Налоговое бремя это величина равная отношению

Особенности решения вопросов с статье на тему: "Налоговое бремя это величина равная отношению". Если в процессе прочтения появились дополнительные вопросы, то вы всегда можете обратиться к дежурному юристу.

Налоговое бремя

Налоговое бремя: формула и порядок расчета

Законодательство РФ не содержит понятия «налоговое бремя». Этот показатель относится, скорее, к экономическим понятиям, характеризующим влияние объемов взимаемых налогов на всю массу налогоплательщиков, а не на конкретного субъекта.

Наиболее близким понятием, которое встречается в законодательстве РФ, является налоговая нагрузка. Она характеризует долю фискальных платежей в объеме полученных доходов. Используется она ФНС как один из основных критериев при выборе предприятия для проведения выездной проверки. Порядок расчета и анализа этого показателя прописан в Приказе ФНС от 30.05.2007 № ММ-3-06/[email protected]

Расчет нашего показателя близок к расчету нагрузки. Чтобы определить уровень налогового бремени, формула используется следующая:

Как ФНС использует сведения о налоговой нагрузке отдельных компаний

Инспекции ФНС обязаны выявлять и пресекать налоговые правонарушения. Для анализа деятельности предприятия на предмет рискованности деятельности ФНС использует ряд оценочных критериев. Некоторые из них закрыты и используются только во внутренней деятельности данного госоргана. Но часть из них доведена до сведения налогоплательщиков.

Общедоступные критерии приведены в Приложении 2 к Приказу № ММ-3-06/[email protected] Предприятия могут самостоятельно использовать их для анализа деятельности своей компании и оценки риска проведения в отношении организации выездной проверки.

Первым пунктом приведен критерий соответствия фискальной нагрузки организации среднеотраслевому уровню. Данные о значениях показателя по видам экономической деятельности приведены в Приложении 3 к Приказу ММ-3-06/[email protected] Обновляются они ежегодно и публикуются на официальном сайте ФНС .

Как объем фискальных платежей влияет на плательщиков и государство

Установка оптимального размера фискальных платежей — важная задача, стоящая перед любым государством. У государства и налогоплательщиков всегда различная позиция по этому вопросу.

Государство за счет поступлений от налогов и иных обязательных сборов пополняет бюджет. От этих поступлений зависят объемы финансирования социальных задач (образование, медицина), развития инфраструктуры населенных пунктов, обороноспособности и иных государственных вопросов. В то же время избыточное налоговое бремя может вызвать обратный эффект. При чрезмерном росте фискальных платежей ведение бизнеса станет неэффективным, снизится число налогоплательщиков, что в результате приведет к снижению платежей в бюджет. Если плательщики будут большую часть доходов отдавать государству, а не направлять на развитие производства, то производственный процесс станет неэффективным и неконкурентоспособным.

Предпринимательское сообщество, в свою очередь, всегда нацелено на снижение налогового бремени.

Задача государственного управления состоит в том, чтобы найти баланс между интересами страны и интересами налогоплательщиков (бизнеса и простых граждан), который обеспечит выполнение государственных задач и в то же время не задавит плательщиков излишним бременем по платежам в бюджет.

Распределение налогового бремени

Для регулирования фискальной нагрузки, накладываемой на граждан и организации, государство нередко использует переложение налогового бремени на лиц, которые, с его точки зрения, более платежеспособны. Или же увеличивает фискальные сборы, которые легче взимать и администрировать.

Ярким примером стали изменения в НК РФ , вступающие в силу с 01.01.2019. После длительных обсуждений было отменено увеличение ставки страховых взносов при одновременном росте ставки НДС с 18 до 20 %. Данный маневр должен обеспечить:

  • с одной стороны — сохранение уровня заработной платы (так как нагрузка на работодателя не изменилась), отсутствие предпосылок к развитию серых схем выплаты зарплаты;
  • с другой стороны — обеспечение поступления в бюджет дополнительных средств. При этом на сегодняшний день именно по НДС налажена очень эффективная система администрирования, позволяющая быстро выявлять случаи незаконного ухода от уплаты налогов.

Чему равно налоговое бремя на работника

Одним из специфических вопросов регулирования фискального бремени для государства является вопрос распределения фискальной нагрузки с зарплаты, выплачиваемой работникам. На сегодняшний день в РФ распределена она следующим образом:

  • работник уплачивает НДФЛ 13 %;
  • работодатель уплачивает страховые взносы в размере 30 % и взносы на травматизм (от 0,2 до 8,5 %).

Не следует путать нагрузку по НДФЛ на работника и общее фискальное бремя на гражданина. Кроме НДФЛ, физическое лицо уплачивает налоги на имущество, землю и транспорт. Именно из суммы всех, подлежащих уплате, налогов и сборов складывается общее фискальное бремя на физическое лицо.

Налоговое бремя. Показатели, характеризующие налоговое бремя

Налоговое бремя представляет собой показатель совокупного воздействия налогов на экономику страны в целом или отдельного налогоплательщика.

Понятие налогового бремени возникло фактически одновременно с появлением налогов. Еще в XVIII в. Адам Смит в своем труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» указывал на важную экономическую зависимость между уровнем налоговой нагрузки и поступлением средств в бюджет государства. «При снижении налогового бремени государство выиграет больше, нежели от наложения непосильных податей; на освобожденные средства может быть получен дополнительный доход, с которого в казну поступит налог».

Первые упоминания о количественной оценке показателя налогового бремени и его давлении на экономику относятся также к XVIII в. Впервые исследовавший это явление Ф. Юсти (1705-1771), немецкий экономист, внесший существенный вклад в развитие финансовой науки, определил налоговое бремя на макроуровне как соотношение между бюджетом и национальным доходом государства. При этом Ф. Юсти указывал, что бюджет страны не должен расходовать более ‘/6 части национального дохода.

Роль и значение показателя налогового бремени состоят в следующем:

Во-первых, определение налогового бремени на общегосударственном уровне необходимо для сравнительного анализа налоговой нагрузки в разных странах и принятие решения о проведении налоговых реформ.

Во-вторых, данный показатель требуется государству для разработки налоговой политики. Вводя новые налоги и отменяя старые, изменяя налоговые ставки и налоговые льготы, государство обязано определять и не преступать предельно допустимые уровни давления на экономику, за пределами которых могут возникнуть негативные экономические процессы.

[1]

В третьих, показатель налогового бремени используется в качестве индикатора экономического поведения хозяйствующих субъектов. Именно от его уровня зависит принятие хозяйствующими субъектами решений о размещении производства, инвестиций и т.д.

Читайте так же:  Отказ от наследства в пользу других лиц

В-четвертых, показатель налоговой нагрузки на общегосударственном уровне необходим для формирования социальной политики государства. Изучение тяжести налогообложения для разных социальных групп дает возможность государству более равномерно распределить налоговое бремя между социальными группами.

Налоговое бремя никогда не исчерпывается только суммой уплаченного налога, налогоплательщик всегда несет ряд затрат, связанных с выполнением своих обязательств. К таким затратам, в частности, относятся:

затраты на содержание штата бухгалтеров и консультантов;

затраты, связанные с уплатой штрафных санкций в результате нарушения налогового законодательства;

судебные издержки в случае нарушения прав налогоплательщиков, предусмотренных НК РФ.

Кроме того, уплата налогов может потребовать заблаговременной мобилизации денежных средств, в результате чего возникнет необходимость привлечь кредитные ресурсы, что предусматривает уплату соответствующих процентов.

Измерить в денежном эквиваленте дополнительные финансовые затраты налогоплательщика, связанные с исчислением и уплатой налогов, не представляется возможным, в связи с чем при определении налогового бремени используется только сумма фактически уплаченных налогов.

Налоговое бремя определяют на макроуровне и микроуровне.

Макроуровень — исчисление размера налогового бремени на экономику и население всей страны.

Микроуровень — расчет налоговой нагрузки на конкретные организации, а также исчисление налоговой нагрузки на работника.

Налоговое бремя на экономику представляет собой отношение всех поступивших налогов от юридических и физических лиц к валовому внутреннему продукту (ВВП). Экономический смысл этого показателя состоит в оценке доли ВВП, перераспределяемой с помощью налогов. Данный показатель рассчитывается по формуле

где Бр — уровень налогового бремени;

Нюф — все налоги, уплаченные и юридическими, и физическими лицами;

ВВП — стоимостное выражение количества произведенных товаров (выполненных работ, оказываемых услуг) в стране.

Недостаток данного показателя заключается в том, что он определяет уровень налогового гнета среднестатистического налогоплателыцика без учета индивидуальных особенностей конкретного хозяйствующего субъекта.

Налоговое бремя на население в целом представляет собой отношение всех уплаченных налогов на душу населения к среднедушевому доходу населения страны. Этот показатель рассчитывается по формуле

где Нн — все уплаченные населением налоги;

Чн — численность населения страны;

Д — сумма полученных населением доходов.

Недостаток этого показателя состоит в его неточности, связанной с невозможностью учета суммы налогов, уплачиваемых населением, в стоимости приобретаемых товаров (работ и услуг).

Налоговое бремя на работника фактически равно ставке налога на доходы физических лиц — единственного налога, взимаемого с доходов работников. Расчет данного показателя осуществляется по формуле

где Нр — налог на доходы физических лиц, удерживаемый из дохода работника;

Др — доход работника.

Для расчета налогового бремени на организацию используются четыре показателя. Расчет первого показателя осуществляется по формуле

где Нп — налоги, уплачиваемые организацией; В — выручка организации.

Данный показателей отражает долю выручки организации, направляемую на погашение налоговых обязательств. Недостаток этого показателя заключается в том, что выручка является более емким показателем, чем доход организации. Таким образом, доход — часть выручки организации.

Второй показатель исчисляется по формуле

где Пч — чистая прибыль, остающаяся после уплаты налогов.

Данный показатель отражает часть чистой прибыли, которая изымается у организации в форме налогов. Недостаток данного показателя состоит в том, что чистая прибыль представляет собой лишь часть дохода, оставшуюся у организации после уплаты всех налогов.

Третий показатель определяется по формуле

где Дс — добавленная стоимость, которая, в свою очередь, может быть представлена в следующем виде: Дс = Ам +Зп + Нп (Ам — амортизационные отчисления; Зп — затраты на оплату труда).

Данный показатель характеризует то, какая часть добавленной стоимости направляется организацией на погашение ее налоговых обязательств.

В целях исключения влияния амортизационных сумм на величину налоговой нагрузки используют четвертый показатель, в котором фискальные изъятия соизмеряются с вновь созданной стоимостью. Вновь созданная стоимость исчисляется путем вычета из добавленной стоимости сумм амортизационных отчислений.

В этом случае налоговое бремя определяется по формуле

где Св — вновь созданная стоимость.

Св = Вр + НДС + Ак + Дв-Рв-М3-Ам,

где Вр — выручка от реализации;

Дв — внереализационные доходы;

Рв — внереализационные расходы;

М3 — материальные затраты;

Ам — амортизационные отчисления;
НДС — налог на добавленную стоимость.

Достоинство последнего показателя заключается в том, что налоговое бремя при его расчете определяется относительно реального дохода организации. Однако ни один из рассмотренных показателей не лишен недостатков. Общий и частные недостатки показателей налогового бремени организации представлены на схеме.

Ни один из представленных показателей налоговой нагрузки на организации не является универсальным, так как бремя прямых и косвенных налогов распределяется между продавцом и покупателем в зависимости от конъюнктурных колебаний рынка. Однако каждый из этих показателей может быть применен организацией для анализа возможных финансовых последствий при внесении государством изменений в налоговую систему, увеличении числа налогов, налоговых ставок или налоговых льгот.

Проблема оптимальной величины налоговой нагрузки на налогоплательщика играет особую роль в построении и совершенствовании налоговой системы государства как с развитой экономикой, так и находящегося в переходном периоде. Многовековая практика построения налоговых систем в странах с цивилизованной рыночной экономикой свидетельствует о том, что изъятие у налогоплательщика до 30% дохода — это та черта, за которой невозможна эффективная предпринимательская деятельность, результатом чего становится сокращение сбережений и инвестиций в экономику. Иными словами, государство не должно изымать у налогоплательщика более 1/3 его доходов.

Вместе с этим предельно допустимые показатели налогового бремени и на микро-, и на макроуровне зависят в первую очередь от уровня обязательств, которые берет на себя государство в отношении конкретного жителя страны и экономики в целом. Иначе говоря, уровень налогового бремени зависит от доли участия государства в расходах населения на оплату образовательных, коммунальных услуг, а также в научно-исследовательских, инвестиционных, социальных и других программах.

Например, в Швеции, где у налогоплательщиков изымается в государственную казну более 50% доходов, не подавляются стимулы к развитию и расширению производства. Это связано с тем, что в Швеции государство за счет налоговых поступлений решает многие задачи экономического и социального характера, которые в большинстве стран налогоплательщик вынужден решать за счет своих средств.

Читайте так же:  Что является собственностью жильцов многоквартирного дома

Показатель налоговых изъятий, исчисляемый в целом по стране, имеет весьма серьезный недостаток — он определяет уровень налогового гнета на среднестатистического налогоплательщика без учета индивидуальных особенностей конкретного налогоплательщика. Действительно, в любом государстве работают десятки тысяч предприятий, различающихся не только по видам деятельности, но и по ряду признаков, которые неизбежно влияют на формирование их налоговой базы и соответственно на размер уплачиваемых налогов. Учитывать все эти особенности при формировании налоговой базы достаточно сложно, поэтому и должно использоваться отношение суммы уплачиваемых в стране налогов к ВВП.

Контрольные вопросы

1. Каково определение понятие «налоговое бремя»?

2. Какие основные элементы входят в совокупную величину налоговой нагрузки?

3. Каковы показатели налогового бремени на микроуровне, как они рассчитываются?

4. Какой из показателей налоговой нагрузки на организацию является универсальным? Обоснуйте ответ.

5. Каковы показатели налогового бремени на макроуровне, как они рассчитываются?

6. Каковы общие и частные недостатки показателей налоговой нагрузки на организацию?

7. В чем заключается смысл показателя налоговой нагрузки на экономику страны, как он рассчитывается?

НАЛОГОВОЕ БРЕМЯ

Экономика. Толковый словарь. — М.: «ИНФРА-М», Издательство «Весь Мир». Дж. Блэк. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М. . 2000 .

Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. . Современный экономический словарь. — 2-е изд., испр. М.: ИНФРА-М. 479 с. . 1999 .

Экономический словарь . 2000 .

Смотреть что такое «НАЛОГОВОЕ БРЕМЯ» в других словарях:

Налоговое бремя — (tax burden) Сумма налога, уплаченного физическим лицом или организацией. Эта сумма может не совпадать с фактически выплаченным налогом, так как существуют возможности перекладывания налога либо нормального распределения налогового бремени… … Финансовый словарь

НАЛОГОВОЕ БРЕМЯ — (tax burden) Сумма налога, уплаченного физическим лицом или организацией. Эта сумма может не совпадать с фактически выплаченным налогом, так как существуют возможности перекладывания налога либо нормального распределения налогового бремени… … Словарь бизнес-терминов

налоговое бремя — Сумма налога, уплаченного физическим лицом или организацией. Эта сумма может не совпадать с фактически выплаченным налогом, так как существуют возможности перекладывания налога либо нормального распределения налогового бремени (inc >Справочник технического переводчика

Видео (кликните для воспроизведения).

Налоговое бремя — выраженное в процентах отношение суммы налогов, взятых за определенный период, к величине доходов, полученных за тот же период … Словарь терминов антикризисного управления

налоговое бремя — 1) мера, степень, уровень экономических ограничений, создаваемых отчислением средств на уплату налогов, отвлечением их от других возможных направлений использования. Распределение налогового бремени между налогоплательщиками опирается на два… … Словарь экономических терминов

НАЛОГОВОЕ БРЕМЯ — уровень экономических ограничений, создаваемых отчислением средств на уплату налогов, отвлечением их от других возможных направлений использования. Распределение Н.б. между налогоплательщиками опирается на два принципа: а) увязка налога с… … Энциклопедический словарь экономики и права

Налоговое бремя — TAX BURDEN 1. Общая сумма налогов, уплачиваемых налогоплательщиками в виде подоходного налога, налога на прибыль, налога на добавленную стоимость и т.д. Показатель выражается как отношение совокупных доходов государства от налогообложения к… … Словарь-справочник по экономике

НАЛОГОВОЕ БРЕМЯ, налоговый пресс, налоговая тяжесть, податнуе давление, бремя обложения, налоговая нагрузка — (англ. tax burden) – обобщенная характеристика налоговой системы страны, указывающая: на действие (как правило, негативное), которое налоги оказывают на положение налогоплательщиков или на народное хозяйство в целом; на количественную оценку… … Финансово-кредитный энциклопедический словарь

ИЗБЫТОЧНОЕ НАЛОГОВОЕ БРЕМЯ — потеря для общества чистой выгоды, обусловленная введением или увеличением налогов, приводящих к снижению уровня производства и потребления товаров ниже оптимального, рационального. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный… … Экономический словарь

ИЗБЫТОЧНОЕ НАЛОГОВОЕ БРЕМЯ — потеря обществом чистой выгоды, обусловленная введением или увеличением налогов, приводящих к снижению уровня производства и потребления товаров ниже оптимального, рационального … Энциклопедический словарь экономики и права

Снижение налогового бремени

Снижение налогового бремени

Похожие публикации

Проблема определения оптимального уровня взимаемых налогов волновала экономистов еще в средние века. Министру финансов при дворе короля Людовика XIV Жану-Батисту Кольберу приписывают фразу: «Сбор налогов – это искусство ощипать живого гуся так, чтобы получить максимум перьев при минимуме писка». Количество собранных перьев, о котором говорил Кольбер — это и есть налоговая нагрузка, или как ее часто называют – налоговое бремя.

Понятие и расчет налогового бремени

Налоговое бремя – это показатель, отражающий влияние собираемых налогов на деятельность экономических субъектов. Оно может определяться как для отдельного налогоплательщика (юридического или физического лица), так и для экономики в целом.

Формула налогового бремени в общем случае – это отношение уплаченных налогов к доходу. Однако по поводу формул уровня налогового бремени применительно к конкретным экономическим субъектам среди экономистов на сегодня не существует единого мнения.

Например, для того, чтобы определить, чему равно налоговое бремя на работника, в числитель дроби можно поставить подоходный налог:

  • Бр. = НДФЛ / Д, где Д – доход налогоплательщика.

Но данный подход имеет как минимум два недостатка. Во-первых, физические лица платят не только подоходный налог, а еще некоторые другие – налог на имущество, транспортный и т.д. Во-вторых, здесь не учитываются косвенные налоги, включенные в цену товара, которые также являются нагрузкой на налогоплательщика. Правда, учесть влияние косвенных налогов применительно к конкретному физическому лицу достаточно сложно.

При расчете налогового бремени на уровне предприятия сумму начисленных налогов делят на показатель доходности, которым, в зависимости от принятой методики, может быть выручка, прибыль или добавленная стоимость.

  • Бр = Н / Д, где Д – показатель доходности.

На макроэкономическом уровне налоговое бремя определяют, как отношение всех поступивших в бюджет налогов к валовому внутреннему продукту.

Избыточное налоговое бремя и пути его снижения

Так сколько же перьев можно вырвать у гуся? Другими словами, до какой степени допустимо повышать налоговые ставки?

Читайте так же:  Соглашение о совместной деятельности между юридическими лицами

График, выражающий зависимость налоговых поступлений в бюджет от уровня ставок, был предложен в 1974 г. американским экономистом Артуром Лаффером. Согласно его теории, при росте налоговых ставок объем поступлений в бюджет сначала возрастает и достигает максимума при некотором оптимальном размере ставки, а затем начинает падать, и при ставке 100% сумма собираемых налогов будет стремиться к 0.

Кривая Лаффера

Теория, позволяющая точно рассчитать размер оптимальной налоговой ставки, пока не создана, однако мировая практика показывает, что для эффективного функционирования экономики налоговое бремя не должно превышать 30-40% от доходов.

Если ставки существенно превышают этот уровень, то большинству экономических субъектов становится невыгодно заниматься бизнесом, и они либо полностью прекращают деятельность, либо «уходят в тень». И в том и в другом случае развитие экономики замедляется, а объем налоговых поступлений – сокращается. Следовательно – возникает необходимость в снижении налогового бремени.

Государство в этом случае может как снизить общий уровень фискальной нагрузки (путем снижения ставок или полной отмены некоторых налогов), так и осуществить переложение налогового бремени.

Распределение налогового бремени между экономическими субъектами зависит от фискальной политики государства.

Например, если большую часть поступлений в бюджет дают косвенные налоги, входящие в цену товара (НДС, акцизы), то большая часть нагрузки в итоге ложится на конечного потребителя.

Если же имеют место высокие ставки по налогу на прибыль юридических лиц, то налоговое бремя несут на себе производители.

Меняя уровень ставок по этим налогам, правительство может «перекладывать» налоговое бремя между населением и бизнесом.

Также возможно осуществить поддержку тех или иных отраслей экономики путем введения различных налоговых льгот.

Вывод

Налоговое бремя – это отношение суммы взимаемых налогов к доходу экономического субъекта или ВВП государства. Его оптимальная величина – не более 30-40% от дохода. Оптимизацию избыточной налоговой нагрузки можно осуществлять как путем снижения ставок, так и путем перераспределения бремени между хозяйствующими субъектами или отраслями экономики.

Тема 3. Сущность налогового бремени.

Налоговое бремя характеризуется величиной прямых и косвенных налогов, дополняется взносами в фонды соцстраха и другие фонды. В теории и практике налоговое бремя можно рассматривать как абсолютное – измеряется абсолютной суммой всех налоговых выплат в течении финансового года. Дополняется этот показатель относительным налоговым бременем, который измеряется долей (удельным весом) всех налоговых выплат в бюджет в совокупном годовом доходе. Тяжесть налогового бремени зависит от налоговой политики государства и затрагивает интересы всех ФЮЛ и общества в целом. Однако, в настоящее время нет научного подхода в измерении чьей – либо способности платить налоги. Сейчас на практике это зависит:

— от взглядов правящей партии на проблему н/о;

— от требований момента;

— от потребностей правительства в доходах, следовательно на практике присутствует субъективный подход к решению проблемы распределения бремени.

Разные налоги дают различное налоговое бремя, то есть различную налоговую нагрузку. Так, прогрессивные налоги с ростом дохода увеличивают и абсолютные суммы налоговых выплат и долю этих выплат в совокупном доходе. Регрессивные налоги – с ростом дохода понижают долю налогов в доходе, но абсолютная сумма налогов может снижаться, а может и расти. Все зависит от того в какой степени рост дохода опережает снижение налоговых ставок. Пропорциональные – с ростом дохода формируют неизменную долю налогов в доходе, но абсолютно сумма налоговых выплат растет, так как увеличивается наполняемость каждого процента.

Если рассматривать бремя отдельных доходов, то картина следующая:

1) Личный подоходный налог – мало прогрессивен в рыночных системах, кроме этого доходы от облигаций и выплаты процентов по вкладам не облагаются налогом – это подрывает прогрессивный характер. В России этот налог пропорциональный, отмеченное выше условие снижает абсолютные суммы выплат.

2) Косвенные налоги (налоги на потребление) на первый взгляд кажутся пропорциональными. Но на практике по отношению к доходу они являются регрессивными, причина регрессивности в том, что косвенные налоги затрагивают значительную часть дохода бедного человека, в отличие от богатого который может избежать налога на часть дохода, откладывая его в виде сбережений.

3) Налоги на прибыль предприятия – они являются пропорциональными и владельцы предприятий полностью несут их бремя но практика показывает, что нередко часть налога в виде повышения цены перекладывается на покупателя продукции. Эта перенесенная часть носит регрессивный характер, по аналогии с косвенными налогами.

4) Поимущественные налоги регрессивны по той же причине, что и косвенные.

А теперь рассмотрим как распределяется налоговое бремя самых подвижных в налоговой системе косвенных налогов в зависимости от эластичности спроса и предложения на товар. Здесь можно вывести два правила:

1) Чем менее эластичен спрос на товар, тем большую часть бремени налога производитель переносит на покупателя, при условии, что предложение постоянно.

2) Чем менее эластично предложение на товар, тем большую часть налога платят производители при условии, что спрос постоянный.

Бремя налогов представляет собой общую сумму платежей, которая, в конечном счете, в той или иной форме возвращается налогоплательщикам. Но есть избыточное налоговое бремя. Суть в том, что большинство налогов создают общее налоговое бремя на экономику, превышающее налоговые поступления. Избыточное бремя, которое выражает падение объема производства ниже оптимального уровня, что означает одновременно потерю для общества чистой выручки. Величина избыточного бремени в значительной степени зависит от эластичности спроса и предложения и, если продолжить анализ, то придем к следующим выводам:

1) Размер избыточного бремени налога варьируется на разных рынках в зависимости от спроса и предложения.

2) При прочих равных условиях, чем больше эластичность спроса и предложения, тем больше избыточное бремя вводимого налога.

3) Два налога, дающие одинаковое поступление в бюджет не обязательно влекут за собой одинаковое, общее в том числе избыточное налоговое бремя.

Все вместе взятое необходимо учитывать правительству при выработке налоговой политики, а плательщикам при налоговом планировании.

Налоги не всегда исходят из тех источников, которые подлежат обложению, согласно закону. Некоторые из них частично могут быть переложены на другие части национальной экономики или слои населения. Следовательно, в рамках налоговой политики важно определить сферу возможного влияния и выявить конечные пункты, куда перемещаются налоги. Это глубоко скрытый процесс, который не виден в реальной жизни, но может быть спрогнозирован.

Читайте так же:  Недвижимое имущество определение по законодательству

Переложение налогового бремени.

1) Личный подоходный налог (налог на з/п, наследство и дарение). Возможность переложения этих налогов незначительна, но могут быть исключения:

— например лица или группа лиц, которые могут контролировать цены на свой ТИУ (врачи, юристы, различные товарищества и другие). При введении дополнительных налогов или повышении ставок могут на соответствующие суммы поднять расценки на свой ТИУ, чтобы компенсировать налоги.

— профсоюзы могут рассматривать личный подоходный налог как часть стоимости жизни и при его повышении вести переговоры о повышении уровня з/п. Отсюда, возможность переложить часть бремени этого налога от работающих на работодателей, следовательно работодатели рассматривают этот рост з/п как рост издержек и повышают цену на производимую продукцию, тем самым переносят полученное от работающих бремя налога на потребителя своей продукции. Тоже самое можно сказать о налога на зарплату и налоге с наследства.

2) Налог на прибыль корпораций. Сфера действия этого налога менее определена, однако и здесь имеются возможности переложения бремени. Возможными сферами переложения могут быть:

а) если предприятие само устанавливает цены и они приносят максимальную прибыль, то рост ставок налога на прибыль и изъятие ее части, как правило, не приводят к резкому снижению прибыльности. В этом случае акционеры несут основную часть бремени в виде низких дивидендов или в виде снижения части нераспределенной прибыли.

б) но фирма может перенести бремя с одной стороны на покупателей через повышение цен на свою продукцию или на поставщиков ресурсов через снижение цен на ресурсы.

Однако как отмечают эксперты в развитых странах н/п, контролирующие рынок, не спешат устанавливать цены, приносящие максимальную прибыль.Поэтому начинают выплачивать налоги по повышенным ставкам, затем обосновывают рост издержек высокими налогами и в конечном счете повышают цены, перенося бремя на покупателей, таким образом часть налога на прибыль корпораций благополучно может быть распределена между владельцами акций, покупателями ТИУ, продавцами ресурсов.

3) Косвенные налоги.

Это самые скрытые налоги, поэтому их легко переложить на покупателей через более высокие цены. При этом существует разница в перенесении бремени между налогом с продаж, НДС и акцизами. Первые распространяются практически на все товары, поэтому у покупателей маленькая возможность переориентировать свои расходы на товары с низкими ценами. Акцизами облагается ограниченный круг товаров, следовательно возможности замены шире, но во многих случаях повышение цен с ростом акцизов мало сказывается на объемах продаж так как мало хороших товаров – заменителей, а поэтому оттока покупателей практически нет. Таким образом эти налоги обычно в основном ложатся на покупателей.

4) Поимущественные налоги дают мало возможностей для переложения бремени. Даже если владелец имущества в связи с высокими налогами не захочет от него избавится, он получит цену более низкую, учитывающую будущие высокие налоги иначе с арендодателями, так как в этом случае налог на имущество может быть полностью включен в арендную плату. Как видели переложение налогового бремени является одной из форм уклонения от налогов.

Дата добавления: 2015-02-25 ; просмотров: 1401 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Налоговое бремя

Такой экономический показатель, как налоговое бремя отражает уровень воздействия налоговой системы на конкретного налогоплательщика, а также экономику страны в целом. Он определяется как соотношение доходов, полученных за определенный период времени, и налогов, подлежащих к уплате за аналогичный период.

Величина налогового бремени зависит от двух факторов:

  • базы налогообложения;
  • размера налоговой ставки.

Исследователи еще в восемнадцатом веке доказали, что существует непосредственная взаимосвязь между налоговым бременем и количеством поступающих в бюджет средств. Чем выше уровень первого показателя, тем ниже опускается величина второго, и наоборот. Эту тенденцию уже давно поняли на Западе, поэтому начиная с восьмидесятых годов, экономическая политика большинства стран предусматривает постепенное уменьшение налоговых ставок.

Как уменьшить налоговое бремя?

Нужно отметить, что большинство компаний стремится снизить уровень налогового бремени. Сделать это можно при помощи следующих методов:

  • использовать разнообразные льготы в области налогов;
  • уменьшить законным способом налогооблагаемые суммы (речь идет об увеличении уровня отчислений в фонды, средства которых не облагаются налогом (например, амортизационный фонд);
  • большинство стран применяет пониженные налоговые ставки для компаний, имеющих небольшой оборот;
  • в некоторых государствах на законодательном уровне материнская компания может выплачивать налог на прибылькорпорации за отдельную фирму, которая входит в ее состав (таким образом, удается снизить налогооблагаемую базу;
  • практически все страны практикуют применения системы, позволяющей организации покрыть свои убытки за счет прибыли, полученной за прошлые годы или той, которая только будет получена в будущем.

Что такое коэффициент эластичности налогов?

Современная макроэкономика активно использует такой показатель, как коэффициент эластичности налогов. Он фиксирует уровень уменьшения налоговых поступлений в зависимости от определенного фактора. Так, если анализируемый фактор изменяется скорее, чем бюджетные поступления, то налоги считаются неэластичными. И наоборот, если сумма поступлений изменяется быстрее, чем определяющий фактор, то есть все основания утверждать, что налоги эластичны. Различают еще единичную эластичность, для которой характерно пропорциональное изменение налогов и контрольного фактора.

Поэтому при формировании налоговой системы необходимо учитывать эластичность налогов. Такой подход дает возможность определить оптимальные направления развития экономики. В результате утвержденная на государственном уровне налоговая система сможет эффективно решить задачу, связанную с получением максимального количества налоговых поступлений при определенном налоговом бремени. Или, наоборот, уменьшить налоговое бремя, сохранив при этом налоговые поступления на предыдущем уровне.

Налоговое бремя (нагрузка).

Необходимость и назначение показателя налогового бремени (налоговой нагрузки, налоговой тяжести).

Современное определение налогового бремени (нагрузки). Уровень налогового бремени на экономику: порядок расчета, величина налогового бремени в Российской Федерации, в развитых странах. Размер уровня налогового бремени на экономику Российской Федерации. Предел налогового бремени.

Читайте так же:  Как зарегистрироваться в собственной квартире

Тест на внимательность Только 5% пользователей набирают 100 баллов. Сколько баллов наберешь ты?

Методики расчета уровня налоговой нагрузки на организацию, их достоинства и недостатки.

Налоговое бремя представляет собой показатель совокупного воздействия налогов на экономику страны в целом, на отдельный хозяйствующий субъект или на иного плательщика, определяемый как доля их доходов, уплачиваемая государству в форме налогов и платежей налогового характера.

Исчисление налогового бремени осуществляется на двух уровнях: макроуровне и микроуровне.

Макроуровень подразумевает исчисление тяжести налогообложения всей страны в целом или налоговой нагрузки на экономику. Здесь же оценивается распределение налогового бремени между группами однородных предприятий, т.е. отраслями производства, и налоговая нагрузка всей страны. Микроуровень включает определение налоговой нагрузки на конкретные предприятия, а так же исчесления налоговой нагрузки на работника.

Практика использования описанных методов расчёта налогового бремени показывает, что в чистом виде ни одна из них не даёт объективной картины напряженности налоговых обязательств. Только комбинация разных показателей приближает к адекватной оценке налогового бремени.

Во-первых, данный показатель в России складывается в условиях серьёзных проблем с налоговой дисциплиной (напр., в стране существует система создания различных схем ухода от налогообложения). Во-вторых, на показатель налогового изъятия ВВП в России влияет показатель собираемости налогов . Через налоги ВВП рассчитывается исходя из фактически уплаченных в бюджет налогов или же запланированных к поступлению в бюджет на очередной финансовый год. В-третьих, совокупный показатель налоговой нагрузки в России является несовершённым ещё и потому, что имеются существенные погрешности изменения ВВП.

В-четвёртых, достаточно частые изменения, вносимые в акты налогового законодательства, не способствуют упрощению процедуры уплаты налогов, а лишь увеличивают налоговую нагрузку на налогоплательщика.

В-пятых, показатель доли ВВП, перераспределяемого через налоговую систему в России и в странах Запада, несопоставим для анализа степени налоговой нагрузки на бизнес. Так, сумма собранных в стране за год налогов поступает как от компаний, так и от частных лиц. Следовательно, при анализе налоговой нагрузки в целом по всей экономике по доле налогов в ВВП надо обязательно учитывать ещё и структуру поступления налогов по юридическим и физическим лицам.

[2]

Налоговая система России предусматривает возможность предоставления значительного числа налоговых льгот и преференций. Зачастую их получают как раз те организации, которые имеют относительно большой доход. С точки зрения экономической политики в условиях необходимости государственной поддержки предпринимательства — это правильно, но с позиции налоговой нагрузки — нет, так как её распространение осуществляется неравномерно .

На основе изложенного можно сделать следующие выводы.

1. Налоговая нагрузка на экономику РФ несколько выше, чем в странах с развитой рыночной экономикой.

2. Налоговая система России построена таким образом, что перед ней все равны. Вместе с тем, в российской налоговой системе налоговое бремя перекладывается на определённый круг налогоплательщиков, вследствие чего, они, несмотря на ряд решительных шагов по снижению, продолжают испытывать повышенное налоговое бремя .

3. При анализе воздействия налогов на предпринимательскую деятельность в нашей стране необходимо учитывать особенности российской экономики: низкий уровень налоговой дисциплины, собираемости налогов, неравномерность распределения налогового бремени между предприятием, погрешности измерения ВВП. Эти особенности обязывают сопоставлять не уровень налоговой нагрузки среднестатистического налогоплательщика и величину налоговых ставок важнейших видов налогов, а распределение налогов между категориями плательщиков и специфику формирования налоговой базы.

Налоговая нагрузка значительно варьируется по странам. Для слаборазвитых стран (в которых нет мощной системы социального обеспечения) характерна низкая налоговая нагрузка, для развитых — относительно высокая налоговая нагрузка (доходившая в Швеции до 60 % ВВП в отдельные годы). Исключение составляют некоторые развитые страны Юго-Восточной Азии, где налоговая нагрузка относительно невысока. В России налоговая нагрузка составляет около 55 %, что немного ниже среднего уровня развитых стран (выше, чем в США, но ниже чем в Германии, см. ).

Согласно Основным направлениям налоговой политики Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов величина налоговой нагрузки в 2000—2008 годах находилась на уровне 35 — 36 % ВВП. Также сказано, что достигнутый уровень налоговой нагрузки в долгосрочной перспективе может оказаться ниже экономически оправданного уровня.

Различают фактическую и номинальную налоговую нагрузку. Номинальная налоговая нагрузка — доля обязательных платежей в ВВП, которую налогоплательщики должны выплатить в случае полного выполнения ими налогового законодательства. Разница между номинальной и фактической нагрузкой характеризует степень уклонения от налогов. Чем выше номинальная нагрузка — тем выше уклонение. При превышении номинальной нагрузки определённого уровня уклонение становится массовым и фактическая нагрузка снижается. Точка, в которой фактическая нагрузка максимальна, называется точкой Лаффера. Считается, что номинальная налоговая нагрузка должна быть несколько ниже точки Лаффера, так как более высокие значения вынуждают налогоплательщиков нарушать налоговое законодательство. Под фактической налоговой нагрузкой на экономику понимают долю реально выплаченных обязательных платежей в пользу государства в ВВП страны.

Общепринятой методикой определения налогового бремени на организации является порядок расчета, разработанный Минфином России, согласно которому уровень налоговой нагрузки — это отношение всех уплаченных организацией налогов к выручке, включая выручку от прочей реализации:

НП НН = ——- х 100%, В + ВД где НН — налоговая нагрузка на организацию; НП — общая сумма всех уплаченных налогов; В — выручка от реализации продукции (работ, услуг); ВД — внереализационные доходы.

Видео (кликните для воспроизведения).

Существенный недостаток такого расчета состоит в том, что он не позволяет определить влияние изменения структуры налогов на показатель налогового бремени. Рассчитанная по данной методике налоговая нагрузка характеризует только налогоемкость продукции (работ или услуг), произведенной хозяйствующим субъектом, и не дает реальной картины налогового бремени, которое несет налогоплательщик.

Налоговое бремя это величина равная отношению
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here