Как инициировать налоговую проверку ооо

Особенности решения вопросов с статье на тему: "Как инициировать налоговую проверку ооо". Если в процессе прочтения появились дополнительные вопросы, то вы всегда можете обратиться к дежурному юристу.

Налоговая проверка: все что нужно знать предпринимателю

Руководитель коллегии адвокатов
«Комиссаров и партнеры»

специально для ГАРАНТ.РУ

Еще одна не менее важная проверка, осуществляемая органами исполнительной власти – это налоговая проверка. ФНС России проверяет соблюдение юридическими лицами и ИП законодательства о налогах и сборах.

Порядок проведения налоговых проверок урегулирован главой 14 НК РФ, посвященной налоговому контролю.

Существует два типа проверок: камеральные (без выезда, проводимые в налоговом органе) и выездные (с визитом по месту нахождения организации).

При камеральной налоговой проверке налоговый орган анализирует изначально имеющиеся в распоряжении у налогового органа документы в отношении налогоплательщика, налоговые декларации, а также документы, предоставленные налогоплательщиком по запросу проверяющего.

Камеральная проверка проводится в течение трех месяцев и не требует специального решения руководителя налогового органа о ее проведении.

Если камеральная проверка выявляет ошибки, несоответствия или противоречия в документах, проверяющий запрашивает у налогоплательщика пояснения и требует исправления нарушений. Организация в свою очередь может возражать, подкрепляя свои пояснения по факту допущенных ошибок документами бухгалтерского учета. Если по итогам проверки все же будет установлен факт нарушения налогового законодательства, налоговый орган составит акт проверки.

Выездная проверка проводится на основании решения руководства налогового органа непосредственно в помещении по месту нахождения проверяемой организации.

Предметом проверки является правильность исчисления и уплаты одного или нескольких налогов за определенный период (не более трех лет ранее предшествующего налогового периода).

Выездная проверка проводится в двухмесячный срок (в исключительных случаях не более четырех месяцев, в особо исключительных случаях – не более шести месяцев).

Течение срока проверки может быть приостановлено в связи с истребованием документов, назначением экспертизы, переводом документов на русский язык, получением информации от иностранных органов. В этом случае действия налогового органа на территории проверяемого юридического лица прекращаются и последнему возвращаются все запрошенные подлинники документов (не считая изъятых в ходе выемки).

Повторная выездная проверка проводится в случаях, если вышестоящий налоговый орган примет решение проверить качество ранее проведенной проверки вашей организации или в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларацией по проверяемом налогу с суммой налога в размере меньше ранее заявленного.

Налоговый орган имеет право:

  • проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика;
  • производить осмотр производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий налогоплательщика;
  • истребовать документы, необходимые для проверки (при этом требование о представлении документов передается руководителю или уполномоченному представителю организации лично под расписку);
  • производить выемку документов при наличии оснований полагать, что документы, относящиеся к предмету проверки, могут быть сокрыты от проверяющих, подменены, изменены или уничтожены, например, при отказе в предоставлении документов (выемка производится только на основании отдельного мотивированного постановления);
  • вызвать любое физическое лицо, которому могут быть известны обстоятельства, имеющие значение для целей проверки, в качестве свидетеля для дачи показаний;
  • при воспрепятствовании доступу проверяющих на территорию или в помещения налогоплательщика составить акт и самостоятельно определить сумму налога, подлежащую уплате;
  • производить фото- и видеосъемку при проведении осмотра, копировать документы;
  • привлекать специалистов, обладающих специальными знаниями и навыками, для участия в осмотре и иных действиях по осуществлению налогового контроля;
  • истребовать у вашего контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика эти документы (информацию);
  • вскрывать помещения или иные места, где могут находиться подлежащие выемке документы и предметы при отказе лица, у которого производится выемка добровольно дать доступ к документам;
  • привлекать экспертов для разъяснения вопросов, требующих специальных познаний в науке, искусстве, технике или ремесле (экспертиза назначается на основании отдельного постановления, при этом налогоплательщик вправе заявить отвод эксперту, предлагать кандидатуры экспертов, ставить вопросы перед экспертом, присутствовать во время проведения экспертизы, знакомиться с результатами экспертизы, давать объяснения и представлять возражения на заключения эксперта, просить о назначении дополнительной или повторной экспертизы).

Налоговый орган не имеет права:

  • истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если их представление не предусмотрено законом;
  • проводить более одной выездной проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период;
  • проводить в отношении одного налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение года (за исключением особых случаев);
  • проводить выездные налоговые проверки за период, за который проводится налоговый мониторинг;
  • без участия понятых проводить осмотр территорий, помещений налогоплательщика, а также осмотр документов и предметов;
  • требовать нотариального удостоверения копий документов, представляемых в налоговый орган;
  • истребовать у проверяемого лица документы, ранее представленные в налоговые органы при проведении камеральных или выездных налоговых проверок;
  • производить выемку документов и предметов в ночное время;
  • ставить перед привлеченным экспертом вопросы, выходящие за пределы специальных познаний эксперта;
  • привлекать в качестве понятых сотрудников ФНС;
  • причинять неправомерный вред проверяемому и его имуществу.

Краткий порядок действий при появлении проверяющих из ИФНС в вашем офисе.

  • Пригласите вашего юриста или адвоката для того, чтобы он оказал вам юридическое сопровождение в ходе проверки.
  • Попросите проверяющего предъявить служебное удостоверение и решение о проведении проверки.
  • Предоставьте проверяющим возможность ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов, являющихся предметом проверки.
  • Выдайте проверяющим истребуемые документы лично (через представителя) либо по почте заказным письмом, в электронной форме или через личный кабинет налогоплательщика в течение 10 дней.
  • Если вы не имеете возможности представить истребуемые документы в установленный срок, то вам необходимо в течение одного дня письменно уведомить проверяющих о невозможности представления в указанные сроки документов с объяснением причин, и о сроках, в течение которых вы можете представить истребуемые документы. Напомню, что непредставление в установленный срок в налоговые органы документов и (или) иных сведений влечет взыскание штрафа в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ в соответствии со ст. 126 НК РФ.
  • Проверьте наличие у проверяющего постановления о производстве выемки, если таковая производится.
  • Проверьте правильность содержания протокола выемки и описей к нему (там должно содержаться точное указание наименования, количества и индивидуальных признаков предметов, а по возможности – стоимость предметов).
Читайте так же:  Расширение земельного участка за счет муниципальной земли

Последствия проверки

По итогам проверки составляется акт.

В случае если вы не согласны с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих, то в течение одного месяца со дня получения акта налоговой проверки вам необходимо представить в налоговый орган письменные возражения по указанному акту с приложением документов, подтверждающих ваши доводы (при наличии).

Далее руководитель налогового органа принимает решение по факту допущенных нарушений налогового законодательства, выявленных в результате проверки. Срок принятия решения составляет 10 дней.

На рассмотрение материалов налоговой проверки руководителем налогового органа вызывается сам налогоплательщик, который может давать свои пояснения по всем обстоятельствам, связанным с вменяемым ему нарушениями.

В результате рассмотрения материалов проверки налоговый орган устанавливает, имело ли место налоговое правонарушение, имеются ли основания для привлечения налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения, а также смягчающие и отягчающие вину обстоятельства.

По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель налогового органа может назначить дополнительные мероприятия по налоговому контролю для получения дополнительных доказательств (на срок не более одного месяца) либо вынести решение о привлечении к ответственности налогоплательщика или об отказе в привлечении к ответственности.

В решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения указываются размер выявленной недоимки и пеней, а также размер штрафа, указываются срок, в течение которого налогоплательщик вправе обжаловать решение, порядок обжалования решения. Решение вступает в силу по истечении одного месяца со дня его вручения проверяемому лицу.

Если проверяющие нарушили вышеописанные правила рассмотрения материалов налоговой проверки, например не обеспечили налогоплательщику возможности присутствовать при рассмотрении материалов проверки, возможности давать объяснения, решение о привлечении к ответственности может быть отменено вышестоящим налоговым органом.

В случае неисполнения в добровольном порядке решения налогового органа о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение нарушения, налоговые органы вправе обратиться в суд.

В следующей части я расскажу об особенностях проверки, проводимой полицией, а о том, что нужно знать и как действовать, если пришли проверяющие из прокуратуры и Роспотребнадзора, читайте в моих предыдущих авторских колонках.

Каков порядок проведения плановых и внеплановых проверок (особенно выездных) в отношении ИП? Могут ли контрагенты ИП инициировать данные проверки?

Камеральная налоговая проверка

Выездная налоговая проверка

Рекомендуем ознакомиться с материалами:
— Энциклопедия решений. Основные отличия камеральных и выездных налоговых проверок;
— Энциклопедия решений. Порядок проведения камеральной налоговой проверки;
— Энциклопедия решений. Процедура проведения камеральной налоговой проверки;
— Энциклопедия решений. Сроки проведения камеральной налоговой проверки;
— Энциклопедия решений. Предмет камеральной налоговой проверки. Проверяемый период;
— Энциклопедия решений. Отбор налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок;
— Энциклопедия решений. Критерии самостоятельной оценки рисков назначения выездных налоговых проверок;
— Энциклопедия решений. Проверяемый период при проведении выездной налоговой проверки;
— Энциклопедия решений. Сроки проведения выездных налоговых проверок;
— Энциклопедия решений. Памятка: встречаем проверяющих из налоговой;
— Энциклопедия решений. Истребование налоговым органом документов и информации у третьих лиц (встречные проверки).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Цориева Зара

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Мельникова Елена

1 февраля 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Ожидаем выездную проверку: к чему готовиться и как себя обезопасить

У современных выездных проверок есть свои нюансы и отличительные особенности. Налогоплательщику лучше узнать о них заранее, чтобы встретить инспекторов во всеоружии. Чтобы разобраться во всех тонкостях, мы изучили два документа: рекомендации по проведению выездных налоговых проверок (приведены в письме ФНС России от 25.07.13 № АС-4-2/[email protected]) и рекомендации по проведению мероприятий налогового контроля, связанных с налоговыми проверками (приведены в письме ФНС России от 17.07.13 № АС-4-2/[email protected]). Самые интересные с практической точки зрения моменты мы осветили в этой статье.

Что такое предпроверочный анализ

Инспекторы собирают сведения о налогоплательщике задолго до начала выездной проверки. Данные берут из налоговых деклараций, результатов «камералок», а также из любых доступных источников. Это могут быть материалы встречных проверок, информационные ресурсы других ведомств (полиции, таможни, миграционной службы и проч.), и даже рекламные объявления.

Полученную информацию заносят в отчет, который называется «Заключение по результатам предпроверочного анализа». Там приведены значения по всем ключевым параметрам, таким как налоговая нагрузка на доходы, на расходы и на чистую прибыль, сумма убытков, уровень заработной платы и т д.

На основании заключения налоговики делают вывод, где кроются возможные нарушения, и что именно нужно искать в рамках выездной проверки. По сути предпроверочный анализ — это подготовительная работа, которая значительно облегчает и сокращает саму проверку.

Когда к налоговой проверке привлекают полицейских

Если предпроверочный анализ покажет, что налогоплательщик вызывает подозрения, то к участию в выездной проверке пригласят сотрудников органов внутренних дел.

Подозрительными (с точки зрения налоговиков) являются обстоятельства, указывающие, что НДС или акцизы необоснованно предъявлены к возмещению, либо уже возвращены или зачтены.

Также под подозрение попадают предполагаемые налоговые схемы. Ярким примером служит длинная цепочка продавцов и покупателей, в число которых входит одна или несколько фирм-«однодневок». К последним, в числе прочего, относятся компании, зарегистрированные на номинальных учредителей, имеющие номинальных руководителей и т д. И если организация или предприниматель является звеном такой цепочки, то проверять этого налогоплательщика будут не только налоговики, но и полицейские. Заметим, что подобный исход дела можно предотвратить, если заранее навести справки о своих контрагентов (например, при помощи сервиса «Фокус»).

Читайте так же:  Форма 1 ип автогруз образец заполнения

Кроме того, подозрение вызывают факты, свидетельствующие о фиктивном банкротстве компаний и предпринимателей. Наконец, в категорию подозрительных занесут налогоплательщиков, которые, узнав о надвигающейся проверке, в срочном порядке сменили адрес, учредителей или руководителей, начали реорганизацию или ликвидацию. Подобные действия послужат безусловным поводом для привлечения к проверке сотрудников МВД.

Ограничения, которые должны соблюдать контролеры

Начав выездную проверку, инспекторы должны придерживаться определенных ограничений. Некоторые из них прямо не закреплены в Налоговом кодексе, но ФНС приводит их в своих рекомендациях.

Одно из таких ограничений касается решения о проведении проверки. В нем нужно указать предмет — либо проверка по нескольким налогам, либо проверка по всем налогам и сборам. Указывать в качестве предмета отдельные вопросы применения налогового законодательства запрещается. Например, нельзя написать, что предметом проверки является контроль за начислением амортизации основных средств или правильность признания доходов.

Еще одно ограничение установлено для периода, охваченного проверкой. В комментируемых рекомендациях четко сказано, что такой период должен состоять из целого числа налоговых периодов. Другими словами, если проверяется налог, по которому налоговым периодом признается год, инспекторы не могут назначить выездную проверку за квартал, полугодие и т д.

К тому же недопустимо начинать проверку раньше, чем закончится срок представления декларации за последний из проверяемых налоговых периодов. Значит, если налоговики решили проверить налог на прибыль за определенный год, начинать проверку нужно после 28 марта следующего года.

Также есть ограничение для случая, когда инспекторы проводят выездную проверку периода, за который представлена уточненная декларация. Согласно пункту 4 статьи 89 НК РФ налоговики вправе это сделать, даже если «уточненка» относится к более раннему периоду, нежели три года, предшествующие началу проверки. Но здесь есть условие: выездная проверка по «уточненке» не должна быть повторной. Если же данный период ранее уже был проверен, то назначать проверку второй раз категорически запрещено.
На практике налоговики зачастую не соблюдают вышеуказанные ограничения. В такой ситуации налогоплательщик может оспорить результаты проверки, и в качестве аргумента привести комментируемые рекомендации. На наш взгляд, у организаций и предпринимателей есть неплохие шансы одержать победу в суде.

Нюансы отдельных мероприятий налогового контроля

В ходе выездной ревизии инспекторы могут назначить различные контрольные мероприятия, такие как вызов свидетеля, осмотр помещения, выемка документов и предметов, экспертиза и проч. Каждое из этих мероприятий имеет свои особенности.

Показания свидетеля

Получить показания свидетеля можно не только в помещении инспекции, но и у него дома. Для этого необходимо предварительно заручиться согласием самого свидетеля, а также родственников, проживающих совместно с ним. К слову, содержание будущего допроса рекомендуется держать в тайне от свидетеля, поскольку, цитируем: «раскрытие такой информации не позволит реализовать большую часть тактических приемов допроса, выработанных криминалистической наукой и апробированных на практике».

Осмотр помещений и территории проводится в случае, когда инспекторы располагают информацией о сокрытии выручки, занижении объемов и расценок строительства, о наличии неучтенных товарно-материальных ценностей, производственных мощностей и проч. При осмотре должны присутствовать не менее двух понятых. Если во время осмотра подозрения проверяющих подтвердятся, они незамедлительно назначат инвентаризацию или выемку. Для этих целей инспекторы мобилизуют дополнительных сотрудников ИФНС, а также технические и транспортные средства.

В отношении выемки документов и предметов существует строгое ограничение: ее нельзя осуществлять в ночное время. Таковым считается период с 22.00 часов до 6.00 часов по местному времени. Это закреплено в статье 5 Уголовно-процессуального кодекса.

Экспертиза

Чаще всего экспертизу назначают, чтобы определить цену товара, основных средств, НМА и сметную стоимость строительства. Помимо этого, экспертов привлекают, чтобы подтвердить или опровергнуть принадлежность товара к однородной группе, установить объем работ или услуг, либо количество произведенной продукции. Наконец, нередко проводят почерковедческую, автороведческую и технико-криминалистическую экспертизу.

Привлекая экспертов, инспекторы обязаны соблюдать одно важное условие. Запрещается проводить экспертизу по вопросам бухгалтерского учета, правовым вопросам, а также иным вопросам, познаниями по которым должны обладать сами инспекторы.

Проверки цен по сделкам между взаимозависимыми лицами

Согласно действующим положениям Налогового кодекса, инспекторы проверяют рыночные цены по сделкам, которые признаны контролируемыми. К категории контролируемых относятся сделки, заключенные между взаимозависимыми лицами и отвечающие определенным условиям (подробнее о контролируемых сделках читайте в статье «В Налоговом кодексе появился новый раздел о взаимозависимых лицах и рыночных ценах»). При этом проверка рыночных цен, назначенная в отношении контролируемой сделки, не относится ни к камеральным, ни к выездным проверкам, а является отдельным видом контрольных мероприятий.

Но огромное множество сделок, заключенных между взаимозависимыми лицами, не отвечает критериям контролируемых. Означает ли это, что налоговики не будут проверять цены по таким сделкам? Нет, проверка цен возможна, но проводят ее в рамках обычной выездной ревизии. Об этом говорится в комментируемых рекомендациях.

Особое внимание инспекторы обратят на безвозмездную передачу товаров, работ или услуг, передачу залогодержателю права собственности на предмет залога при неисполнении обеспеченного залогом обязательства, а также на оплату труда в натуральной форме. Обнаружив подобные операции, работники ИФНС захотят выяснить, соответствует ли сумма, отраженная в налоговом учете, уровню рыночных цен. При проверке будут использовать методы, предназначенные для проверки контролируемых сделок, а именно метод сопоставимых рыночных цен, метод сопоставимой рентабельности и другие (подробно об этом читайте в статье «Как рассчитать рыночные цены по новым правилам»).

Не исключено, что при выездной проверке налоговики обнаружат искусственно созданные условия для вывода сделки из разряда контролируемых. Тогда инспекторы признают сделку контролируемой и сообщат о ней в Федеральную налоговую службу, чтобы та назначила соответствующую проверку.

Что должно быть в акте выездной проверки

По окончании выездной проверки инспекторы оформляют акт в соответствии со статьей 101 НК РФ. Существуют четкие правила относительно того, какие нарушения могут быть зафиксированы в акте выездной проверки. Таких нарушений десять:

1) нарушение порядка постановки на учет в налоговом органе (ст. 116 НК РФ);

Читайте так же:  Налог на имущество с какой даты начислять

2) нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке (ст. 118 НК РФ);

3) непредставление налоговой декларации (п. 1 ст. 119 НК РФ);

4) представление в налоговый орган управляющим товарищем, ответственным за ведение налогового учета, расчета финансового результата инвестиционного товарищества, содержащего недостоверные сведения (ст. 119.2 НК РФ);

Видео (кликните для воспроизведения).

5) грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения (ст. 120 НК РФ);

6) неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) (ст. 122 НК РФ);

7) cообщение участником консолидированной группы налогоплательщиков ответственному участнику этой группы недостоверных данных (несообщение данных), приведшее к неуплате или неполной уплате налога на прибыль организаций ответственным участником (ст. 122.1 НК РФ);

8) невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов (ст. 123 НК РФ);

9) непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля (п. 1 ст. 126 НК РФ);

10) нарушение порядка регистрации объектов игорного бизнеса (ст. 129.2 НК РФ).

Другие нарушения фиксируются вне рамок выездной проверки. Ревизоры должны указать их в акте, который составляется в соответствии со статьей 101.4 НК РФ и не имеет отношения к выездному контрольному мероприятию. Это нарушения, ответственность за которые предусмотрена статьями статьей 125 НК РФ, пунктом 2 статьи 126 НК РФ, статьями 119.1, 128, 129, 129.1, 129.3 и 129.4 НК РФ.

Всегда можно инициировать проверку в отношении любого предпринимателя

Интервью с Владиславом Игоревичем Капкановым, адвокатом, к. ю. н., членом Ассоциации юристов России.

— Какие наиболее существенные изменения в административном праве вы могли бы выделить за год?

— К таковым следует отнести изменения и дополнения, внесенные в Кодекс РФ об административных правонарушениях Федеральным законом от 03.12.2008 N 240-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».

Суть данных изменений заключается в появлении ряда статей (ст. ст. 30.12 — 30.19) в КоАП РФ, регламентирующих порядок подачи и рассмотрения надзорных жалоб и протестов по делам об административных правонарушениях.

Указанные изменения восполнят пробел законодательства в сфере административного права при подаче жалоб в порядке надзора на соответствующие постановления и решения по делам об административных правонарушениях и рассмотрении дел в надзорной инстанции.

Также существенные изменения в административное законодательство внесены Федеральным законом от 09.02.2009 N 9-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об акционерных обществах, об обществах с ограниченной ответственностью, о рынке ценных бумаг и об инвестиционных фондах и Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» в части уточнения определения и конкретизации признаков манипулирования ценами на рынке ценных бумаг».

Данные изменения касаются деятельности практически всех субъектов финансового рынка: акционерных обществ, эмитентов ценных бумаг, профессиональных участников, регистраторов, инвесторов и акционеров.

Законом уточняется и конкретизируется само определение манипулирования на рынке ценных бумаг. А Федеральной службе по финансовым рынкам (ФСФР) дается право рассматривать дела об административных правонарушениях за непредоставление или несвоевременное предоставление информации, предусмотренной законом, от участников рынка. Кроме того, после выявления такого нарушения служба может сама проводить административные расследования.

Устанавливается административная ответственность: за нарушение требований законодательства о хранении документов, порядке подготовки и проведения общих собраний акционеров, а также участников обществ с ограниченной ответственностью, владельцев инвестиционных паев закрытых паевых инвестиционных фондов; за незаконную выдачу либо обращение документов, удостоверяющих денежные и иные обязательства; за нарушение требований законодательства Российской Федерации, касающихся деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, акционерных инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, управляющих компаний акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов или негосударственных пенсионных фондов, специализированных депозитариев акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов или негосударственных пенсионных фондов; за манипулирование ценами на рынке ценных бумаг; за незаконное использование слов «инвестиционный фонд» либо образованных на их основе словосочетаний; за непредставление информации в федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков.


Административную ответственность за нарушения будут нести не только должностные лица, то есть руководители и другие работники, но и лица, которые могут повлиять на хранение документов или проведение общих собраний. Ими могут быть, например, члены советов директоров и наблюдательных советов, ликвидационных и счетных комиссий.

Также Законом увеличивается с 2 месяцев до 1 года срок давности привлечения к административной ответственности за нарушения законодательства об акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью, а также Законов о рынке ценных бумаг и об инвестиционных фондах.

Штрафы за административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов и рынка ценных бумаг установлены в размере от 200 тыс. до 1 млн руб. (ранее — не более 50 тыс.). Должностные лица, помимо штрафа, могут быть подвергнуты дисквалификации — лишению права занимать определенные должности в течение 1 — 2 лет.

— Каковы последствия принятия Закона о повышении административной ответственности ООО?

— Само руководство ФСФР при принятии Закона предполагало его возможные негативные последствия, среди которых, прежде всего, то, что размер штрафов для небольших акционерных обществ и крупных холдинговых компаний не зависит от величины их выручки.

[1]

В настоящее время ФСФР рассматривает возможность внесения изменений в порядок раскрытия информации на рынке ценных бумаг. По мнению ФСФР, эти изменения могут быть внесены в текущем году и позволят снизить риск привлечения к административной ответственности.

Предполагалось, что, в частности, увеличение размера штрафов за нарушение порядка ведения реестра акционеров приведет к тому, что в ближайшие 1 — 2 года большинство акционерных обществ передаст эту функцию независимым регистраторам, что позволит уменьшить риск нарушения прав акционеров и снизит количество рейдерских захватов.

[2]

— Не могли бы вы прокомментировать данный Закон на конкретных примерах?

— С учетом того, что изменения в закон внесены недавно, каких-то особенных примеров пока нет. К нам обращался человек, который рассказал, как, подделав уставные документы и незаконно взяв на себя кредитные и прочие обязательства, некий гражданин вышел из членов ООО, оставив одного из соучредителей отвечать по этим обязательствам.

Читайте так же:  Что значит запрет на регистрацию автомобиля

Мы возлагаем большие надежды на то, что внесенные изменения будут способствовать тому, что граждане с большей ответственностью станут соблюдать данные законы. Более того, согласно принятым изменениям усложняется процедура оформления документов — все они будут подлежать нотариальному удостоверению. Думаю, это тоже некий дополнительный механизм и инструмент ответственности.

— Принесла ли, на ваш взгляд, результаты минимизация проверок предприятий малого бизнеса, которую лоббирует президент РФ Д. Медведев?

— Президент еще год назад говорил о необходимости принятия ряда мер по поддержке малого предпринимательства. Однако на сегодняшний день ситуация изменилась незначительно. Только 1 июля 2009 г. вступил в силу Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Законом вводится преимущественно уведомительный порядок начала предпринимательской деятельности в тех сферах экономики, где малый бизнес занимает практически 3/4 сектора. Ни один контролирующий орган не вправе будет требовать с предпринимателя каких-либо разрешительных или иных документов.

Прежде всего, будет осуществляться документарная проверка, которая не столь обременительна для предпринимателей и не отвлекает их от осуществляемой ими деятельности.

[3]

В отношении одного предпринимателя плановая проверка будет проводиться один раз в 3 года, причем проверять по одним требованиям будет только один орган. В отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности в сфере здравоохранения, образования, в социальной сфере, плановые проверки могут проводиться два и более раз в три года. Установлен общий срок проверки, который не может превышать 20 рабочих дней. Срок проведения проверки в отношении одного субъекта малого предпринимательства не может превышать пятьдесят часов для малых предприятий и пятнадцать часов для микропредприятий в год.

— Возможно ли сделать какие-то прогнозы относительно того, к чему это приведет?

Хотелось бы, с этой точки зрения, чтобы был разработан более четкий механизм административной юстиции — доступа в суд с целью обжалования действий проверяющих органов и признания их деятельности незаконной. Но для этого, во-первых, необходимо развивать систему административной юстиции, а во-вторых, нужны законодательные формулировки, чтобы было однозначно видно, где конкретно было допущено нарушение, где административное лицо вышло за рамки предоставленных ему полномочий либо что решение о проведении проверки было принято без достаточных на то оснований.

— Отвечает ли требованиям рыночной ситуации антимонопольное законодательство?

— В 2008 г. ФАС были подготовлены и внесены в Государственную Думу РФ новые поправки к Федеральным законам «О защите конкуренции», «О естественных монополиях», «О товарных биржах и биржевой торговле», поправки в Кодекс об административных правонарушениях и Уголовный кодекс РФ, а также некоторые другие законодательные акты.

Поправки направлены на усиление прозрачности при осуществлении государственного контроля; позволяют дисквалифицировать чиновников, нарушающих свободу предпринимательства, на срок до трех лет; запрещают выдачу преференций компаниям; направлены на усиление уголовной ответственности за ценовые сговоры, сговоры на публичных торгах.

Внесены изменения в статьи Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции», регулирующие порядок передачи государственного или муниципального имущества, а также порядок предоставления государственной и муниципальной помощи без проведения торгов, но с предварительным согласованием с антимонопольным органом.

Не могу сказать, что я большой специалист в сфере антимонопольного законодательства, но, на мой взгляд, оно нуждается в дальнейшем совершенствовании. И единственная возможность для этого, с моей точки зрения, — это координация усилий совместно с правоохранительными органами с целью создания единой базы данных для быстрого оперативного обмена информацией, проведения совместных проверок по направлениям деятельности, в частности, направленных на выявление картельных, ценовых сговоров и пр., в том числе силами подразделений, которые получают информацию из гласных и негласных источников.

Недавно премьер-министр РФ В. Путин посетил магазин «Перекресток» на Осеннем бульваре в Москве, заметив, что наценка на продукты там слишком велика. После этого все стали говорить о том, что цены в разных супермаркетах, конечными собственниками которых являются разные структуры, — согласованы. Поэтому выход на сегодняшний день я вижу только в координации усилий.

Антимонопольное законодательство, несомненно, продвинулось вперед. Насколько оно эффективно — покажет время. Позитивны, на мой взгляд, шаги по повышению полномочий этой службы, увеличению штрафных санкций для юридических лиц и расширению возможностей по применению этих санкций. Недостаток заключается в отсутствии ранжирования. Штраф в размере 1 млн руб. можно наложить и на крупную российскую компанию, и на представителя среднего бизнеса, которого этот миллион, с учетом того, что практически все компании сегодня работают в кредит, может просто разорить.

— Как организовано антикоррупционное законодательство и деятельность законодательных органов в этом направлении?

— Исходя из своего опыта работы и анализа материалов средств массовой информации, могу сказать, что пока данное законодательство находится в стадии формирования. Да, чиновники подали декларации о своих доходах и доходах членов своих семей, но серьезных преступлений правоохранительными органами раскрыто пока не было. В любом случае есть определенные сдерживающие механизмы для чиновников разных уровней. Публичные люди, которых мы каждый день видим по телевизору, никогда не допустят того, чтобы на них были оформлены в собственность какие-то фальшивые участки. Но в регионах, думаю, очень много чиновников допускают подобное через посредников, а именно членов своих семей, участвуют в управлении какими-то активами. Есть много примеров, когда жены чиновников владеют серьезными пакетами акций различный компаний, участвуют в их управлении. Мы все понимаем, что если чиновник наделен исполнительно-распорядительными функциями, может принимать какие-то властные решения, он волей-неволей будет идти навстречу своей супруге при принятии решений, будь то развитие города с представлением каких-то архитектурных проектов конкретным фирмам или что-то другое. Налицо конфликт интересов, и, конечно, хотелось бы, чтобы наше государство постепенно отходило от этого.

— Не могли бы вы поделиться своим опытом в части наиболее интересных административных судебных споров?

Читайте так же:  Список документов при увольнении по собственному желанию

— Практика нашего бюро складывается таким образом, что мы в основном общаемся с гражданами, а не с юридическими лицами. Как адвокаты мы оказываем им необходимую помощь. У нас часто бывают дела о нарушении правил дорожного движения с привлечением к административной ответственности по различным основаниям.

Могу привести массу примеров лишения водительских прав за управление транспортным средством в нетрезвом состоянии, когда имелись остаточные явления, то есть человек употреблял алкоголь накануне. Я сам, как автовладелец и гражданин, считаю, что управлять транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения недопустимо, и меры воздействия должны быть самые суровые. Но сотрудники ГИБДД далеко не всегда соблюдают порядок освидетельствования лиц, в полном объеме заполняют протоколы. Мировые судьи, как правило, подобные нарушения игнорируют. Судебная практика такова, что суды в большей степени стоят на стороне сотрудников ГИБДД. Это развязывает руки сотрудникам ДПС, поскольку они понимают, что даже если что-то упустят — суд закроет на это глаза. Хотелось бы, чтобы судьи приняли несколько раз принципиальные решения и научили людей работать.

Очень много сейчас вопросов, вытекающих из трудовых отношений. Не выплачивается заработная плата, многие люди подверглись сокращению, которое очень часто вуалируется предложением сотруднику написать заявление об увольнении по собственному желанию, что лишает его возможности получить двухмесячное содержание плюс месяц, если он еще не трудоустроился. Статистика по сокращению штатов, которая приводится официальными органами, немного не верна. Потому что сколько людей потеряли работу «по собственному желанию», точно не известно никому.

У контролирующих органов есть очень хороший механизм предупреждения нарушений трудового законодательства — это дисквалификация руководителя с запрещением занимать руководящие должности в течение 1 — 2 лет. Государство старается жестко соблюдать трудовые права простого гражданина, работника. С другой стороны, нередки случаи, когда граждане не изъявляют желания бороться за свои права, соглашаются с нарушениями.

Каков порядок проведения плановых и внеплановых налоговых проверок (особенно выездных) в отношении ИП? Могут ли контрагенты ИП инициировать данные проверки?

Камеральная налоговая проверка

Выездная налоговая проверка

Рекомендуем ознакомиться с материалами:
— Энциклопедия решений. Основные отличия камеральных и выездных налоговых проверок;
— Энциклопедия решений. Порядок проведения камеральной налоговой проверки;
— Энциклопедия решений. Процедура проведения камеральной налоговой проверки;
— Энциклопедия решений. Сроки проведения камеральной налоговой проверки;
— Энциклопедия решений. Предмет камеральной налоговой проверки. Проверяемый период;
— Энциклопедия решений. Отбор налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок;
— Энциклопедия решений. Критерии самостоятельной оценки рисков назначения выездных налоговых проверок;
— Энциклопедия решений. Проверяемый период при проведении выездной налоговой проверки;
— Энциклопедия решений. Сроки проведения выездных налоговых проверок;
— Энциклопедия решений. Памятка: встречаем проверяющих из налоговой;
— Энциклопедия решений. Истребование налоговым органом документов и информации у третьих лиц (встречные проверки).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Цориева Зара

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Мельникова Елена

1 февраля 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

вопрос Может ли потребитель быть инициатором проверки ИП налоговым инспектором?

Деятельность одного частного предпринимателя вызывает множество вопросов и недовольства со стороны потребителей. Можно ли инициировать проверку налоговой инспекцией с помощью обращения отдельного потребителя? Если да, то какие правила оформления подобной жалобы существуют? Какие доказательства недобросовестности предпринимателя нужно предоставить?

Инициировать проверку налоговой инспекцией предпринимателя обычный потребитель не может. Так как налоговая не решает с помощью проверки недобросовестность предпринимателя по отношению к его клиентам. Эта часть ответственности лежит на Роспотребнадзоре. Если клиентами выявлены какие-то нарушения непосредственно по отношению к потребителям, тогда жалоба подается в соответственный уполномоченный орган и он, путем контрольной проверки или методом тайного покупателя будет проверять указанного ИП.

Конечно, заинтересованное лицо может подать жалобу и в налоговую. Все выездные проверки этого органа полностью инициируются начальниками конкретного отдела, а также в процессе составления плана проверок учитываются и поданные жалобы и заявления граждан. Стоит отметить, что подобные жалобы не могут касаться непосредственно качества оказания услуг. Это не является поводом для проверки НИ. Налоговая рассматривает только дела касающиеся нарушения законодательства в сфере налоговых отчислений или документальное оформление сделок:

  • недобросовестной оплате труда (выдача заработной платы «в конверте»);
  • наличие неоформленных официально работников;
  • уклонение от уплаты обязательных налогов и сборов;
  • наличие черной бухгалтерии;
  • сокрытие реально полученного дохода и соответствующая недоплата в бюджет и другое.

Для подачи жалобы можно использовать как бланк заявления, так и в простой письменной форме, но в определенной последовательности:

  • в шапке указывается организация, или ФИО ответственного лица, к кому направляется заявление, ФИО заявителя и его контактные данные (телефон, адрес отправки ответного письма и адрес электронной почты);
  • В основной части расписываются причины обращения и излагается суть жалобы с подробным указанием нарушений, и если есть, прилагаются копии документов, подтверждающих факт нарушения законодательства.
  • В заключение указывается просьба о проведении проверки и приятии соответствующих мер по отношению к недобросовестному ИП. А также указывается лицо и адрес заявителя, куда необходимо будет отправить ответ с принятым решением.

Обратите внимание! Если к жалобе не будет приложено никаких доказательств о нарушениях, то вероятность проведения проверки будет близка к нулю. Беспочвенные обвинения не будут приняты к сведенью, особенно если подаваемые отчеты и декларации у ИП в норме.

Составленное обращение подается непосредственно в ту НИ, где зарегистрирован ИП, на которого составлена жалоба. Подается обращение в 2 экземплярах, и на втором принявшее лицо ставить подпись и дату принятия. На рассмотрение жалобы выделяется 30 календарных дней.

Видео (кликните для воспроизведения).

Как правило, если указанные правонарушения подпадают под налоговую проверку, то такой ИП будет включен в ближайший план для проведения камеральной проверки.

Как инициировать налоговую проверку ооо
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here