Напряженность труда эмоциональная нагрузка степень ответственности

Особенности решения вопросов с статье на тему: "Напряженность труда эмоциональная нагрузка степень ответственности". Если в процессе прочтения появились дополнительные вопросы, то вы всегда можете обратиться к дежурному юристу.

Эмоциональные нагрузки

3.2. «Степень риска для собственной жизни». Наличием риска для собственной жизни характеризуются лишь те рабочие места, где существует прямая опасность, когда риск присутствует при условии соблюдения работников правил техники безопасности, то есть потенциально опасные работы и участки. Примерами могут служить работы на высоте, работы, связанные с обслуживанием электрооборудования, находящегося под высоким напряжением, работы на железнодорожных путях при движении поездов и т.д.

3.3. «Степень ответственности за безопасность других лиц» отражает факторы эмоционального значения. Ряд профессий характеризуется ответственностью только за безопасность других лиц (авиадиспетчеры, врачи-реаниматоры, хирурги, машинисты электропоезда, мастера промпредприятий, если выписывают наряды-допуски на особо опасные виды работ и т.п.), или только за личную безопасность (машинист башенного крана , шахтер, электромонтер высоковольтных линий электропередачи, промышленный альпинист и др.) – 3.2 класс. Но существует целый ряд категорий работ, где возможно сочетание риска как для себя, так и ответственности за жизнь других лиц (врачи-инфекционисты, водители автотранспорта, помощники машинистов электропоезда и т.п.). В этом случае эмоциональная нагрузка существенно выше, поэтому эти показатели следует оценивать как отдельные самостоятельные стимулы. Есть целый ряд профессий, где указанные факторы полностью отсутствуют (директора, начальники цехов, отделов, лаборанты, бухгалтеры, телефонисты, повары, медсестры, массажисты и др.) – их труд оценивается как 1 класс напряженности труда.

Дата добавления: 2015-06-25 ; Просмотров: 476 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Что такое напряженность труда

Напряженность труда (НТ) – характеристика рабочего процесса. Определяется на основании целого ряда критериев. Используется при аттестации рабочего места.

Что представляет собой напряжённость труда?

НТ – значение, отражающее нагрузку на ЦНС при исполнении должностных обязанностей. Показатель дает представление о нагрузке на нервную систему, эмоциональное состояние, органы чувств. Особенно он показателен для управленцев, пилотов и водителей. Представители этих профессий испытывают наибольшую нагрузку именно на ЦНС. Фактор физического утомления во внимание не принимается. Напряженность труда – это один из критериев при профессиональном отборе. Показатель также применяется при обустройстве комфортного рабочего места.

Классы напряжённости труда

Рассматривают три класса НТ:

  1. Оптимальный. Предполагает слабый показатель напряжённости труда. Такие условия обеспечивают наилучший уровень производительности.
  2. Допустимый. Предполагает среднюю ступень напряженности. Данные условия не противоречат нормативам. Предполагается, что накопленное напряжение будет устраняться в процессе выходных. НТ второго класса не должна причинять вред здоровью сотрудника в перспективе.
  3. Напряженный. Предполагает превышение установленных нормативов. Данная работа отличается наличием вредных производственных условий. Третий класс напряжённости труда – это неблагоприятное влияние на организм сотрудника в перспективе.

Третий класс подразделяется еще на три категории:

  • 3.1. Присутствуют отклонения от принятых нормативов. Они могут спровоцировать изменения обратимого характера, повышают риск развития болезней.
  • 3.2. Существующие вредные условия могут спровоцировать устойчивые нарушения. Есть высокий риск развития болезней, вероятность непродолжительной утраты трудоспособности. Возможно появление первой стадии профессиональной патологии.
  • 3.3. Отличается повышенным уровнем вредных воздействий. Существует очень высокая вероятность появления и развития патологий.

Класс напряженности влияет на организацию условий труда, обустройство рабочего места.

Разновидности нагрузок

Каждая из нагрузок характеризуется особыми критериями оценки.

Интеллектуальные нагрузки

Выделяют следующие показатели:

  • Содержание работы. Отражает степень сложности деятельности сотрудника. К примеру, один работник занимается решением простой задачи, а другой – специализируется на сложных задачах без использования алгоритма. Работники, решающие простые задач, — это, например, уборщицы. Работники, решающие сложные задачи, — хирурги, сотрудники научных центров и т.д.
  • Восприятие данных и их оценка. Первый класс предполагает работу, при которой информация сопоставляется с нормами. К нему относятся, к примеру, машинисты. Второй класс – восприятие сведений с изменением действий (лаборанты, бухгалтеры). Третий класс – восприятие сведений, комплексный анализ всех параметров (руководители).
  • Количество функций, выполняемых одним сотрудником. Чем больше функций выполняет работник, тем более напряженным будет считаться его труд. Во внимание принимается характер функций: простые, сложные.
  • Характер работы. Низкая НТ – деятельность по индивидуальному плану, средний – труд по принятому графику. Повышенный показатель НТ предполагает работу в жестких временных рамках.

При оценке принимается во внимание целый комплекс параметров. Рассмотрим некоторые признаки усложненных задач:

[2]

  • В процессе применяются рассуждения.
  • Руководством поставлена общая цель.
  • При решении задачи требуется построить план.
  • Задача подразделяется на множество этапов.
  • Последовательность действий избирается работником.

Это характерные черты, присущие именно сложному труду.

Сенсорные нагрузки

Сенсорные нагрузки подразумевают нагрузку на органы чувств. Выделяются следующие параметры:

  • Продолжительность наблюдения. Выражается в процентном соотношении от длительности смены.
  • Частота поступающих сигналов (звуки, свет) за час. Наибольшая напряженность по данному параметру наблюдается у таких профессий, как авиадиспетчер, телеграфист.
  • Количество объектов, подлежащих одновременному наблюдению. Для каждой профессии число таких объектов будет разным. К примеру, для авиадиспетчеров предельное количество объектов составляет 13.
  • Размер предмета, подлежащего наблюдению. Чем меньше этот объект, тем больше нагрузка на глаза.
  • Труд с участием оптического оборудования (процент от общей длительности смены). Чем больше этот процент, тем выше нагрузка.
  • Наблюдение за экраном терминала (количество часов в день). Фиксируется продолжительность работы с экраном.
  • Нагрузка на слуховой анализатор. Находится в зависимости от разборчивости поступающих сигналов, наличия «белого шума». Также во внимание принимается уровень шума.
  • Нагрузка на голосовой аппарат. Подсчитывается количество часов, в которые сотрудник разговаривает (в связи с исполнением служебных обязанностей).

Большое количество параметров определяется в процентном соотношении.

К примеру, одна смена рабочего составляет 10 часов. Это 100%. Непосредственная нагрузка на глаза длится в течение 2 часов. То есть сенсорная нагрузка составляет 20% от смены.

Эмоциональные нагрузки

Различают следующие значения нагрузок:

  • Ответственность за итоги своего дела.
  • Степень риска для жизни сотрудника.
  • Ответственность за безопасность людей.

Наибольшие эмоциональные нагрузки фиксируются у крупных руководителей.

Монотонность нагрузок

Выделяют следующие параметры монотонности нагрузок:

[3]

  • Количество однообразных приемов для решения задачи.
  • Время на исполнение одного задания.
  • Длительность активных действий (в процентах от всей смены).
  • Монотонность процесса (предполагает длительность пассивного наблюдения).
Читайте так же:  Присоединение компании к другому юридическому лицу

Наибольшие нагрузки наблюдаются у участников конвейерного производства.

Режим работы

Можно выделить следующие параметры:

  • Фактическая длительность рабочего дня.
  • Сменность труда.
  • Наличие перерывов для отдыха сотрудника и их длительность.

Во внимание принимается, опять же, совокупность всех параметров.

Как оценить напряжённость труда?

Оценка напряжённости труда выполняется в соответствии со следующими принципами:

  • Рабочая специальность анализируется с точки зрения всех приведенных значений. Запрещено использовать приведенные показатели выборочно.
  • Класс условий труда находится по каждому из приведенных значений.
  • В том случае, если рабочая специальность лишена одного из параметров (к примеру, сотруднику не нужно наблюдать за экранами), по ней ставится 1 класс НТ. Просто пропустить параметр нельзя.

Рассмотрим критерии, по которым за специальностью закрепляется определенный класс:

  • 1 класс может быть присвоен только в том случае, если 17 и более показателей специальности получили аналогичный класс. Однако если присутствует одно значение, которое относится к 3-му классу, то 1 класс присвоен быть не может.
  • 2 класс присваивается только в том случае, если 6 и больше значений относятся ко второму классу, остальные – к первому. От 1 до 5 показателей могут получить класс 3.1 и 3.2.
  • 3 класс устанавливается, если 6 значений заслужили оценку 3.1, остальные – к 1 или 2 классу. Альтернативный вариант – 3-5 показателей относятся к классу 3.1, а от 1 до 3 значений – к классу 3.2.

Данные правила закреплены соответствующими гигиеническими нормативами.

Эмоциональные нагрузки. 3.1. “Степень ответственности за результат собственной деятельности

3.2 “Степень риска для собственной жизни” и

3.3. “ Степень ответственности за безопасность других лиц” отражают факторы эмоционального значения. Ряд профессий характеризуется ответственностью только за безопасность других лиц (авиадиспетчеры, врачи-реаниматоры и т.п.) личную безопасность (космонавты, пилоты и др.) — 3.2 класс. Но существует целый ряд категорий работ, где возможно сочетание риска, как для себя, так и ответственности за жизнь других лиц (врачи-инфекционисты, водители автотранспорта т.п.). В этом случае эмоциональная нагрузка существенно выше, поэтому эти показатели следует оценивать как отдельные самостоятельные стимулы. Есть целый ряд профессий, где указанные факторы полностью отсутствуют (лаборанты, научные работники, телефонисты, телеграфисты и др.) — их труд по этим показателям оценивается как 1 класс напряженности труда.

Дата добавления: 2015-05-07 ; Просмотров: 911 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Эмоциональные нагрузки

Эмоциональные нагрузки — это способность работника влиять на результат собственного труда при различных уровнях сложности осуществляемой деятельности.

Характеристика работы по показателю «эмоциональные нагрузки» в зависимости от класса условий труда подразделяется на:


  • — «степень ответственности за результат собственной деятельности. Значимость ошибки» — указывает, в какой мере работник может влиять на результат собственного труда при различных уровнях сложности осуществляемой деятельности. С возрастанием сложности повышается степень ответственности, поскольку ошибочные действия приводят к дополнительным усилиям со стороны работника или целого коллектива, что соответственно приводит к увеличению эмоционального напряжения.
  • — «степень риска для собственной жизни»- вероятность наступления нежелательного события в случае наличия травмоопасных факторов (взрыв, удар, самовозгорание и т.д.).
  • -«степень ответственности за безопасность других лиц» — возможность возникновения нежелательных событий в случае наличия травмоопасных факторов при коллективном выполнении работ. Учитывается только прямая ответственность за безопасность других лиц, предусмотренная должностной инструкцией.
  • — «количество конфликтных производственных ситуаций, обусловленных профессиональной деятельностью за смену»- определяется на основании хронометражных наблюдений.

Классы условий труда по показателю «эмоциональные нагрузки» представлены в табл. 2.3.

Рассмотрим несколько примеров.

Пример 1. Определить класс условий по показателю «эмоциональные нагрузки» для слесаря механосборочных работ, осуществляющего сборку-разборку простых механизмов.

  • — характер работы — вспомогательная;
  • — степень риска для собственной жизни — отсутствует;
  • — степень ответственности за безопасность других лиц- отсутствует;
  • — количество конфликтных ситуаций, обусловленных профессиональной деятельностью за смену — отсутствует.

Вывод: согласно данным табл. 2.3 имеем:

— по показателю «степень ответственности за результат собственной деятельности. Значимость ошибки» согласно п. 3.1. — работа относится к классу 2;

Таблица 2.3 Классы условий труда по показателю «эмоциональные нагрузки»

Показатели тяжести трудового процесса

Классы условий труда

Оптимальный (легкая физическая нагрузка)

Допустимый (средняя физическая нагрузка)

Вредный (тяжелый труд)

3. Эмоциональные нагрузки:

3.1. Степень ответственности за результат собственной деятельности. Значимость ошибки

Несет ответственность за выполнение отдельных элементов заданий. Влечет за собой дополнительные усилия в работе со стороны работника

Несет ответственность за функциональное качество вспомогательных работ (заданий). Влечет за собой дополнительные усилия со стороны вышестоящего руководства (бригадира, мастера и т.п.)

Несет ответственность за функциональное качество основной работы (задания). Влечет за собой исправления за счет дополнительных усилий всего коллектива (группы, бригады и т.п.)

Несет ответственность за функциональное качество конечной продукции, работы, задания. Влечет за собой повреждение оборудования, остановку технологического процесса и может возникнуть опасность для жизни

3.2. Степень риска для собственной жизни

3.3. Степень ответственности за безопасность других лиц

3.4. Количество конфликтных ситуаций, обусловленных профессиональной деятельностью, за смену

  • — по показателю «степень риска для собственной жизни» согласно п. 3.2. — работа относится к классу 1;
  • — по показателю «степень ответственности за безопасность других лиц» согласно п. 3.3. — работа относится к классу 1;
  • — по показателю «количество конфликтных ситуаций, обусловленных профессиональной деятельностью за смену» согласно п. 1.3. — работа относится к классу 1.

Фактические значения классов условий труда по показателям напряженности трудового процесса заносятся в п. 3.1-3.4 протокола, графу «эмоциональные нагрузки» (Приложение 5).

Пример 2. Определить класс условий по показателю «эмоциональные нагрузки» для электрогазосварщика, осуществляющего сварку деталей.

  • — характер работы — вспомогательная;
  • — степень риска для собственной жизни — отсутствует;
  • — степень ответственности за безопасность других лиц- отсутствует;
  • — количество конфликтных ситуаций, обусловленных профессиональной деятельностью за смену — до 2.

Вывод: согласно данным табл. 2.3 имеем:

— по показателю «степень ответственности за результат собственной деятельности. Значимость ошибки» согласно п. 3.1. — работа относится к классу 2;

  • — по показателю «степень риска для собственной жизни» согласно п. 3.2. — работа относится к классу 1;
  • — по показателю «степень ответственности за безопасность других лиц» согласно п. 3.3. — работа относится к классу 1;
  • — по показателю «количество конфликтных ситуаций, обусловленных профессиональной деятельностью за смену» согласно п. 1.3. — работа относится к классу 1.
Читайте так же:  Где найти кадастровую стоимость земельного участка

Фактические значения классов условий труда по показателям напряженности трудового процесса заносятся в п. 3.1-3.4 протокола, графу «эмоциональные нагрузки» (Приложение 6).

Пример 3. Определить класс условий по показателю «эмоциональные нагрузки» для главного бухгалтера, осуществляющего организацию и ведение бухгалтерского учета на предприятии.

  • — характер работы — основная;
  • — степень риска для собственной жизни — отсутствует;
  • — степень ответственности за безопасность других лиц- отсутствует;
  • — количество конфликтных ситуаций, обусловленных профессиональной деятельностью за смену — до 8.

Вывод: согласно данным табл. 2.3 имеем:

  • — по показателю «степень ответственности за результат собственной деятельности. Значимость ошибки» согласно п. 3.1. — работа относится к классу 3.1;
  • — по показателю «степень риска для собственной жизни» согласно п. 3.2. — работа относится к классу 1;
  • — по показателю «степень ответственности за безопасность других лиц» согласно п. 3.3. — работа относится к классу 1;
  • — по показателю «количество конфликтных ситуаций, обусловленных профессиональной деятельностью за смену» согласно п. 1.3. — работа относится к классу 3.1.

Фактические значения классов условий труда по показателям напряженности трудового процесса заносятся в п. 3.1-3.4 протокола, графу «эмоциональные нагрузки» (Приложение 7).

Законодательная база Российской Федерации

Бесплатная консультация
Федеральное законодательство

  • Главная
  • «ГИГИЕНИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ И КЛАССИФИКАЦИЯ УСЛОВИЙ ТРУДА ПО ПОКАЗАТЕЛЯМ ВРЕДНОСТИ И ОПАСНОСТИ ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СРЕДЫ, ТЯЖЕСТИ И НАПРЯЖЕННОСТИ ТРУДОВОГО ПРОЦЕССА. РУКОВОДСТВО Р 2.2.755-99» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 23.04.99)
Наименование документ «ГИГИЕНИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ И КЛАССИФИКАЦИЯ УСЛОВИЙ ТРУДА ПО ПОКАЗАТЕЛЯМ ВРЕДНОСТИ И ОПАСНОСТИ ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СРЕДЫ, ТЯЖЕСТИ И НАПРЯЖЕННОСТИ ТРУДОВОГО ПРОЦЕССА. РУКОВОДСТВО Р 2.2.755-99» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 23.04.99)
Вид документа нормативы
Принявший орган главный государственный санитарный врач рф, минздрав рф
Номер документа Р 2.2.755-99
Дата принятия 01.01.1970
Дата редакции 23.04.1999
Дата регистрации в Минюсте 01.01.1970
Статус отменен/утратил силу
Публикация
  • М., Федеральный центр госсанэпиднадзора Минздрава РФ, 1999
Навигатор Примечания

3. Эмоциональные нагрузки

3.1. «Степень ответственности за результат собственной деятельности. Значимость ошибки» — указывает, в какой мере работник может влиять на результат собственного труда при различных уровнях сложности осуществляемой деятельности. С возрастанием сложности повышается степень ответственности, поскольку ошибочные действия приводят к дополнительным усилиям со стороны работника или целого коллектива, что, соответственно, приводит к увеличению эмоционального напряжения.

Пример. Для таких профессий, как руководители и мастера промышленных предприятий, авиадиспетчеры, врачи, водители транспортных средств и т.п., характерна самая высокая степень ответственности за окончательный результат работы, а допущенные ошибки могут привести к остановке технологического процесса, возникновению опасных ситуаций для жизни людей (класс 3.2).

Если работник несет ответственность за основной вид задания, а ошибки приводят к дополнительным усилиям со стороны целого коллектива, то эмоциональная нагрузка в данном случае уже несколько ниже (класс 3.1): медсестры, научные работники, конструкторы. В том случае, когда степень ответственности связана с качеством вспомогательного задания, а ошибки приводят к дополнительным усилиям со стороны вышестоящего руководства (в частности, бригадира, начальника смены и т.п.), то такой труд по данному показателю характеризуется еще меньшим проявлением эмоционального напряжения (2 класс): телефонисты, телеграфисты. Наименьшая значимость критерия отмечается в работе лаборанта, где работник несет ответственность только за выполнение отдельных элементов продукции, а в случае допущенной ошибки дополнительные усилия только со стороны самого работника (1 класс).

3.2. «Степень риска для собственной жизни» и

3.3. «Степень ответственности за безопасность других лиц» отражают факторы эмоционального значения. Ряд профессий характеризуется ответственностью только за безопасность других лиц (авиадиспетчеры, врачи — реаниматоры и т.п.) личную безопасность (космонавты, пилоты и др.) — 3.2 класс. Но существует целый ряд категорий работ, где возможно сочетание риска, как для себя, так и ответственности за жизнь других лиц (врачи — инфекционисты, водители автотранспорта т.п.). В этом случае эмоциональная нагрузка существенно выше, поэтому эти показатели следует оценивать как отдельные самостоятельные стимулы. Есть целый ряд профессий, где указанные факторы полностью отсутствуют (лаборанты, научные работники, телефонисты, телеграфисты и др.) — их труд оценивается как 1 класс напряженности труда.

Приложение 17. МЕТОДИКА ОЦЕНКИ НАПРЯЖЕННОСТИ ТРУДОВОГО ПРОЦЕССА

Напряженность трудового процесса оценивают в соответствии с настоящими «Гигиеническими критериями оценки условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса».

Оценка напряженности труда профессиональной группы работников основана на анализе трудовой деятельности и ее структуры, которые изучаются путем хронометражных наблюдений в динамике всего рабочего дня, в течение не менее одной недели. Анализ основан на учете всего комплекса производственных факторов (стимулов, раздражителей), создающих предпосылки для возникновения неблагоприятных нервно — эмоциональных состояний (перенапряжения). Все факторы (показатели) трудового процесса имеют качественную или количественную выраженность и сгруппированы по видам нагрузок: интеллектуальные, сенсорные, эмоциональные, монотонные, режимные нагрузки.

Эмоциональная нагрузка

Эмоциональные нагрузки — это способность работника влиять на результат собственного труда при различных уровнях сложности осуществляемой деятельности.

Характеристика работы по показателю «эмоциональные нагрузки» в зависимости от класса условий труда подразделяется на:

  • — «степень ответственности за результат собственной деятельности. Значимость ошибки» — указывает, в какой мере работник может влиять на результат собственного труда при различных уровнях сложности осуществляемой деятельности. С возрастанием сложности повышается степень ответственности, поскольку ошибочные действия приводят к дополнительным усилиям со стороны работника или целого коллектива, что соответственно приводит к увеличению эмоционального напряжения.
  • — «степень риска для собственной жизни»- вероятность наступления нежелательного события в случае наличия травмоопасных факторов (взрыв, удар, самовозгорание и т.д.).
  • -«степень ответственности за безопасность других лиц» — возможность возникновения нежелательных событий в случае наличия травмоопасных факторов при коллективном выполнении работ. Учитывается только прямая ответственность за безопасность других лиц, предусмотренная должностной инструкцией.
  • — «количество конфликтных производственных ситуаций, обусловленных профессиональной деятельностью за смену»- определяется на основании хронометражных наблюдений.

Классы условий труда по показателю «эмоциональные нагрузки» представлены в табл. 2.3.

Рассмотрим несколько примеров.

Пример 1. Определить класс условий по показателю «эмоциональные нагрузки» для слесаря механосборочных работ, осуществляющего сборку-разборку простых механизмов.

  • — характер работы — вспомогательная;
  • — степень риска для собственной жизни — отсутствует;
  • — степень ответственности за безопасность других лиц- отсутствует;
  • — количество конфликтных ситуаций, обусловленных профессиональной деятельностью за смену — отсутствует.
Читайте так же:  Завышена кадастровая стоимость дома что делать

Вывод: согласно данным табл. 2.3 имеем:

— по показателю «степень ответственности за результат собственной деятельности. Значимость ошибки» согласно п. 3.1. — работа относится к классу 2;

Таблица 2.3 Классы условий труда по показателю «эмоциональные нагрузки»

Показатели тяжести трудового процесса

Классы условий труда

Оптимальный (легкая физическая нагрузка)

Допустимый (средняя физическая нагрузка)

Вредный (тяжелый труд)

3. Эмоциональные нагрузки:

3.1. Степень ответственности за результат собственной деятельности. Значимость ошибки

Видео (кликните для воспроизведения).

Несет ответственность за выполнение отдельных элементов заданий. Влечет за собой дополнительные усилия в работе со стороны работника

Несет ответственность за функциональное качество вспомогательных работ (заданий). Влечет за собой дополнительные усилия со стороны вышестоящего руководства (бригадира, мастера и т.п.)

Несет ответственность за функциональное качество основной работы (задания). Влечет за собой исправления за счет дополнительных усилий всего коллектива (группы, бригады и т.п.)

Несет ответственность за функциональное качество конечной продукции, работы, задания. Влечет за собой повреждение оборудования, остановку технологического процесса и может возникнуть опасность для жизни

3.2. Степень риска для собственной жизни

3.3. Степень ответственности за безопасность других лиц

3.4. Количество конфликтных ситуаций, обусловленных профессиональной деятельностью, за смену

  • — по показателю «степень риска для собственной жизни» согласно п. 3.2. — работа относится к классу 1;
  • — по показателю «степень ответственности за безопасность других лиц» согласно п. 3.3. — работа относится к классу 1;
  • — по показателю «количество конфликтных ситуаций, обусловленных профессиональной деятельностью за смену» согласно п. 1.3. — работа относится к классу 1.

Фактические значения классов условий труда по показателям напряженности трудового процесса заносятся в п. 3.1-3.4 протокола, графу «эмоциональные нагрузки» (Приложение 5).

Пример 2. Определить класс условий по показателю «эмоциональные нагрузки» для электрогазосварщика, осуществляющего сварку деталей.

  • — характер работы — вспомогательная;
  • — степень риска для собственной жизни — отсутствует;
  • — степень ответственности за безопасность других лиц- отсутствует;
  • — количество конфликтных ситуаций, обусловленных профессиональной деятельностью за смену — до 2.

Вывод: согласно данным табл. 2.3 имеем:

— по показателю «степень ответственности за результат собственной деятельности. Значимость ошибки» согласно п. 3.1. — работа относится к классу 2;

  • — по показателю «степень риска для собственной жизни» согласно п. 3.2. — работа относится к классу 1;
  • — по показателю «степень ответственности за безопасность других лиц» согласно п. 3.3. — работа относится к классу 1;
  • — по показателю «количество конфликтных ситуаций, обусловленных профессиональной деятельностью за смену» согласно п. 1.3. — работа относится к классу 1.

Фактические значения классов условий труда по показателям напряженности трудового процесса заносятся в п. 3.1-3.4 протокола, графу «эмоциональные нагрузки» (Приложение 6).

Пример 3. Определить класс условий по показателю «эмоциональные нагрузки» для главного бухгалтера, осуществляющего организацию и ведение бухгалтерского учета на предприятии.

  • — характер работы — основная;
  • — степень риска для собственной жизни — отсутствует;
  • — степень ответственности за безопасность других лиц- отсутствует;
  • — количество конфликтных ситуаций, обусловленных профессиональной деятельностью за смену — до 8.

Вывод: согласно данным табл. 2.3 имеем:

  • — по показателю «степень ответственности за результат собственной деятельности. Значимость ошибки» согласно п. 3.1. — работа относится к классу 3.1;
  • — по показателю «степень риска для собственной жизни» согласно п. 3.2. — работа относится к классу 1;
  • — по показателю «степень ответственности за безопасность других лиц» согласно п. 3.3. — работа относится к классу 1;
  • — по показателю «количество конфликтных ситуаций, обусловленных профессиональной деятельностью за смену» согласно п. 1.3. — работа относится к классу 3.1.

Фактические значения классов условий труда по показателям напряженности трудового процесса заносятся в п. 3.1-3.4 протокола, графу «эмоциональные нагрузки» (Приложение 7).

[1]

3. Эмоциональные нагрузки

3.1. «Степень ответственности за результат собственной деятельности. Значимость ошибки» — указывает, в какой мере работник может влиять на результат собственного труда при различных уровнях сложности осуществляемой деятельности. С возрастанием сложности повышается степень ответственности, поскольку ошибочные действия приводят к дополнительным усилиям со стороны работника или целого коллектива, что соответственно приводит к увеличению эмоционального напряжения.

Для таких профессий, как руководители и мастера промышленных предприятий, авиадиспетчеры, врачи, водители транспортных средств и т. п. характерна самая высокая степень ответственности за окончательный результат работы, а допущенные ошибки могут привести к остановке технологического процесса, возникновению опасных ситуаций для жизни людей (класс 3.2).

Если работник несет ответственность за основной вид задания, а ошибки приводят к дополнительным усилиям со стороны целого коллектива, то эмоциональная нагрузка в данном случае уже несколько ниже (класс 3.1): медсестры, научные работники, конструкторы. В том случае, когда степень ответственности связана с качеством вспомогательного задания, а ошибки приводят к дополнительным усилиям со стороны вышестоящего руководства (в частности, бригадира, начальника смены и т. п.), то такой труд по данному показателю характеризуется еще меньшим проявлением эмоционального напряжения (2 класс): телефонисты, телеграфисты. Наименьшая значимость критерия отмечается в работе лаборанта, где работник несет ответственность только за выполнение отдельных элементов продукции, а в случае допущенной ошибки дополнительные усилия только со стороны самого работника (1 класс).

Таким образом, по данному показателю оценивается ответственность работника за качество элементов заданий вспомогательных работ, основной работы или конечной продукции. Например, для токаря конечной продукцией являются изготовленные им детали, для мастера токарного участка — все детали, изготовленные на этом участке, а для начальника механического цеха — работа всего цеха. Поэтому при использовании данного критерия возможен следующий подход.

Класс 1 — ответственность за качество действий или операций, являющихся элементом трудового процесса по отношению к его конечной цели, а ошибка исправляется самим работающим на основе самоконтроля или внешнего, формального контроля по типу «правильно — неправильно» (все виды подсобных работ, санитарки, уборщицы, грузчики и т. д.).

Читайте так же:  Порядок разграничения государственной собственности на землю

Класс 2 — ответственность за качество деятельности, являющейся технологическим циклом или крупным элементом техпроцесса по отношению к его конечной цели, а ошибка исправляется вышестоящим руководителем по типу указаний «как необходимо сделать правильно» (рабочие строительных специальностей, ремонтный персонал).

Класс 3.1 — ответственность за весь технологический процесс или деятельность, а ошибка исправляется всем коллективом, группой, бригадой (диспетчерский персонал, мастера, бригадиры, начальники цехов основного производства), за исключением случаев, когда ошибка может привести к перечисленным ниже последствиям.

Класс 3.2 — ответственность за качество продукции, производимой всем структурным подразделением или повышенная ответственность за результат собственной ошибки, если она может привести к остановке технологического процесса, поломке дорогостоящего или уникального оборудования, либо к возникновению опасности для жизни других людей (водители, перевозящие пассажиров автотранспортных средств, пилоты пассажирских самолетов, машинисты локомотивов, капитаны судов, руководители предприятий и организаций).

3.2. » Степень риска для собственной жизни». Мерой риска является вероятность наступления нежелательного события, которую с достаточной точностью можно выявить из статистических данных производственного травматизма на данном предприятии и аналогичных предприятиях отрасли.

Поэтому на данном рабочем месте анализируют наличие травмоопасных факторов, которые могут представлять опасность для жизни работающих и определяют возможную зону их влияния. Рекомендуется использовать материалы аттестации рабочих мест по условиям труда, которые предписывают составление такого перечня. Например, во временной методике проведения в электроэнергетике (сосуды и трубопроводы с давлением выше 5 атмосфер, маслонаполненные вводы высоковольтного оборудования на напряжение выше 1 000 В, сосуды, трубопроводы и арматура с температурой носителя выше 60 °С, и др.).

Показателем «степень риска для собственной жизни» характеризуют лишь те рабочие места, где существует прямая опасность, т. е. рабочая среда таит угрозу непосредственно поражающей реакции (взрыв, удар, самовозгорание), в отличие от косвенной опасности, когда рабочая среда становится опасной при неправильном и непредусмотрительном поведении работающего.

Наиболее часто встречающимися видами происшествий, приводящих к несчастным случаям со смертельным исходом, являются: дорожно-транспортные происшествия, падение с высоты, падение, обрушение и обвалы предметов и материалов, воздействие движущихся и вращающихся частей, разлетающихся предметов и деталей. Наиболее частыми источниками травматизма являются автомобили, энергетическое оборудование, тракторы, металлорежущие станки.

Примеры профессий, работа в которых характеризуется повышенной степенью риска для собственной жиз

строительные специальности, в основном связанные с работой на высоте (плотники, монтажники лесов, монтажники металлоконструкций, машинисты кранов, каменщики, и ряд других); основным травмирующим фактором в этих профессиях является падение с высо

водители всех видов транспортных средств: основной травмирующий фактор — нарушение правил дорожного движения, неисправность транспортного средства

профессии, связанные с обслуживанием энергетического оборудования и систем (электромонтеры, электрослесари и др.): травмирующий фактор — поражение электрическим ток

основные профессии горнодобывающей промышленности (проходчики, взрывники, скреперисты, рабочие очистного забоя, и др.): травмирующий фактор — взрывы, разрушения, обвалы, выбросы газа, и т.

профессии металлургии и химического производства (литейщики, плавильщики, конверторщики, и др.): травмирующий фактор — взрывы и выбросы расплавов, воспламенения в результате нарушения технологического процесса.

Риск для собственной жизни связан не только с травмоопасностью, но может определяться и спецификой трудовой деятельности в определенных социально-экономических условиях в стране. Так, высокий риск для собственной жизни характерен для работников прокуратуры (прокуроры, помощники прокуроров, следователи) и других сотрудников правоохранительных органов.

3.3. «Ответственность за безопасность других лиц». При оценке напряженности необходимо учитывать лишь прямую, а не опосредованную ответственность (последняя распределяется на всех руководителей), то есть такую, которая вменяется должностной инструкцией.

Как правило, это руководители первичных трудовых коллективов — мастера, бригадиры, отвечающие за правильную организацию работы в потенциально опасных условиях и следящие за выполнением инструкций по охране труда и технике безопасности; работники, чья ответственность исходит из самого характера работы — врачи некоторых специальностей (хирурги, реаниматологи, травматологи, воспитатели детских дошкольных учреждений, авиадиспетчеры) и лица, управляющие потенциально опасными машинами и механизмами, например, водители транспортных средств, пилоты пассажирских самолетов, машинисты локомотивов.

3.4. «Количество конфликтных производственных ситуаций за смену». Наличие конфликтных ситуаций в производственной деятельности ряда профессий (сотрудники всех звеньев прокуратуры, системы МВД, преподаватели и др.) существенно увеличивают эмоциональную нагрузку и подлежат количественной оценке. Количество конфликтных ситуаций учитывается на основании хронометражных наблюдений.

Конфликтные ситуации у педагогов встречаются в виде непосредственного взаимоотношения между педагогом и учащимися, а также участие в разрешении конфликтов, возникающих между учениками. Кроме того, могут возникать конфликты внутри педагогического коллектива с коллегами, руководством и в ряде случаев с родителями учащихся.

У прокуроров и работников правоохранительных органов конфликты встречаются с клиентами в виде словесных угроз, угроз по телефону, письменно и при личном общении, а также оскорбления, угрозы физического насилия, физические атаки.

Пример. Наибольшее число конфликтных ситуаций в среднем за рабочую смену отмечено у работников правоохранительных органов: более 8 (класс 3.2), меньшее количество у преподавателей — от 4 до 8 (класс 3.1), у помощников следователей прокуратуры от 1 до 3 (класс 2), у работников канцелярии прокуратуры — отсутствуют (класс 1).

Оценка напряженности трудового процесса

для выполнения практической работы

студентами всех специальностей, всех форм обучения

по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»

Утверждено на заседании кафедры «Промышленная экология»

государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тюменский государственный нефтегазовый университет»

Протокол № от 2011г.

Авторы: доцент, к.т.н. Старикова Г.В.

Доцент, к.б.н. Булгакова Е.В.

©Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тюменский государственный нефтегазовый университет», 2011

Работа в условиях превышения гигиенических нормативов является нарушением Законов Российской Федерации: «Основы законодательства Российской федерации об охране здоровья граждан», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

В тех случаях, когда по технологическим или иным причинам нет возможности соблюдения в полном объеме гигиенических нормативов на рабочих местах, то требуется обеспечить безопасность для здоровья человека выполняемых работ. Это может быть достигнуто с помощью комплекса различных защитных мероприятий.

Определение классов условий труда по тяжести и напряженности трудового процесса проводится в процессе аттестации рабочих мест. Классификация условий труда по показателям трудового процесса необходима для обоснования основных направлений оздоровления деятельности человека, нормирования факторов окружающей среды, а также для предоставления льгот и компенсаций работающим.

Целью методических указаний является приобретение студентами навыков оценки условий труда по показателям напряженности трудового процесса.

Читайте так же:  Приватизация частного дома документы с чего начать

1. Ознакомиться с порядком проведения аттестации рабочих мест по показателям напряженности трудового процесса.

2. Научиться оценивать напряженность трудового процесса.

3. Обработать результаты оценки и оформить протокол оценки условий труда по показателям напряженности трудового процесса.

4. Оценить условия труда по показателям напряженности трудового процесса.

Теоретическая часть

Классификация условий труда по показателям напряженности трудового процесса

Аттестация рабочих мест по условиям труда — система анализа и оценки рабочих мест для проведения оздоровительных мероприятий, ознакомления работающих с условиями труда, сертификации производственных объектов, для подтверждения или отмены права предоставления компенсаций и льгот работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и опасными условиями труда.

При аттестации рабочих мест по условиям труда оценке подлежат все имеющиеся на рабочем месте вредные и (или) опасные производственные факторы (физические, химические и биологические факторы), тяжесть и (или) напряженность. Уровни вредных и (или) опасных производственных факторов определяются на основе инструментальных измерений при ведении производственных процессов в соответствии с технологической документацией при исправных и эффективно действующих средствах коллективной защиты.

Гигиенические критерии — это показатели, характеризующие степень отклонений параметров факторов рабочей среды и трудового процесса от действующих гигиенических нормативов.

Исходя из степени отклонения фактических уровней факторов рабочей среды и трудового процесса от гигиенических нормативов, условия труда по степени вредности и опасности условно подразделяются на 4 класса: оптимальные, допустимые, вредные и опасные.

Оптимальные условия труда (1 класс) — такие условия, при которых сохраняется здоровье работающих, и создаются предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности. Оптимальные нормативы производственных факторов установлены для микроклиматических параметров и факторов трудового процесса. Для других факторов условно за оптимальные принимаются такие условия труда, при которых неблагоприятные факторы отсутствуют, либо не превышают уровни, принятые в качестве безопасных для населения.

Допустимые условия труда (2 класс) — характеризуются такими уровнями факторов среды и трудового процесса, которые не превышают установленных гигиенических нормативов для рабочих мест, а возможные изменения функционального состояния организма восстанавливаются во время регламентированного отдыха или к началу следующей смены и не должны оказывать неблагоприятного действия в ближайшем и отдаленном периоде на состояние здоровья работающих и их потомство. Допустимые условия труда относят к условно безопасным.

Вредные условия труда (3 класс) характеризуются наличием вредных производственных факторов, превышающих гигиенические нормативы и оказывающих неблагоприятное действие на организм работающего и/или его потомство.

Вредные условия труда по степени превышения гигиенических нормативов и выраженности изменений в организме работающих (в классификации, в основном, использована качественная характеристика изменений в организме работающих, которая будет дополняться количественными показателями по мере накопления необходимой информации) подразделяются на 4 степени вредности:

1 степень 3 класса (3.1.) условия труда характеризуются такими отклонениями уровней вредных факторов от гигиенических нормативов, которые вызывают функциональные изменения, восстанавливающиеся, как правило, при более длительном (чем к началу следующей смены) прерывании контакта с вредными факторами и увеличивают риск повреждения здоровья.

2 степень 3 класса (3.2.) уровни вредных факторов, вызывающие стойкие функциональные изменения, приводящие в большинстве случаев к увеличению производственно обусловленной заболеваемости (что проявляется повышением уровня заболеваемости с временной утратой трудоспособности и, в первую очередь, теми болезнями, которые отражают состояние наиболее уязвимых органов и систем для данных вредных факторов), появлению начальных признаков или легких (без потери профессиональной трудоспособности) форм профессиональных заболеваний, возникающих после продолжительной экспозиции (часто после 15 и более лет).

3 степень 3 класса (3.3) условия труда, характеризующиеся такими уровнями вредных факторов, воздействие которых приводит к развитию, как правило, профессиональных болезней легкой и средней степеней тяжести (с потерей профессиональной трудоспособности) в период трудовой деятельности, росту хронической (производственно — обусловленной) патологии, включая повышенные уровни заболеваемости с временной утратой трудоспособности.

4 степень 3 класса (3.4.) условия труда, при которых могут возникать тяжелые формы профессиональных заболеваний (с потерей общей трудоспособности), отмечается значительный рост числа хронических заболеваний и высокие уровни заболеваемости с временной утратой трудоспособности.

Опасные (экстремальные) условия труда (4 класс) характе­ризуются уровнями производственных факторов, воздействие которых в течение рабочей смены (или ее части) создает угрозу для жизни, высокий риск развития острых профессиональных поражений, в том числе и тяжелых форм.

Напряженность труда как характеристика трудовой деятельности, проявляется в функциональном напряжении организма при работах с преобладанием нервной нагрузки (с преимущественными нагрузками на анализаторы и центральную нервную систему).

Напряженность трудового процесса необходимо оценивать на тех рабочих местах, где работа характеризуется:

1) высокой сложностью производственных заданий (руководители высокого уровня, инженеры, конструкторы, врачи и др.);

2) большим количеством и сложностью принимаемой и перерабатываемой информации (диспетчеры, операторы);

3) руководством и контролем работы других лиц (мастера, бригадиры, руководители структурных подразделений);

4) необходимостью одновременного наблюдения за большим числом производственных объектов (авиадиспетчеры, операторы на сложных пультах управления, водители);

5) длительным сосредоточенным наблюдением (водители, оперирующие врачи);

6) напряжением зрения и слуха (контролеры, огранщики, телефонисты);

7) работой с оптическими приборами (лаборанты) и с видеотерминалами;

8) нагрузкой на голосовой аппарат (педагоги, дикторы);

9) повышенной ответственностью за сохранность оборудования и безопасность других лиц (мастера, бригадиры, диспетчеры, водители);

10) риском для собственной жизни (водители, электромонтеры);

11) монотонностью действий (работники поточно- конвейерных линий, штамповщики) или обстановки (операторы-наблюдатели);

большой длительностью рабочих смен и наличием ночных смен (работники металлургических предприятий, энергопредприятий, вахтовики).

Оценка напряженности труда профессиональной группы работников основана на анализе трудовой деятельности и ее структуры, которые изучаются путем хронометражных наблюдений в динамике всего рабочего дня, в течение не менее одной недели. Анализ основан на учете всего комплекса производственных факторов (стимулов, раздражителей), создающих предпосылки для возникновения неблагоприятных нервно-эмоциональных состояний (перенапряжения). Все факторы (показатели) трудового процесса имеют качественную или количественную выраженность и сгруппированы по видам нагрузок: интеллектуальные, сенсорные, эмоциональные, монотонные, режимные нагрузки (см. табл. 1.1).

Таблица 1.1 — Классы условий труда по показателям напряженности трудового процесса

Видео (кликните для воспроизведения).

Показатели напряженности трудового процесса

Напряженность труда эмоциональная нагрузка степень ответственности
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here