Классификация объектов государственного и муниципального имущества

Особенности решения вопросов с статье на тему: "Классификация объектов государственного и муниципального имущества". Если в процессе прочтения появились дополнительные вопросы, то вы всегда можете обратиться к дежурному юристу.

Энциклопедия решений. Государственное и муниципальное имущество

Государственное и муниципальное имущество

Согласно действующему законодательству имущество может принадлежать на праве собственности различным публично-правовым образованиям — Российской Федерации, субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям (ст.ст. 214, 215 ГК РФ).

Имущество, принадлежащее на праве собственности РФ (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ — республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта РФ), является государственной собственностью (п. 1 ст. 214 ГК РФ). В свою очередь, имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью (п. 1 ст. 215 ГК РФ).

— числится в составе казны публично-правового образования;

— закрепляется за государственными (муниципальными) учреждениями и казенными предприятиями на праве оперативного управления;

— закрепляется за государственными (муниципальными) унитарными предприятиями на праве хозяйственного ведения.

В соответствии с действующим гражданским законодательством имущество не может принадлежать государственному (муниципальному) учреждению на праве собственности (ст.ст. 123.21, 296, 299 ГК РФ; определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 24.09.2015 N 303-ЭС15-3678). Собственником имущества, учитываемого в балансовом учете организаций государственного сектора, является публично-правовое образование.

Данное правило в полной мере распространяется на имущество:

1) закрепленное за учреждениями собственником (учредителем);

2) приобретенное за счет средств, выделенных собственником (учредителем) на приобретение этого имущества;

3) приобретенное учреждением по договору или иным основаниям;

4) относящееся к плодам, продукции и доходам от использования имущества, находящегося в оперативном управлении учреждения.

Права собственника государственного (муниципального) имущества могут осуществлять уполномоченные органы государственной власти (местного самоуправления) в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (п. 3 ст. 214, п. 2 ст. 215, п. п. 1, 2 ст. 125 ГК РФ).

При принятии решения о закреплении имущества на праве оперативного управления (хозяйственного ведения), об изъятии такого имущества должна проводиться работа по сопоставлению назначения и характеристик объектов имущества*(1):

— с функциями соответствующих органов власти (местного самоуправления);

— с основными видами деятельности, предусмотренными учредительными документами государственных (муниципальных) учреждений и унитарных предприятий, за которыми закрепляется (закреплено) имущество.

Более того, по отдельным объектам имущества при их закреплении на праве оперативного управления (хозяйственного ведения) может определяться целевая функция (целевое назначение).

Собственники имущества государственных (муниципальных) учреждений (публично-правовые образования) реализуют свои права с учетом ряда специальных положений, предусмотренных, в частности, ст.ст. 123.21, 123.22, 296, 298 ГК РФ, ст. 9.2 Федеральным законом от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и ст. ст. 2 — 4 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях».

Так, субсидиарная ответственность собственников предусмотрена в отношении всех обязательств казенных учреждений, а также в отношении обязательств бюджетных и автономных учреждений, связанных с причинением вреда гражданам (п.п. 4-6 ст. 123.22 ГК РФ, п. 7 ст. 161 БК РФ). Распоряжаться по своему усмотрению собственник может только тем имуществом, которое изъято им в установленном порядке у государственного (муниципального) учреждения (п. 2 ст. 296 ГК РФ; п. 9 постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 21).

Имущество, принадлежащее публично-правовым образованиям на праве собственности, подлежит учету уполномоченными органами в соответствующих Реестрах на основании информации, предоставляемой правообладателями (балансодержателями) данного имущества, в том числе и государственными (муниципальными) учреждениями. Порядок ведения Реестров определяется каждым публично-правовым образованием самостоятельно (смотрите, например, Положение об учете федерального имущества, утвержденное постановлением Правительства РФ от 16.07.2007 N 447).

[3]

Кроме того, в рамках публично-правового образования может устанавливаться общий порядок списания имущества, принадлежащего публично-правовому образованию на праве собственности (см., например, Положение об особенностях списания федерального имущества, утвержденное постановлением Правительства РФ от 14.10.2010 N 834).

Особенности правового режима отдельных категорий имущества государственных (муниципальных) учреждений различных типов представлены в таблице:

Правовой режим имущества, учитываемого на балансе госучреждения

Статья 29. Муниципальная собственность

Статья 29. Муниципальная собственность

1. В состав муниципальной собственности входят средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, имущество органов местного самоуправления, а также муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности, муниципальные предприятия и организации, муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации, муниципальные жилищный фонд и нежилые помещения, муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта, другое движимое и недвижимое имущество.

Об объектах, относящихся к муниципальной собственности, см.: Постановление ВС РФ от 27 декабря 1991 г. N 3020-1

2. Органы местного самоуправления управляют муниципальной собственностью. Права собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности, от имени муниципального образования осуществляют органы местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации и уставами муниципальных образований, население непосредственно.

3. Органы местного самоуправления в соответствии с законом вправе передавать объекты муниципальной собственности во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, сдавать в аренду, отчуждать в установленном порядке, а также совершать с имуществом, находящимся в муниципальной собственности, иные сделки, определять в договорах и соглашениях условия использования приватизируемых или передаваемых в пользование объектов.

Органы местного самоуправления в соответствии с законом могут в интересах населения устанавливать условия использования земель, находящихся в границах муниципального образования.

Читайте так же:  Являются ли деньги имуществом гк

4. Порядок и условия приватизации муниципальной собственности определяются населением непосредственно или представительными органами местного самоуправления самостоятельно.

О приватизации государственного и муниципального имущества см. Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ

Доходы от приватизации объектов муниципальной собственности поступают в полном объеме в местный бюджет.

5. Муниципальная собственность признается и защищается государством равным образом с государственной, частной и иными формами собственности.

>
Право органов местного самоуправления на создание предприятий, учреждений и организаций
Содержание
Федеральный закон от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Муниципальная собственность — объекты, источники формирования

Муниципальная собственность — это совокупность регулируемых нормами права экономических отношений, связанных с имущественным комплексом муниципального образования и самим субъектом права муниципальной собственности.

В состав муниципального имущества, находящегося в муниципальной собственности, входят (по ст. 50 Закона № 131-ФЗ):

Следует особо обратить внимание, что в муниципальной собственности не может находиться имущество, предназначенное для коммерческого использования, т.е. для извлечения прибыли.

Способы классификации объектов муниципальной собственности представлены на рис. 18.2.

Особое место в составе недвижимого имущества муниципального образования занимает земля. Муниципальные земли наряду с государственными и частными составляют территорию муниципального образования. Наличие муниципальной собственности на землю позволяет муниципальным образованиям иметь стабильную базу для формирования доходной части местного бюджета.

В составе недвижимого имущества муниципального образования следует отметить муниципальный жилищный фонд и нежилые помещения (муниципальные объекты здравоохранения, образования, культуры и др.) — непосредственно предназначенные для решения вопросов местного значения.

Рис. 18.2. Классификация объектов муниципальной собственности

Имущество муниципального образования может использоваться в деятельности хозяйствующих субъектов — муниципальных унитарных предприятий — это имущество производственного значения, а также учреждений (бюджетных, казенных, автономных) — имущество непроизводственного значения.

Право собственности означает, что органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (ст. 51 Закона № 131-ФЗ). Согласно Гражданскому кодексу РФ имущество муниципального образования (как имущество публично-правового образования) может находиться в хозяйственном ведении, оперативном управлении, в казне.

[1]

Режим хозяйственного ведения предполагает, что муниципальном имуществом, переданным муниципальным унитарным предприятиям, можно владеть и пользоваться, но распоряжаться в ограниченном пределе — нельзя продавать, сдавать в аренду, вносить в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных обществ и др.

Режим оперативного управления муниципальным имуществом, переданным муниципальным казенным предприятиям, муниципальным учреждениям также ограничивает их права, в частности собственник имущества может изъять лишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество.

Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования (ч. 1 ст. 215 Гражданского кодекса РФ).

Особенности владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом связаны с публичной природой муниципальной собственности, поэтому органы местного самоуправления в этих вопросах обладают меньшей свободой, чем граждане и юридические лица.

Выделяют следующие способы распоряжения муниципальным имуществом:

Объемы приватизации муниципальной собственности в Российской Федерации представлены на рис. 18.3.

Рис. 18.3. Средства, полученные от приватизации муниципальной собственности в Российской Федерации

Тема 3.Состав, цели, специфика управления разными объектами государственного и муниципального имущества

Объекты государственного и муниципального имущества. Состав, цели, специфика управления разными объектами государственной и муниципальной собственности. Классификация объектов собственности. Критерии классификации. Недвижимая собственность — земельные участки, участки недр, водные объекты, леса, здания и сооружения, воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты и другое имущество. Движимая собственность. Имущественные комплексы. Государственные учреждения. Автономные учреждения и их особенности.

Тема 4. Особенности управления земельными ресурсами на государственном и муниципальном уровне

Основные свойства земли как объекта собственности. Категории государственных и муниципальных земельных ресурсов. Правовое регулирование земельных отношений в РФ. Основные положения Конституции РФ в сфере управления земельными ресурсами. Земельный Кодекс РФ как основной нормативный правовой акт управления земельными ресурсами в России. Формы доходов от управления государственными и муниципальными земельными ресурсами. Основные полномочия и их соотношение в сфере регулирования земельных отношений между уровнями власти.

Тема 5. Унитарные предприятия как объект управления

Государственные унитарные предприятия. Понятие унитарного предприятия. Особый имущественный статус унитарного предприятия. Цели создания унитарных предприятий, их место и роль в экономической системе хозяйствования. Правовой режим функционирования унитарных предприятий: права хозяйственного ведения, права оперативного управления. Основные правомочия собственника унитарного предприятия. Особенности управления унитарным предприятием. Имущественные комплексы государственных унитарных предприятий (ГУП). Отчетность ГУПов. Устав и контракт как инструменты управления. Порядок распределение прибыли от деятельности унитарного предприятия. Прекращение его деятельности. Казенные предприятия. Цели, задачи, направления деятельности казенных предприятий. Устав казенного предприятия. Особенности формирования уставного фонда. Классификация муниципальных предприятий. Реформирование унитарных государственных и муниципальных предприятий.

Тема 6. Особенности управления акционерными обществами с долей государственной и муниципальной собственности

Особенности акционерной формы собственности. Акционерная собственность государства. Управление государственными долями (пакетами акций) в акционерных обществах. «Золотая акция» как особая форма участия государства в управлении акционерным обществом. Способы формирования государственных и муниципальных пакетов акций. Современная классификация акционерных обществ с участием государства. Структуризация пакетов акций по степени ликвидности акций, отраслевой принадлежности, по величине пакета и т.д. Цели управления государственными и муниципальными пакетами акций. Способы управления государственными и муниципальными пакетами акций. Целесообразность продажи государственного пакета. Залог государственной собственности.

Читайте так же:  Соглашение о разделе имущества супругов методические рекомендации

Основы правового функционирования акционерных обществ. Структура и полномочия органов управления акционерного общества. Современные инструменты управления акционерными обществами с государственной и муниципальной собственностью.

Тема 7. Приватизация и национализация как способ преобразования государственной и муниципальной собственности

Обоснованность преобразований государственной собственности при формировании смешанной модели экономики. Понятие приватизации. Цели и задачи приватизации. Способы приватизации. Особенности приватизации разных объектов. Этапы приватизации в России. Особенности современного этапа приватизации. Многообразие инструментов приватизации. Социально-экономические последствия приватизации в России.

Дата добавления: 2018-02-28 ; просмотров: 102 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Классификация объектов недвижимости по видам собственности

Выделяются 4 категории недвижимости по видам собственности:

1) ЧАСТНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ.

Все имущество, которым владеют физические и юридические лица, является частной собственностью. Это может быть жилая недвижимость (квартира, дом, комната), подсобная (гараж, баня, сарай), административная, которая используется для хозяйственных нужд (офисное здание, склад, водонапорная башня, котельная). В некоторых случаях частные лица также могут быть ограничены в своих правах по отношению к имуществу. Например, в собственности у организации одна на весь населенный пункт котельная, которая отапливает все здания в нем. В таком случае предприятие не сможет использовать ее для других целей.

Приобрести недвижимое имущество в собственность можно несколькими способами:

· получить в наследство;

Виды частной собственности в РФ: индивидуальная и общая. При первой у недвижимости только один хозяин. Он реализует свои права и несет обязанности по отношению к ней, предусмотренные действующим законодательством, без согласования с другими лицами. Второй вид собственности означает, что у имущества двое и более хозяев. Общая бывает двух типов: совместная и долевая. В этом случае владельцы недвижимости совершают все действия с ней только совместно. Понятие и типы общей собственности закреплены в главе 16 Гражданского кодекса РФ.

2) ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ.

РФ и ее субъекты владеют той недвижимостью, которая нужна им для осуществления своих функций. К ней относятся здания и сооружения, в которых расположены органы власти, предназначенные для нужд армии, служебное жилье государственных служащих (квартиры, дома), объекты оборонного значения, здания некоторых предприятий и заводов. Также туда относятся и междугородние автомобильные дороги федерального значения.

В имущество органов местного самоуправления (городов, поселков, деревень и т.д.) входят жилые помещения, которые предоставляются гражданам, нуждающимся в жилье, в аренду на условиях социального найма. Впоследствии некоторые из них можно приватизировать. Нельзя перевести в частную собственность жилье, которое относится к маневренному фонду. Оно предоставляется гражданам на время в связи с реконструкцией или потерей постоянного жилья, например, на время проведения капитального ремонта дома или после сильного пожара.

Помимо жилых помещений к муниципальной недвижимости относятся здания больниц, школ, детских садов, парки и скверы, системы снабжения коммунальными услугами (водопроводы, газопроводы, электрические сети, канализация и т.п.), стадионы, детские и дома престарелых и другие здания, предназначенные для нужд населения.

Государственные и муниципальные органы в какой-то мере ограничены в своих правах по отношению к недвижимому имуществу. Они владеют, пользуются и распоряжаются им, но только с учетом интересов государства и его граждан. Например, нельзя продавать частным лицам объекты, предназначенные для оборонных нужд, или здания детских садов.

3) КОЛЛЕКТИВНО-ДОЛЕВАЯ СОБСТВЕННОСТЬ.

Данный тип собственности органически соединяет в себе основные принципы общего и частного присвоения. Для этого типа собственности характерны следующие основные черты:

— собственность образуется путем объединения вкладов, которые вносят в общее имущество все участники предприятия;

— совместно-долевая собственность используется в общих целях и под единым управлением. При этом, как правило, предусматривается определенное участие каждого долевого собственника в управлении обобществленным имуществом;

— конечные результаты хозяйственной деятельности предприятия распределяются соответственно доле собственности каждого;

— забота участников объединения о доходности и развитии предприятия;

— органическое соединение частного и коллективного интересов.

Совместно-долевая (коллективная) собственность выступает в формах:

· хозяйственных объединений (союзов, ассоциаций и т.п.);

· совместных предприятий (в том числе с участием иностранного капитала);

· совместно-долевого имущества супругов, заключивших брачный контракт.

Рассматривая совместно-долевую собственность, следует заметить, что, соединяя в себе основные принципы общего и частного присвоения, она имеет и существенные отличия как от общей нераздельной собственности, так и от индивидуальной собственности. Если при общей нераздельной собственности имущество не может быть разделено между членами коллектива и индивидуальный интерес ослабевает, то при совместно-долевой собственности общее имущество изначально поделено между членами коллектива, каждый из которых заинтересован в своей, а значит, и в общей собственности. При индивидуальной собственности средствами производства владеет один человек и он очевиден для окружающих, тогда как при коллективной собственности она как бы анонимна. Более того, в акционерных обществах владельцы акций в любое время могут их продать иным лицам, а поэтому при неизменной величине капитала предприятия состав его собственников может меняться. Частное предприятие, как правило, управляется самим собственником, в то время как коллективное — нанятым по контракту профессиональным управляющим — менеджером.

4) СОБСТВЕННОСТЬ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ. Среди некоммерческих организаций с правовым режимом их собственности выделяются общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды. В п. 4 ст. 213 ГК РФ установлено, что они являются собственниками приобретенного имущества и могут использовать его лишь для достижения целей, предусмотренных их учредительными документами. Учредители, участники, члены этих организаций утрачивают право на имущество, переданное ими в собственность соответствующей организации. В случае ликвидации такой организации ее имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, используется в целях, указанных в ее учредительных документах.

Читайте так же:  Как проверить юридическую чистоту квартиры перед покупкой

Являясь собственниками принадлежащего им имущества, эти организации ограничены законом в его использовании. Во-первых, как уже было сказано выше, использование имущества осуществляется исключительно для достижений целей, указанных в учредительных документах. Во-вторых, в случае ликвидации организаций (объединений), фондов оставшееся имущество не подлежит распределению между учредителями и участниками, а используется в целях, определенных учредительными документами. Поэтому если при регистрации устава общественной организации регистрирующим органом будет установлено, что данное требование закона не исполнено, то в государственной регистрации такой организации в качестве юридического лица должно быть отказано.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Да какие ж вы математики, если запаролиться нормально не можете. 8478 —

| 7356 — или читать все.

Состав и классификация объектов муниципальной собственности

Состав имущества, которое может находиться в муниципальной собственности, определяется компетенцией муниципальных образований и необходимостью создания условий для деятельности органов местного самоуправления.

Вопросы местного значения, являющиеся предметами ведения местного самоуправления, разделены по типам муниципальных образований на вопросы местного значения поселений, муниципального района и городского округа. Общими для всех типов муниципальных образований являются вопросы формирования, утверждения и исполнения соответствующих бюджетов, контроль их исполнения, установление, изменение и отмена закрепленных за данным уровнем местных налогов и сборов, владение, пользование и распоряжение муниципальным имуществом. Остальные вопросы местного значения четко разграничены между поселениями и муниципальными районами, а за городскими округами закреплены все вопросы местного значения поселений и муниципальных районов.

В ряде случаев органам местного самоуправления предписывается создание условий для предоставления определенных услуг населению, т.е. их деятельность должна быть направлена на развитие необходимой инфраструктуры, находящейся в иных формах собственности. В зависимости от этого решается вопрос о возможности нахождения тех или иных объектов имущества в муниципальной собственности.

Органы местного самоуправления поселений и муниципальных районов имеют право на основе соглашений взаимно передавать осуществление части своих полномочий, в результате чего может произойти перераспределение объектов собственности [10, 60].

Таким образом, в соответствии ФЗ № 131 в муниципальной собственности может находиться:

1) имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения;

2) имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, в случаях установленных федеральными законами и законами субъектов РФ;

3) имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

Исходя из анализа существующих классификаций объектов муниципальной собственности, автором систематизированы и дополнены критерии классификации муниципальной собственности (таблица 1) [12].

Таблица 1 – Классификация объектов муниципальной собственности

Критерии классификации Виды объектов муниципальной собственности
Видовой состав — материальные (движимые и недвижимые, в т.ч. права на недвижимые объекты); — нематериальные (интеллектуальная собственность)
Назначение — для осуществления хозяйственной деятельности; — для обеспечения выполнения управленческих и иных нехозяйственных функций
Режим функционирования — находящиеся в муниципальной казне; — переданные на праве хозяйственного ведения унитарным муниципаль­ным предприятиям; — переданные на праве оперативного управления муниципальным учреждениям; — находящиеся в безвозмездном пользовании
Функциональное назначение, т.е. сферы удовлетворяемых общественных потребностей — объекты социальной сферы и жилищно-коммунального хозяйства; — транспорт и связь; — торговля, бытовое обслуживание, строительство; — недвижимость, прежде всего земельные ресурсы
Характер выражения объектов — стоимостной; — вещественный
Степень доходности — доходообразующие; — самофинансируемые; — бюджетообременительные
Происхождение — естественные или природные; — искусственные, т.е. созданные человеком
Степень готовности к эксплуатации — готовые к использованию; — предназначенные для реконструкции и капитального ремонта; — незавершенные строительством

Муниципальное имущество в зависимости от его назначения можно разделить на две группы: имущество, с помощью которого осуществляется хозяйственная деятельность, и имущество, обеспечивающее выполнение управленческих и иных нехозяйственных функций местного самоуправления.

В соответствии с гражданским законодательством имущество, обеспечивающее производство продукции и оказание муниципальных услуг, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями на праве хозяйственного ведения (это право подлежит отмене) и оперативного управления.

Другая часть имущества, т. е. средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, согласно ст. 215 ГК РФ составляет муниципальную казну соответствующего муниципального образования. При этом муниципальное унитарное предприятие, за которым имущество закреплено на праве хозяйственного ведения, не вправе распоряжаться этим имуществом без согласия органов местного самоуправления.[4]

Согласно Гражданскому кодексу материальные объекты муниципального имущества могут быть разделены на движимое и недвижимое имущество.

Четкое исчерпывающее определение термина «недвижимая вещь» дается в ст. 130 ГК РФ, в которой понятия «недвижимая вещь», «недвижимое имущество», «недвижимость» рассматриваются как синонимы, что, на наш взгляд, вполне справедливо, поскольку все они характеризуют одни и те же материальные объекты. В соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» к недвижимому имуществу добавлены жилые и нежилые помещения, предприятия как имущественные комплексы. Однако необходимо различать понятие недвижимого имущества как совокупности физических объектов и недвижимой собственности, включающей кроме материальных объектов интересы, преимущества и права, связанные с собственностью на эти объекты.С 2007 года в соответствии с изменениями в ст. 130 ГК РФ исключены из состава объектов недвижимости: обособленные водные объекты, леса и многолетние насаждения.

Читайте так же:  Как делить имущество после развода

На рисунке 2 представлена классификация объектов недвижимого имущества, разработанная на основании положении ст. 130 ГК РФ и в соответствии с ФЗ № 122 от 21.07.1997 г. «О государственной регистра-ции прав на недвижимое имущество и сделок с ним» [13].

Рисунок 2– Классификация объектов недвижимости

В предлагаемой классификации муниципальной собственности в отдельную группу выделяется муниципальное имущество, находящееся в муниципальной казне, но передаваемое в аренду (рисунок 3) [14] .

Рисунок 3 – Классификация объектов муниципальной собственности

[1] Конституция Российской Федерации. С. 8 п.2.

[2] Гражданский кодекс Российской Федерации, часть первая от 30.11.94 г. № 51-ФЗ (ред. от 12.08.96 г.), часть вторая от 26.01.96 г. № 14-ФЗ (ред. от 24.10.97 г.).

Видео (кликните для воспроизведения).

[3] Федеральный закон от 31.12.2005 г. № 199-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий» [11].

[4] Гражданский кодекс Российской Федерации, часть первая от 30.11.94 г. № 51-ФЗ (ред. от 12.08.96 г.), часть вторая от 26.01.96 г. № 14-ФЗ (ред. от 24.10.97 г.)

Дата добавления: 2017-02-25 ; просмотров: 1084 | Нарушение авторских прав

36. Классификация федеральной собственности

Федеральная собственность может быть классифицирована по видам, рассмотренным ниже:

1. По видам федеральной собственности:

* недвижимая собственность (недвижимое имущество, недвижимость) — земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей (то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса, здания и сооружения), а также подлежащие федеральной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты и другое имущество;

* движимая ФС — имущество, не относящееся к недвижимому, включая деньги и ценные бумаги;

* результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность);

2. По отраслевому признаку:

* объекты ФС, включенные в состав конкретной отрасли экономики и имеющие специфические отраслевые особенности, например ТЭК, транспорт, связь, АПК и др. (в каждой крупной отрасли имеются подотрасли, в которые включаются объекты ФС со своими особенностями);

3. По степени ликвидности:

* низколиквидные (неликвидные) объекты ГС, например, госпакеты акций, у которых рост индекса курсовой стоимости меньше (существенно меньше) либо равен индексу инфляции;

* стабильные, среднерисковые объекты ГС, например, госпакеты акций, у которых рост индекса курсовой стоимости меньше либо равен 1,5 индекса инфляции;

* высоколиквидные объекты ГС, например, госпакеты акций, у которых рост индекса курсовой стоимости больше 1,5 индекса инфляции;

[2]

* акции голубых фишек (blue chips) — акции компаний, ликвидность которых на рынке является наивысшей.

4. По величине госдоли (госпакета акций):

* 100% у государства — АО или государственные унитарные предприятия;

* 75% + 1 акция — у государства квалифицированное большинство акций;

* 50% + 1 акция — у государства контрольный пакет акций;

* 25% + 1 акция — у государства блокирующий пакет;

* «Золотая акция» — специальное право государства на блокирование решений общего собрания акционеров.

5. По степени закрепления госдоли (госпакета акций):

* предприятия с закрепленным у государства пакетом акций (не подлежат продаже);

* предприятия с частично закрепленным госпакетом акций (продажа по постановлению Правительства РФ);

* предприятия с незакрепленным госпакетом акций (продажа в обычном порядке);

6. По степени индустриализации:

7. По степени участия на рынке производимой продукции:

* монополии (более 35% продукции);

* не монополии и др.

Классификация методов управления ГС

Методы управления, на наш взгляд, должны учитывать специфику субъекта управления и могут быть разделены на:

* законодательные и нормативные правовые;

При этом, указанные методы управления могут быть разделены на уровни применения субъектами управления:

* уровень субъектов Федерации или отраслей народного хозяйства;

* муниципальный или отдельных предприятий и объединений.

В целом приведенная классификация видов госсобственности и методов управления ее объектами позволяет перейти к изложению конкретных методик управления определенными типами собственности, основными из которых, по нашему мнению, являются:

* государственные унитарные предприятия;

* пакеты акций, находящиеся в собственности государства;

* федеральное недвижимое имущество.

Процесс управления всеми этими видами ФС, на наш взгляд, будет строиться в рамках общего цикла управления, однако в соответствии со спецификой объектов управления данный цикл может трансформироваться для повышения эффективности функционирования того или иного объекта федеральной собственности.

Тема 1. Методология управления государственным и муниципальным имуществом. 4 часа

Опрос по вопросам:

1. Система отношений собственности в Российской Федерации.

2. Понятие государственной и муниципальной собственности.

3. Роль государственной собственности в обеспечении национальных
интересов России и ее экономической безопасности.

4. Определение государственной собственности в концепциях русской школы экономической мысли.

5. Этапы становления и развития государственной и муниципальной собственности в России.

6. Понятие государственной собственности в либеральных концепциях (классическая, неоклассическая, неоинституциональная школы).

Тема 2. Система управления государственным и муниципальным имуществом в РФ 4 часа

Дискуссия на темы:

1. Система управления государственным федеральным имуществом

2. Система управления государственным имуществом субъектов РФ.

3. Система управления муниципальным имуществом.

4. Политика управления федеральным имуществом
в РФ на современном этапе.

5. Анализ целей управления государственным и муниципальным имуществом в РФ.

6. Основные способы формирования государственного и муниципального имущества в РФ.

7. Правовые, административные и экономические инструменты управления государственным и муниципальным имуществом в РФ.

8. Проблемы в системе управления государственным и муниципальным имуществом в РФ.

Тема 3. Состав и специфика управления разными объектами государственного и муниципального имущества 2 часа

Читайте так же:  Права продавца при возврате товара ненадлежащего качества

Опрос по вопросам:

1. Объекты государственного и муниципального имущества. Классификация объектов. Критерии классификации.

2. Стратегические предприятия в системе управления
государственной собственностью.

3. Характеристика организационно-правовых форм государственных учреждений в РФ. Цели их создания и область деятельности.

4. Основные проблемы, возникающие при реформировании государственных бюджетных учреждений и направления повышения их эффективности.

Тема 4. Особенности управления земельными ресурсами на государственном и муниципальном уровне 4 часа

Тест[СС8] :

1. Подходы эффективного управления недвижимостью:
а) функциональный;
б)маркетинговый;
в)сравнительный;
г)системный;
д)затратный.

Правильные ответы: а, б, г.

2. Цели проведения маркетинговых исследований рынка недвижимости:
а)получение сравнительных характеристик оцениваемой и б)аналогов реализованной недвижимости;
в)изучения спроса и предложений на недвижимость;
г)получения рекомендаций по управлению недвижимостью;
д)изучения качества выставленной на реализацию недвижимости.

Правильные ответы: а, б, в.

3. Правовая экспертиза обоснованности застройки земельного участка производится в целях реализации:
а)действующего законодательства;
б)функционального подхода;
в)перспективных решений по районной планировке участка;
г)благоустройства территории.

Правильные ответы: а, в.

4. Назовите формы земельных платежей в РФ.
а) кадастровая (нормативная) стоимость;
б) земельный налог;
в) земельная рента;

г) арендная плата;
д) плата за право пользования землей.

Правильные ответы: б, г.

  1. Назовите основные формы землепользования в РФ:
    а)аренда;
    б) хозяйственное ведение;
    в)безвозмездное пользование.

Правильные ответы: а, в.

6. К какому виду доходов регионального бюджета относится арендная плата за земли субъекта РФ:
а)закрепленные собственные налоговые доходы;
б)регулирующие доходы;
в)доходы от использования муниципального имущества.

Правильный ответ: в.

7.Вправе ли муниципальное образование передавать в залог земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности?

б) вправе без ограничений;

в) вправе, если эти земельные участки не ограничены в обороте;

г) вправе, но с условием, что эти земельные участки включены в программу приватизации.

Правильный ответ: в.
8. Отнесение земель к категориям, перевод их из одной категории в другую осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ в отношении:

а) земель федеральной собственности;

б) земель, находящихся в собственности субъектов РФ, и земель в) г) сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности;

д) земель, находящихся в собственности субъектов РФ, и земель сельскохозяйственного назначения;

ж) земель, находящихся в собственности субъектов РФ, и земель, находящихся в муниципальной собственности.

Правильный ответ: д.

Дата добавления: 2018-02-28 ; просмотров: 131 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Основные принципы и задачи управления государственной собственностью

Понятие государственной собственности РФ. Классификация объектов государственной собственности по признакам, определяющим специфику управления. Основные обязанности органов государственной власти по вопросам управления государственным имуществом.

Рубрика Государство и право
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 07.02.2010
Размер файла 26,9 K

Соглашение об использовании материалов сайта

Просим использовать работы, опубликованные на сайте, исключительно в личных целях. Публикация материалов на других сайтах запрещена.
Данная работа (и все другие) доступна для скачивания совершенно бесплатно. Мысленно можете поблагодарить ее автора и коллектив сайта.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

Общее понятие государственной собственности в Российской Федерации. Объекты, составляющие основу национального богатства страны. Цели, задачи и принципы управления государственным имуществом. Основные проблемы управления государственной собственностью.

курсовая работа [43,6 K], добавлен 16.08.2010

Экономическая сущность приватизации государственной собственности. Преобразование государственного унитарного предприятия как способ приватизации государственной собственности. Формы управления пакетами акций, находящимися в государственной собственности.

контрольная работа [27,8 K], добавлен 23.09.2014

Задачи управления и распоряжения муниципальным имуществом. Перепрофилирование объектов государственной и муниципальной собственности. Внутренний и внешний контроль над распоряжением государственной и муниципальной собственности и её использованием.

контрольная работа [29,4 K], добавлен 18.09.2012

Цели и задачи управлении государственной и муниципальной собственностью. Понятие государственной и муниципальной собственности. Цели и задачи государственной политики в области управления ими. Залог собственности. Понятие залога и правовая основа.

контрольная работа [23,5 K], добавлен 25.02.2012

Зависимость способа управления государственной собственностью от объекта собственности. Схема аппарата государственного управления госимуществом в РФ. Формирование статистики собственности. Передача госсобственности трудовым коллективам за плату.

контрольная работа [22,0 K], добавлен 11.09.2009

Исследование общеметодологических основ управления государственной собственностью. Изучение задач и принципов системы управления государственным имуществом. Государственная политика и нормативно-правовое регулирование в сфере имущественных отношений РФ.

курсовая работа [694,3 K], добавлен 16.10.2013

Характеристика структуры государственной собственности: цели, инструменты, органы регулирования, нормативно-правовая база. Эффективность использования государственной собственности в Российской Федерации. Знакомство с основными критериями управления.

курсовая работа [36,6 K], добавлен 05.03.2012

Законодательная база управления государственной собственностью. Особенности управления объектами недвижимости. Участие государства на финансовых рынках и в производственной деятельности. Руководство конфликтов в процессе трансформации собственности.

курс лекций [123,5 K], добавлен 20.10.2010

Понятие государственной и муниципальной собственности. Проблемы управления муниципальной собственностью в России. Анализ деятельности органов местного самоуправления по управлению муниципальной собственностью, их компетенция и эффективность деятельности.

курсовая работа [471,5 K], добавлен 22.04.2013

Видео (кликните для воспроизведения).

Природа и сущность государственной власти. Особенности государственного управления. Понятие нормативно-правовых актов органов государственного управления. Принципы, направления и формы взаимосвязи государственной власти и органов местного самоуправления.

курсовая работа [40,1 K], добавлен 12.10.2015

Классификация объектов государственного и муниципального имущества
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here