным. Если же обладатели квартир занимают пассивную позицию по отношению к многоэтажке, в которой живут, самым простым вариантом будет являться соглашений с управляющим органом либо создание ТСН.

Порядок перехода на новую форму

Переход на непосредственное управление многоквартирным домом – достаточно простая, с точки зрения оформления, процедура. Сложнее всего собрать всех владельцев, а главное донести до них преимущества перевода на новую форму.

Процесс перехода сводится к прохождению трех стадий:

  1. Инициативная группа – инициаторы перехода (один либо несколько обладателей квартир) на новую управленческую форму должны выполнить следующие задачи:
  • подготовить план перевода и последующих действий;
  • уведомить жильцов о намечающемся переводе дома;
  • предоставить остальным владельцам информацию о планах;
  • провести опрос на предмет согласия собственников на изменения;
  • согласовать дату и место сбора владельцев.

Обычно группа инициаторов состоит от 3 до 5 собственников. Для группы нет необходимости в регистрации или какого-либо оформления. Ее главная функция – определить отношение проживающих к намечающимся переменам.

Приглашение на встречу владельцем можно разместить в подъезде, на информационной доске либо передать жильцам лично не позднее 3 дней до проведения мероприятия.

  1. Встреча собственников ­– проводится для решения основных вопросов, касающихся МКД. К ним относятся:
  • сам переход, есть ли в нем необходимость, заинтересованы ли собственники;
  • кто из жильцов примет ответственность за управление;
  • выбор председателя (главы) и Совета многоэтажки;
  • вопросы, касающиеся оформления и условий соглашений с обслуживающими фирмами.

Первая встреча должна проводиться очным способом. На ней должны присутствовать более половины обладателей жилья. Объявляется причина сбора, затем происходит непосредственное голосование, итог которого, оформляется документально в протоколе.

Если собрать владельцев не удалось, можно провести процедуру заочного принятия решения. Для этого собственникам предоставляются бюллетени-опросники, на которых следует выразить свое отношение и переменам управленческой формы.

  1. Оформление и подписание договоров с обслуживающей фирмой. Такую организацию нанимают собственники для выполнения деятельности по содержанию многоэтажки. Контракт подписывается самими владельцами или их доверенным.

Оформление договора

Для начала сотрудничества с обслуживающими фирмами требуется составить соглашение. Для его оформления необходимо предоставить:

  • решение хозяев жилищ МКД, отраженное в протоколе;
  • личный документ представителя;
  • доверенность;
  • технические бумаги многоэтажки;
  • иную документацию по требованию подрядчика.

Кроме того, каждый собственник должен самостоятельно позаботиться о заключении контракта на предоставление в его жилище воды, газа, тепла и света. Отсутствие контракта с подрядчиками или обслуживающими фирмами станет причиной недействительности перехода на непосредственное управление. В таком случае для многоквартирного здания принудительно назначат управляющую организацию.

Любая форма домоуправления имеет как положительные, так и отрицательные стороны. В некоторых ситуациях выбранный способ в полной мере устраивает проживающих, в других случаях вызывает только негатив. Выбирая управленческую форму необходимо основываться на предпочтениях большинства владельцев, изучить все нюансы и подводные камни, сопровождающие каждый из вариантов.

Если у Вас остались вопросы, Вы можете их задать бесплатно юристам компании в форме, представленной ниже. Ответ компетентного специалиста поможет вам принять верное решение.

Как осуществляется непосредственное управление многоквартирным домом в 2019 году

При выборе способа управления многоквартирным домом владельцы преследуют единственную цель: комфортное проживание наряду с оптимальными расходами.

Почему жильцы все чаще останавливаются на непосредственном управлении, а не на назначении управляющего?

Законодательное регулирование вопроса

Ст. 164 Жилищного кодекса РФ гласит, что в основе заключенных договоров при подобном способе управления многоквартирным домом лежит решение владельцев квартир, принятое на общем собрании.

О взаимоотношениях с коммунальными службами (подача и отвод горячей и холодной воды, электричество, газ, отопление и т.д.) жильцы должны позаботиться самостоятельно.

Использование электронной формы документа предполагает, что гражданин разместит договор в соответствующей системе.

Последние изменения

При последнем изменении в жилищное законодательство была внесена норма, в соответствии с которой управляющая компания лишь частично отвечает за некачественно выполненные услуги.

Новая редакция ст. 157 ЖК РФ говорит о том, что наличие доказательств невозможности исправить ситуацию, позволяет уйти от ответственности. Проще говоря, с ржавой водой, как никто ничего не делал, так и не будет делать.

Отсутствие посредников при управлении многоквартирным домом предполагает, что жильцы будут самостоятельно заниматься:

  • обслуживанием помещений общего значения;
  • реконструкционными работами и текущими ремонтами;
  • распределением денежных средств.

Для принятия решения по тому или иному вопросу, жильцы должны организовать коллективное собрание. Голосование может быть как заочным, так и очным. Таким же образом можно осуществить назначение доверенного лица, обязанностью которого будет представление интересов основного числа проживающих в доме.

В соответствии с российским законодательством, в состав ТСЖ может входить 1 жилой дом, несколько зданий или целый квартал. Подобная форма управления требует, чтобы решения принимались на коллективных собраниях, а во главе правления находился председатель.

Благоустройство прилегающей территории и текущие ремонты разрешается либо проводить самостоятельно, либо заключать трудовые соглашения с соответствующими бригадами или подрядными организациями.

Жилищный кооператив является еще одной формой управления многоквартирным домом. Организация представляет собой самостоятельное юридическое лицо, в составе с председателем и собственниками объектов недвижимости.

Читайте так же:  Какой срок за кражу имущества

Среди особенностей подобного управления можно выделить:

  • разрешение или запрет на аренду помещений общедомового назначения;
  • индивидуальные правила подсчета голосов;
  • нормативно-правовые акты не содержат никакой информации, касающейся порядка подобного управления, то есть жилищный кооператив может сам их придумать и включить в Устав.

Российские законы гласят, что собственники квартир могут самостоятельно выбирать и менять способ управления домом, являющимся местом их проживания. Но, если они так и не смогли прийти к единому мнению в течение 1 года, то вместо них это сделает орган местного самоуправления посредством проведения открытого конкурса.

Что это такое

Данное мероприятие преследует следующие цели:

  • сохранить имущество граждан;
  • организовать безопасность;
  • обеспечить доступность объектов, относящихся к общедомовым;
  • защитить интересы жильцов;
  • поддерживать в исправном состоянии приборы учета и инженерные коммуникации.

Любое важное или глобальное решение должно приниматься на общем собрании жильцов. Результаты излагаются в протоколе, который подписывает каждый собственник.

Для повышения оперативности можно создать специальный совет, который будет выполнять определенные функции:

  • подготавливать общие собрания;
  • контролировать исполнение принятых решений;
  • представлять собственникам результат проделанной работы.

Председателем и членами совета могут быть только владельцы жилья в многоквартирном доме.

Преимущества и недостатки

Непосредственное управление предполагает следующие преимущества:

  1. Возможность самостоятельно решать, что делать со своим имуществом. Другие формы предполагают, что вопросы проведения ремонтных работ, распределения финансов и многие другие решаются контролирующей организацией.
  2. Наличие законных оснований для отказа от какого-либо коммунального ресурса.
  3. Индивидуальная ответственность за взаимоотношения с ресурсо-снабжающими организациями. То есть, если у одного из собственников ввиду каких-либо причин не получается оплатить расходы по коммуналке, то отключение водо-газо или теплоснабжения коснется именно его.
  4. Экономия на управлении, так как владельцам квартир не приходится платить управляющим компаниями или кооперативам.

Несмотря на большое количество положительных качеств, не обошлось и без недостатков. Жильцам дома, выбравшим непосредственное управление, приходится самостоятельно справляться с:

  • ремонтными работами;
  • благоустройством территории и содержанием дома в хорошем состоянии;
  • проблемами управления и периодически возникающими конфликтами;
  • отсутствием государственного финансирования на проведение капитального ремонта (соответственно, данный вид управления неприемлем для старого жилого фонда);
  • регулярными тратами на составление договоров с коммунальными службами и другими компаниями (утепление и подготовка дома к холодному времени года и другие работы собственникам приходится выполнять за свой счет);
  • неполадками и судебными разбирательствами с подрядными организациями;
  • бесконечными организационными вопросами.

Порядок организации работ

Старт работы по системе непосредственного управления многоквартирным домом предполагает последовательное выполнение следующих действий:

  • Создать группу инициаторов, энтузиастов или единомышленников. В первую очередь нужно выбрать по 1-2 представителя из каждого подъезда, готовых к решению организационных вопросов и выполнению новых условий работы. Инициативная группа должна переписать поименно всех проживающих в доме, объяснить им новый порядок работы, ознакомить с положительными сторонами, а также оповестить о месте и времени проведения первого общедомового собрания.
  • Провести собрание. Жилищный кодекс требует, чтобы решение о выборе формы управления принималось только голосованием собственников. Голос гражданина равен количеству квадратных метров, которыми он владеет. Собрание необходимо для решения следующих вопросов:
    • утверждение формы управления;
    • выбор ответственных лиц, которые будут вести переговоры с обслуживающей компанией и другими органами;
    • подписание договора на обслуживание.

Собрание должно завершиться оформлением соответствующего протокола, в котором расписывается каждый жилец, а также те, кто входит в совет или инициативную группу.

  • Выбрать обслуживающую компанию. Статья 164 ЖК РФ гласит, что каждый собственник должен позаботиться о заключении договоров с коммунальными службами. Если же владельцы назначили ответственное лицо, то оно может выполнить эти действия для всех жильцов.
  • Чтобы заключить прямой договор, необходимо приготовить:

    • протокол, в котором зафиксировано желание жильцов перейти на непосредственное управление;
    • протокол, содержащий информацию о лице, ответственном за переговоры с организациями обслуживающего характера;
    • технический паспорт дома;
    • заявление-обращение к руководителю организации с просьбой заключить прямой договор;
    • доверенности, заверенные нотариусом.

    Такой же порядок распространяется на оформление любых других услуг, необходимых для содержания или ремонта дома (вывоз ТБО, обслуживание лифта и т.д.). При этом, если дом небольшой – число квартир не превышает 12 шт., то жильцы не обязаны пользоваться услугами подрядчика. Но, если это уже случившийся факт, то оплата услуг ложится на плечи собственников в равных частях.

    Порядок и контроль финансирования

    Индивидуальные договора исключают возможность применения коллективной ответственности. За потребленные общие коммунальные услуги при этом никто не отвечает.

    Распределение скопленных финансовых средств осуществляется собственниками. Они же выбирают подрядчиков, отслеживают добросовестность выполнения работ, соблюдение сроков и т.д.

    Положительный момент состоит в том, что в отношении финансов все предельно прозрачно. Недостатки порой проявляются несогласованностью принимаемых решений.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    О преимуществах и недостатках непосредственного управления многоквартирным домом рассказано в следующем видеосюжете:

    Консалтинг ЖКХ/ТСЖ/управление жилой недвижимостью

    Опубликовано 12 Авг 2014 — 11:41 пользователем Ольга

    К 1 мая 2015 года все управляющие многоквартирными жилыми домами компании должны получить лицензию.

    Под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимаются выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом.

    «Деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется на основании лицензии на ее осуществление, за исключением случая осуществления такой деятельности товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, предусмотренного частью 3 статьи 200 настоящего Кодекса случая» — такие изменения в Жилищный кодекс внесены Федеральным законом от 21.07.2014 № 255-ФЗ «О внесении изменений в ЖК РФ, отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ».

    Одна из них касается выбора способа управления многоквартирным домом. К примеру, непосредственный способ управления будет возможен только в тех жилых зданиях, количество квартир в которых не превышает 16-ти.
    Собственникам помещений в многоквартирных домах, количество которых более шестнадцати, в случае непосредственного управления таким домом, необходимо в срок до первого апреля 2015 года провести общее собрание собственников помещений многоквартирного дома и принять решение об избрании другого способа управления. В случае, если такое решение собственниками принято не будет в указанный срок или это решение не будет реализовано, управляющая компания будет отобрана для таких домов путем проведения конкурсных процедур, организованных органом местного самоуправления.

    Комментарии СМИ СИ «Солнечный Дом»

    Читайте так же:  Возврат сложной бытовой техники надлежащего качества

    Ольга Перминова

    Причины столь быстрого решения по внесению поправок в ЖК РФ по выбору способа управления многоквартирным домом, а именно: «непосредственный способ управления будет возможен только в тех жилых зданиях, количество квартир в которых не превышает 16-ти», — не известны. Решение было принято чрезвычайно оперативно. Понятно лишь одно: кому это выгодно — поставщикам коммунальных услуг.

    При непосредственном управлении — за долги по коммунальным услугам перед ресурсоснабжающими организациями (РСО) отвечает собственник, то есть население, оно же самостоятельно управляет своим домом и у собственника прямой договор с РСО, что понуждает РСО работать с каждым жителем в отдельности. При управлении через УК/ТСЖ/ЖСК за долги собственников отвечают Управляющие организации (УО).

    Управляющие организации (УК/ТСЖ/ЖСК) давно предлагают внести в законодательство такие изменения, которые позволят УО перестать быть исполнителями коммунальных услуг. При этой схеме собственники заключают прямые договоры с РСО, которые занимаются, в том числе, взысканием долгов, а УО управляют домом и занимаются содержанием общего имущества. Схема выгодна и собственникам, и УО. Однако, превратить такие предложения в закон – дело нелегкое.

    В итоге, отмена возможности непосредственного управления в многоквартирных домах — это долговую яма для УО, но проблему долгов за коммунальные услуги она не решит.

    Плюсы и минусы непосредственного управления домом

    Многоквартирный дом (далее – МКД) представляет собой здание, разделенное на определенное количество квартир. Это строение, оснащенное сложными инженерными коммуникациями, за состоянием которого приходится постоянно следить. Существуют различные виды управления: ТСЖ, кооператив и другие. Кому поручить такую важную деятельность, выбирают собственники жилья. Рассмотрим нюансы непосредственного управления многоквартирным домом.

    Что подразумевается под непосредственным управлением

    МКД – это структура, функционирование которой непросто обеспечить. Каждая из форм ведения хозяйства, включая непосредственное управление многоквартирным домом, имеет явные плюсы и минусы, отличительные особенности. При выборе подходящего варианта нужно учесть интересы всех владельцев жилых помещений. Важно знать достоинства и недостатки.

    Чаще всего собственники квартир организовывают ТСЖ или передают полномочия управляющей компании (далее – УК). При первом варианте на общем собрании жильцов выбирается управление, которое наделяется функциями управления домом. Во втором случае обслуживанием здания занимается УК, получающая за это плату.

    Под непосредственным управлением МКД понимают самостоятельные действия всех владельцев жилья по организации ремонта общих помещений, содержанию совместного имущества, заключению контрактов с организациями. Непосредственная самоорганизация имеет характерные признаки:

    1. Внесение платы за коммуналку происходит напрямую поставщику, без участия посредников. Каждый собственник помещения обязан самостоятельно заключать соглашения на получение коммунальных услуг.
    2. Договоры на осуществление ремонта в подъездах, подвалах, придомовой территории заключаются на общем собрании большинством голосов.
    3. Не понадобятся дополнительные ежемесячные траты на содержание ТСЖ или УК.
    4. Прозрачная бухгалтерия, сводящая к минимуму риск злоупотреблений, воровства. Собственникам открыта вся финансовая информация.
    5. Управленческие функции выполняет группа активистов на безвозмездной основе.
    6. Поставщики ресурсов и услуг действуют на основании подписанных соглашений.
    7. За основные услуги взимаются платежи, которые являются обязательными. Возникшая задолженность может быть взыскана через судебную инстанцию.

    Если в МКД есть помещения, сдаваемые по соглашению социального найма, во всеобщих собраниях должны участвовать сотрудники муниципалитета.

    Нормативно-правовые акты

    Особенности непосредственного способа, избранного для управления многоквартирным домом зафиксированы в Жилищном кодексе (далее – ЖК), а именно в статье 164.

    При этом способе организации ведения хозяйства следует руководствоваться следующими актами:

    1. Правительственное постановление № 290 (03.04.2013), утверждающее базовый перечень услуг и работ.
    1. Вышеуказанным актом утверждены и Правила предоставления услуг и выполнения работ. Документ содержит критерии определения необходимых действий, описание того, как определить их периодичность, обязанности ответственных лиц.
    2. Правительственное постановление № 416 (15.05.2013), утверждающее Правила, которым надо следовать при непосредственном управлении.

    Кроме того, в ст. 161 ЖК перечислены все формы управления многоквартирным жилым зданием. В пункте 1 части 2 указанной статьи отмечено, что в случае размера МКД до 30 квартир собственники жилья должны выбрать способ непосредственного управления.

    Плюсы и минусы

    Когда многоэтажкой управляет определенная организация, она следит за инженерными сооружениями, отвечает за внесение сумм за все услуги. В перечень обязанностей управляющей компании входит ведение всей документации, информирование граждан о смене тарифов, распространение уведомлений. Но при непосредственном способе управления МКД ситуация иная. Перечислим преимущества такого варианта:

    1. Право решать, куда потратить собранные деньги. Если домом управляет УК, она расходует финансы, как зафиксировано в договоре.
    1. Можно оформить отказ от той или иной коммунальной услуги.
    2. Вопросы по благоустройству, переустройству решаются собственниками жилья коллегиально.
    3. За образовавшиеся долги за квартиру каждый из владельцев, проживающих в МКД, несет индивидуальную ответственность. При неуплате коммунальных платежей ограничения на поставку услуг коснутся только недобросовестного должника.
    4. Нет необходимости вносить деньги для оплаты деятельности управляющей организации. Эти функции выполняют собственники квартир безвозмездно.
    5. Если в случае с ТСЖ или УК собранные платежи необходимо расщеплять (за коммуналку, нужды здания), то для прямой формы самоорганизации характерно заключение прямого соглашения с каждой снабжающей дом ресурсами компанией.

    При выборе непосредственного способа управления следует руководствоваться не только преимуществами, но и знать о недостатках. Минусы следующие:

    1. Нужно найти альтруиста из числа собственников жилья дома, который возьмет на себя ответственность и станет заниматься проблемами МКД, документами, договорами.
    1. Организовывать работы по благоустройству, ремонту придется самостоятельно.
    2. Возможны разногласия, связанные с распределением собранных средств.
    3. Нельзя получить муниципальное финансирование на выполнение социальных проектов. Например, построить пандус или оборудовать детскую зону придется за свой счет.
    4. Дом не может претендовать на средства, которые выделяются городскими властями на ремонт.
    5. Решать проблемы с недобросовестными подрядчиками, вести судебные тяжбы придется самостоятельно.
    6. Действия по благоустройству, обновлению общего имущества и улучшению комфортности добровольные. Если жильцы решили поставить видеодомофон или видеонаблюдение, тех, кто с этим не согласен, нельзя заставить участвовать в финансировании этого мероприятия.

    Из анализа достоинств и минусов можно сделать вывод, что непосредственное управление МКД подойдет не каждому зданию. Такой вариант будет оптимальным для строения с небольшим числом квартир, с добрыми отношениями между соседями.

    Важно, чтобы каждый из владельцев жилья имел стабильное финансовое положение. При несоблюдении этих условий граждане рискуют получить многие проблемы: от невозможности прийти к общему мнению до судебных разбирательств в случае задолженности.

    Порядок перехода на непосредственное управление МКД

    Только после изучения всех положительных и отрицательных моментов, проведения всестороннего анализ, жильцы должны сделать осознанный выбор. Если он сделан в пользу такого способа управления многоквартирным домом, как непосредственное управление – следует ознакомиться с процедурой перехода на этот вариант.

    Главная задача заключается в том, чтобы организовать всех владельцев жилья, убедить их в необходимости принимать участие в обустройстве общего имущества. Процедура перехода на непосредственное управление достаточно простая. Она происходит в 3 этапа. Рассмотрим алгоритм действий.

    Создание инициативной группы

    Первый шаг – это поиск активных граждан, которые согласны потратить свое время ради общего дела. Чтобы в последующем было меньше разногласий, целесообразно выбрать делегатов от каждого подъезда. Чем больше наберется единомышленников, тем лучше. Важно найти энтузиастов, готовых взять на себя все организационные сложности.

    Читайте так же:  Как ускорить снятие запрета на регистрационные действия

    Задача активистов на первом этапе – написать список граждан, проживающих в доме, оповестить их о нововведении. Следует разъяснить все преимущества непосредственного управления, остановиться на отрицательных моментах. Группа инициаторов договаривается о дате, времени и месте всеобщего сбора. Эту информацию необходимо довести до каждого владельца жилья. В уведомлении надо привести список вопросов, которые будут обсуждаться.

    Проведение собрания

    Решение о переходе на вариант непосредственного управления принимают собственники жилья. Допускается проведение не только очного сбора, но и заочного голосования.

    При традиционном собрании инициативная группа выбирает место для его проведения. Таковым может быть помещение ближайшего клуба, школы (по договоренности с руководством) или двор.

    При очном собрании решение принимается прямым голосованием собственников квартир. Но не всегда люди откликаются на приглашение посетить мероприятие. Многие не хотят проявлять активность. Арендаторы помещений безразличны к нововведениям. В данных обстоятельствах выход из ситуации – заочное собрание.

    При заочной форме проще провести голосование. В этом случае составляется опросный лист или бюллетень. Документ предоставляется каждому жильцу МКД. Как гласит ст. 45 Жилищного кодекса, решение считается принятым, если в голосовании участвовали более половины владельцев квартир.

    На таком мероприятии необходимо обсудить вопросы:

    1. Выбор варианта непосредственного управления МКД.
    2. Выдвижение представителя интересов всех жителей дома, обсуждение, голосование. Избранное лицо будет следить за объектами коммунального хозяйства, заключать соглашения с организациями, осуществляющими ремонт здания, его обслуживание.
    3. Выбор поставляющих компаний, подписание соглашений.

    По итогам составляется протокол общего собрания.

    Выбор обслуживающей организации

    Договоры для бесперебойной поставки воды, газа, электро- и теплоснабжения должны быть оформлены между организациями, предоставляющими эти услуги, и каждым из имеющихся собственников жилых помещений. Это может сделать и уполномоченное лицо, если есть доверенность, заверенная подписью нотариуса. Для оформления соглашения с обслуживающей организацией нужны следующие документы:

    • протокол, составленный по результатам голосования о переходе на непосредственный вариант управления;
    • бумага, в которой указано лицо, уполномоченное жильцами на подписание договора по ремонту и содержанию здания;
    • доверенности владельцев квартир;
    • заявление на заключение соглашения;
    • технический паспорт здания.

    Если для содержания МКД будет привлечена подрядная организация, расходы оплачивают подписанты договора. При проведении некоторых работ, таких как уборка, ремонт, жители могут справиться своими силами. Но при вывозе мусора или обслуживании инженерных коммуникаций без подрядчика не обойтись. Если договор с обслуживающей компанией не будет подписан, непосредственная самоорганизация будет упразднена, а дому назначена управляющая компания.

    Как происходит распределение обязанностей между жильцами

    Когда жильцы дома решили самостоятельно организовывать все работы по его содержанию, им следует остановиться на одном из 3 вариантов распределения обязанностей. Выбор производится из следующих способов:

    1. Выдвигается кандидатура одного инициативного собственника квартиры, готового представлять интересы остальных жителей дома по нотариально оформленным доверенностям.
    1. Обязанности по организации всех работ, связанных с обслуживанием, благоустройством и содержанием здания, распределяются между всеми владельцами жилых помещений.
    2. Выбирается человек, не имеющий собственной квартиры в доме.

    Сравнение способов управления многоквартирным домом

    Из всех существующих способов управления многоквартирными домами наиболее популярным (а значит, и эффективным) остается привлечение управляющей организации. Однако у жильцов также есть возможность организовать ТСЖ или управлять МКД без образования юридического лица. В статье мы подробно ознакомимся с существующими формами управления. Помимо общих понятий вы найдете здесь отсылки к нормативным документам и разбор не очевидных моментов.

    Выбор схемы управления МКД

    Владельцы квартир и нежилых помещений в многоэтажке должны выбрать форму управления принадлежащей им недвижимостью. Обслуживание МКД требует определенных навыков и постоянного приложения усилий, поэтому здесь привлекаются специализированные компании или организуется согласованная работа всех собственников.

    Управленческая деятельность направлена на то, чтобы достигнуть следующих целей:

    • обеспечивается удобство и безопасность проживания;
    • общедомовое имущество сохраняется и поддерживается в нормальном состоянии;
    • обеспечивается бесперебойное предоставление жильцам требуемых коммунальных услуг.

    Для достижения всех перечисленных задач управленцы должны отслеживать состояние имеющихся в здании коммуникаций и оборудования, содержать в чистоте общедомовые помещениях и территорию вокруг, заключать соглашения с ресурсовиками и отслеживать их исполнение.

    Какие бывают способы управления многоквартирными домами

    Владельцы жилплощади по ч. 2 ст. 161 ЖК РФ обязуются выбрать то, как будет управляться их МКД. Возможных схемы здесь три:

    • УО;
    • товарищество или кооперативное объединение;
    • непосредственное управление жителями (тут есть ограничение – в доме не может быть больше трех десятков квартир).

    Выбор способа управления многоквартирным домом относится к компетенции самих владельцев помещений. У них вместе с правом собственности появляется ответственность за то, в каком состоянии находится имущество. Предотвращение потенциального вреда окружающим из-за ненадлежащего состояния здания – одна из основных задач, решаемых управленцами.

    Выбранный владельцами квартир способ управления многоквартирным домом определяет, кто займется его обслуживанием. Им же определяются лица, ответственные за то, насколько качественно и полно выполняются необходимые работы. Более детально Детали каждой из трех перечисленных схем управления описаны в отдельном материале из нашей справочной системы.

    Вердикт по выбору конкретного способа управления многоквартирным домом принимается в рамках ОСС. Только в этой ситуации при соблюдении всех положенных по ЖК РФ процедур и составлении протокола оно будет считаться законным. В противном случае у контролирующих органов появляется повод для оспаривания правомерности такого решения в судебном порядке.

    [1]

    Принятые на общедомовом собрании решения чаще всего признаются нарушающими законодательство по нескольким поводам:

    • в ОСС поучаствовало меньше 50 процентов от числа тех, кто владеет недвижимостью в МКД;
    • бюллетени для сбора голосов в заочном формате составлены с нарушением законных требований;
    • нарушен порядок уведомления жителей о предстоящем голосовании;
    • перед голосованием вопрос озвучен в иной форме, отличающейся от той, которая указывалась в повестке.
    Читайте так же:  Можно ли менять показания во время следствия

    Подробно порядок выбора способа управления МКД со ссылками на нормативные документы описан в отдельном материале.

    Если жители не смогли выбрать способ управления домом

    Не всегда собственники квартир проявляют достаточную инициативу для того, чтобы за год определиться с тем, кто будет управлять их домом. МКД не должен оставаться без соответствующего обслуживания, поэтому в такой ситуации у органов местной власти появляется право назначения управляющей организации.

    На муниципалитет по закону накладывается ответственность за безопасное проживание людей. Кроме того, отдельные помещения в МКД могут находиться во владении города. Это считается главными причинами наделения местных властей правом решать проблему с порядком управления многоквартирным домом при долгом отсутствии конкретных действий от жителей.

    Для нахождения организации на роль управляющего власти города организуют проведение открытого конкурса. Поучаствовать в нем может любая УК. Варианты предлагаются собственникам, и они выбирают подходящую компанию в зависимости от ее условий обслуживания, репутационных и прочих моментов.

    Утверждение списка работ и услуг для тех, кто будет обслуживать общедомовую собственность

    Ключевой момент в управлении многоквартирным домом – закрепление за ответственными лицами перечня работ и услуг. Эти обязанности в зависимости от способа управления многоквартирным домом по ЖК могут прописываться в разных документах:

    • решение ОСС при непосредственном управлении;
    • договор управления при передаче МКД управляющей организации;
    • устав ТСЖ или ЖК при создании жильцами такого объединения;
    • договор оказания услуги при непосредственном управлении и привлечении управляющей организации на договорной основе;
    • решение застройщика, если управление многоквартирным домом осуществляется строительной компанией.

    Плюсы и минусы непосредственного способа управления МКД

    При выборе непосредственного способа управления многоквартирным домом, предусмотренного ст. 161 ЖК РФ, обязанности по содержанию жилья и нежилых помещений выполняются самими собственниками – при этой форме они сами выступают управляющими и не привлекают посредников. Реализация данного способа возможна для МКД, в которых менее 30 квартир. Практика показывает, что в небольших домах жильцы проявляют больше инициативы и сплоченности для решения общих задач.

    Если выбирается непосредственный способ управления многоквартирным домом, то все статьи расходов при расчетах с ресурсоснабжающими организациями, ремонте или уборке полностью финансируются самими владельцами квартир.

    Основных плюсов при такой форме управления три:

    • собственники не несут расходов на оплату услуг управляющей компании;
    • владельцы квартир сами выбирают подрядную организацию для заключения договора на техническое обслуживание МКД. Если к ее работе появляются претензии, то договор просто расторгается. Определенные работы по содержанию общего имущества собственники могут выполнять своими силами, к примеру, убирать или благоустраивать прилегающую к зданию территорию;
    • каждый владелец помещения сам заключает договор с ресурсовиками. Из-за этого не возникает общей ответственности в ситуациях, когда кто-то из жителей становится злостным неплательщиком.

    Есть у непосредственного способа управления домом и пара минусов:

    • владельцы квартир лишаются права на получение бюджетных средств на проведение капремонта. Малоэтажные здания с ограниченным числом квартир в большинстве случаев построены давно и требуют реконструкции, поэтому данный недостаток порой оказывается очень существенным;
    • такая форма управления не будет эффективной при отсутствии у собственников инициативы или времени на то, чтобы заниматься вопросами содержания МКД.

    Более подробно о том, как на практике реализуется непосредственный способ управления многоквартирным домом, вы можете почитать в материале из нашей справочной системы. В нем подробно и со ссылками на нормативные документы описываются следующие вопросы:

    • кто при такой форме управления занимается содержанием общего имущества;
    • как заключаются договоры с подрядными организациями;
    • кто предоставляет коммунальные услуги и как выстраивать отношения с поставщиками;
    • кто отвечает перед владельцами помещений за состояние общедомовой собственности и предоставление КУ.

    ТСЖ и ЖК как способ управления многоквартирным домом

    От непосредственной формы управления этот вариант отличается тем, что владельцы создают и регистрируют организацию, которая занимается обслуживанием общей собственности. У нее есть определенная структура, руководитель, органы правления и устав. Все это обеспечивает более высокую эффективность такой формы управления.

    Товарищество может часть работ выполнять собственными силами, например, убирать помещения или содержать сантехнику. Наличие зарегистрированного юридического лица позволяет законно вести коммерческую деятельность. При необходимости можно получить из местного бюджета средства на проведение капремонта МКД.

    Основные плюсы ТСЖ и ЖК:

    • средства собственников используются для оплаты коммунальных ресурсов и прочих нужд жильцов только своего дома;
    • объединение само планирует необходимые работы, выбирает подрядчиков и контролирует качество;
    • с плохо работающей обслуживающей организацией легко расторгнуть договор;
    • можно получать дополнительный доход, например, за счет сдачи помещений или рекламных площадей. Он расходуется на общие нужды;
    • каждый член объединения имеет доступ к финансовой отчетности.
    • ТСЖ как юридическое лицо при нарушениях может подвергнуться серьезному штрафу, что приведет к его банкротству;
    • при появлении неплательщиков РСО могут применять санкции ко всему дому без уточнения конкретного виновника.

    О тонкостях взаимодействия ТСЖ и жителей читайте в свежем номере журнала «Управление МКД».

    Привлечение УК

    Наиболее широко распространенным способом управления многоквартирным домом из трех существующих вариантов является привлечение управляющей организации. Она выполняет весь перечень работ и услуг, которые требуются для обслуживания МКД.

    Основанием для выбора именно этого способа управления многоквартирным домом, как и везде, является общее собрание – на нем рассматриваются требования к УК, предусматривается время, на которое заключается договор и другие вопросы. Соглашение с управляющей организацией заключается на срок от 1 до 5 лет.

    Плюсы работы с УО:

    • опытный обслуживающий персонал;
    • удешевление КУ в сравнении с ТСЖ, так как УК работают с большими объемами;
    • разбирательство с неплательщиками силами самой управляющей организации, в результате чего остальные собственники не испытывают неудобств;
    • контроль качества услуг путем обращений и жалоб непосредственно в УК или надзорные органы.
    Видео (кликните для воспроизведения).

    Есть при привлечении управляющих компаний и определенные минусы:

    • УК сама решает, в каком порядке проводить работы по ремонту и обслуживанию, а также кого выбрать подрядчиком;
    • финансовые потоки не будут такими прозрачными как в случае с ТСЖ;
    • УО могут назначить по конкурсу, если жильцы в установленный срок не выберут ее самостоятельно.
    Непосредственное управление многоквартирным домом отменено
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here