Договор поставки определение гк рф

Особенности решения вопросов с статье на тему: "Договор поставки определение гк рф". Если в процессе прочтения появились дополнительные вопросы, то вы всегда можете обратиться к дежурному юристу.

Энциклопедия решений. Существенные условия договора поставки

Существенные условия договора поставки

Договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем его существенным условиям. К ним отнесены условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение (п. 1 ст. 432 ГК РФ). Незаключенный договор не является основанием возникновения обязательств и не влечет правовых последствий (см. также п. 2 ст. 307, п. 1 ст. 425, п. 2 ст. 432, ст. 433 ГК РФ).

Исходя из приведенных норм, положений ст. 506 ГК РФ, а также поскольку поставка является разновидностью купли-продажи (п. 5 ст. 454 ГК РФ), к названным в законе существенным условиям договора поставки формально могут быть отнесены:

— условие о товаре, которое считается согласованным, если договор позволяет определить наименование и количество поставляемого товара (п. 3 ст. 455, ст. 506 ГК РФ);

— условие о сроке передачи товара покупателю.

Если относительно «существенности» первого из приведенных условий в правоприменительной практике никаких разногласий не возникает, то с отнесением к числу существенных условия договора поставки о сроке дело обстоит несколько иначе. Как разъяснил Пленум ВАС РФ в п. 7 постановления от 22.10.1997 N 18, если моменты заключения и исполнения договора не совпадают, а сторонами не указан срок поставки товара и из договора не вытекает, что она должна осуществляться отдельными партиями, при разрешении споров необходимо исходить из того, что срок поставки определяется по правилам, установленным ст. 314 ГК РФ (ст. 457 ГК РФ). Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального конституционного закона от 04.06.2014 N 8-ФКЗ это разъяснение Пленума ВАС РФ сохраняет силу до принятия соответствующих решений Пленумом Верховного Суда РФ, то есть обязательно для арбитражных судов (см. ныне утративший силу п. 2 ст. 13 Федерального конституционного закона от 28.04.1995 N 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации»).

Можно констатировать, что в целом — с различными вариациями — суды придерживаются именно подобного подхода. Крайним его проявлением являются встречающиеся в судебных актах указания на то, что условие о сроке не относится к существенным для договора поставки (см., например, постановление ФАС Уральского округа от 29.04.2014 N Ф09-2232/14). В основном же, независимо от упоминания приведенного разъяснения Пленума ВАС РФ, суды рассматривают срок поставки как «определимое существенное условие» договора поставки, отсутствие которого в договоре восполняется положениями ст. 314 ГК РФ (см., например, постановления АС Волго-Вятского округа от 31.08.2015 N Ф01-3446/15 и от 03.09.2015 N Ф01-3474/15, АС Московского округа от 16.07.2015 N Ф05-8967/15). Встречаются судебные акты, где суд по тем или иным причинам ограничивается указанием на то, что срок поставки является существенным условием договора поставки (см. постановления АС Московского округа от 27.08.2015 N Ф05-11457/15, АС Центрального округа от 21.01.2015 N Ф10-4633/14). Однако примеров признания договора поставки незаключенным на том лишь основании, что в нем отсутствует условие о сроке поставки, мы не обнаружили.

Все прочие условия (включая условие о цене) к существенным условиям договора поставки законом не отнесены (см. постановления АС Московского округа от 30.04.2015 N Ф05-4463/15, АС Центрального округа от 08.10.2015 N Ф10-3095/15). Разумеется, такие условия в силу п. 1 ст. 432 ГК РФ приобретают значение существенных, если по заявлению хотя бы одной из сторон они подлежат согласованию. Поэтому если из переписки или соглашения сторон следует, что возможность заключения договора (принятия соответствующих обязательств) обусловлена необходимостью согласования того или иного условия, до такого согласования договор поставки не может считаться заключенным (см., например, постановление ФАС Центрального округа от 14.02.2014 N Ф10-3747/12).

Статья 526. Государственный или муниципальный контракт на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд

По государственному или муниципальному контракту на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд (далее — государственный или муниципальный контракт) поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному или муниципальному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный или муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров.

Комментарий к Ст. 526 ГК РФ

1. Комментируемая статья содержит легальное (законодательное) определение государственного (муниципального) контракта на поставку товаров для государственных (муниципальных) нужд . Это определение, построенное по типичной для ГК РФ схеме определений договоров отдельных видов, гласит: по государственному или муниципальному контракту на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному или муниципальному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный или муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров.

———————————
О государственных (муниципальных) контрактах на поставку товаров для государственных (муниципальных) нужд см., в частности: Комиссарова Е.Г. Правовая природа государственного контракта на поставку товаров для государственных нужд // Научный вестник Тюменского юридического института МВД России: Сборник научных трудов. Тюмень: Изд-во ТЮИ МВД России, 2003. Вып. 2. С. 29 — 33; Яровой А.В. О соотношении государственного контракта на поставку товаров для государственных нужд и предпринимательского договора // Актуальные проблемы цивилистических отраслей права: Межвузовский сборник научных трудов. Екатеринбург: Изд-во Урал. юрид. ин-та МВД России, 2004. Вып. 4. С. 86 — 90; Волынкина М.В. Правовая природа государственного контракта на поставку товаров для государственных нужд // Сборник научных трудов. Юридические и психологические науки. М.: Логос, 2005. Вып. 3. С. 9 — 18.

В статье содержится также официальная сокращенная форма термина «государственный или муниципальный контракт на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд», а именно — «государственный или муниципальный контракт». Указанный краткий термин используется в ГК РФ, ряде других законов и иных нормативных правовых актов.

Читайте так же:  Краткая апелляционная жалоба по гражданскому делу образец

Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ содержит общее понятие государственного или муниципального контракта на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, а также его легальное определение, согласно которому под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Федерации или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд (п. 1 ст. 9). Приведенное определение дополняет характеристику государственного (муниципального) контракта на поставку товаров для государственных (муниципальных) нужд.

2. Правовая природа государственного (муниципального) контракта на поставку товаров для государственных (муниципальных) нужд характеризуется следующими основными чертами.

Государственный (муниципальный) контракт на поставку товаров для государственных (муниципальных) нужд является разновидностью договора поставки, который, в свою очередь, является подтипом договора купли-продажи — типа гражданско-правового договора. Таким образом, государственный (муниципальный) контракт на поставку товаров для государственных (муниципальных) нужд в конечном счете следует квалифицировать как гражданско-правовой договор (а не административно-правовой или межотраслевой, как полагают некоторые исследователи).

Будучи видом договора поставки, государственный (муниципальный) контракт на поставку товаров для государственных (муниципальных) нужд является консенсуальным, возмездным, взаимным (двусторонне обязывающим), предпринимательским гражданско-правовым договором.

3. Государственные (муниципальные) контракты на поставку товаров для государственных (муниципальных) нужд подразделяются на:

1) государственные контракты на поставку товаров для государственных нужд;

2) муниципальные контракты на поставку товаров для муниципальных нужд.

Государственные (муниципальные) контракты на поставку товаров для государственных (муниципальных) нужд подразделяются также в зависимости от того, при каком способе размещения заказа они заключаются (подробнее об этом см. п. 3 комментария к ст. 527 и п. 1 комментария к ст. 528 ГК).

Государственные контракты на поставку товаров для государственных нужд, в свою очередь, подразделяются на:

1) государственные контракты на поставку товаров для федеральных государственных нужд;

2) государственные контракты на поставку товаров для государственных нужд субъектов Федерации (или менее официально, но зато более кратко — «для региональных государственных нужд»).

Из государственных контрактов на поставку товаров для федеральных государственных нужд выделен ряд видов контрактов по различным основаниям, в частности государственные контракты на поставку товаров для федеральных государственных нужд по оборонному заказу.

4. Важнейшей юридической характеристикой государственного (муниципального) контракта на поставку товаров для государственных (муниципальных) нужд является правовой режим государственного (муниципального) контракта, который определяется совокупностью правовых норм, иных правовых положений (требований), установленных в отношении государственного (муниципального) контракта на поставку товаров для государственных (муниципальных) нужд, в частности положений, регулирующих заключение, действие, изменение, прекращение, форму и содержание контракта и основанных на нем отношений.

Правовой режим всякого государственного (муниципального) контракта на поставку товаров для государственных (муниципальных) нужд определяют положения, общие для всех государственных (муниципальных) контрактов на поставку товаров для государственных (муниципальных) нужд, в том числе:

1) общие положения о сделках, договорах и обязательствах, содержащиеся в части первой ГК РФ;

2) общие положения о купле-продаже, содержащиеся в § 1 гл. 30 ГК РФ;

3) правила о договоре поставки, содержащиеся в ст. ст. 506 — 522 § 3 гл. 30 ГК РФ;

4) правила о государственном (муниципальном) контракте на поставку товаров для государственных (муниципальных) нужд, содержащиеся в § 4 гл. 30 ГК РФ, в частности в ст. ст. 525 — 528, 531, 533, 534;

5) правила о государственном (муниципальном) контракте на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных (муниципальных) нужд, содержащиеся в Федеральном законе от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ и распространяющиеся на все государственные (муниципальные) контракты на поставку товаров для государственных (муниципальных) нужд, в частности правила, содержащиеся в ст. 9 Закона.

[2]

Правовой режим государственных (муниципальных) контрактов на поставку товаров для государственных (муниципальных) нужд отдельных видов обладает особенностями. Так, особенности правового режима государственных контрактов на поставку товаров для федеральных государственных нужд определяются Федеральным законом от 13 декабря 1994 г. N 60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд».

При применении общих и специальных правил, определяющих правовой режим государственных (муниципальных) контрактов на поставку товаров для государственных (муниципальных) нужд, следует руководствоваться принципом приоритета специальных правил, который в отношении государственных (муниципальных) контрактов закреплен в п. 2 ст. 525 ГК РФ и п. 2 ст. 9 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ.

5. Сторонами государственного (муниципального) контракта на поставку товаров для государственных (муниципальных) нужд являются поставщик (исполнитель) и государственный (муниципальный) заказчик.

Поставщиком (исполнителем) потенциально может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любой индивидуальный предприниматель. При этом определение (выбор) поставщика (исполнителя) по конкретному контракту осуществляется не произвольно, а в соответствии с детально регламентируемой процедурой — размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд (подробнее см. п. 3 комментария к ст. 527 ГК).

При исполнении государственного или муниципального контракта не допускается перемена поставщика (исполнителя), за исключением случаев, если новый поставщик (исполнитель) является правопреемником поставщика (исполнителя) по такому контракту вследствие реорганизации юридического лица в форме преобразования, слияния или присоединения (ч. 6.1 ст. 9 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ).

Государственным (муниципальным) заказчиком может быть государственный орган (в том числе орган государственной власти), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, а также бюджетное учреждение, иной получатель средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации или местных бюджетов при размещении заказов на поставки товаров за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования (ст. 4 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ). Государственный (муниципальный) заказчик заключает государственный (муниципальный) контракт на поставку товаров для государственных (муниципальных) нужд от имени соответственно Российской Федерации, субъекта Федерации или муниципального образования.

6. Содержание государственного (муниципального) контракта на поставку товаров для государственных (муниципальных) нужд характеризуется той особенностью, что свобода его сторон в определении условий контракта в значительной мере ограничена по сравнению с обычным договором поставки. Означенные ограничения установлены, в частности, следующими правилами ст. 9 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ.

[3]

Цена государственного или муниципального контракта является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения, за исключением случаев, установленных ч. 6.4 ст. 9 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ. Оплата поставляемых товаров осуществляется по цене, установленной государственным или муниципальным контрактом. Цена государственного или муниципального контракта может быть снижена по соглашению сторон без изменения предусмотренных контрактом количества товаров и иных условий исполнения государственного или муниципального контракта (ч. 4.1 ст. 9 Закона).

Читайте так же:  Где получить правоустанавливающие документы на квартиру

При заключении и исполнении государственного или муниципального контракта изменение условий контракта, указанных в ч. ч. 11 и 12 ст. 9, ч. 12 ст. 25, ч. 5 ст. 27, ч. 3 ст. 29, ч. 1 ст. 31, ч. 7 ст. 31.4, ч. 3 ст. 31.5, ч. 12 ст. 35, ч. 6 ст. 36, ч. 13 ст. 37, ч. 3 ст. 38, ч. 1 ст. 40, ч. 14 ст. 41, ч. 22 ст. 41.8, ч. 11 ст. 41.9, ч. 15 ст. 41.11, ч. ч. 10 и 14 ст. 41.12, ч. 6 ст. 42, ч. ч. 6 и 8 ст. 46, ч. 8 ст. 47, ч. 10 ст. 53 и ч. ч. 5 и 6 ст. 54 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ, по соглашению сторон и в одностороннем порядке не допускается, за исключением случаев, предусмотренных ч. ч. 6 — 6.1, 6.4 — 6.6 и 8.1 ст. 9 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ (см. ч. 5 указанной статьи).

В случае изменения в соответствии с законодательством Российской Федерации регулируемых государством цен на товары субъектов естественных монополий, тарифов на товары организаций коммунального комплекса заказчик при исполнении государственного или муниципального контракта, заключенного на основании п. п. 1 или 2 ч. 2 ст. 55 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ, обязан изменить цену такого контракта соответственно размеру изменения тарифов на соответствующие товары организаций коммунального комплекса, цен на товары субъектов естественных монополий (ч. 6.4).

При заключении государственного или муниципального контракта заказчик по согласованию с участником, с которым в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ заключается такой контракт, вправе увеличить количество поставляемого товара на сумму, не превышающую разницу между ценой контракта, предложенной таким участником, и начальной (максимальной) ценой контракта (ценой лота), если такое право заказчика предусмотрено конкурсной документацией, документацией об аукционе. При этом цена единицы указанного товара не должна превышать цену единицы товара, определяемую как частное отделения цены контракта, указанной в заявке на участие в конкурсе или предложенной участником аукциона, с которым заключается контракт, на количество товара, указанное в извещении о проведении открытого конкурса или открытого аукциона (ч. 6.5 ст. 9 Закона).

В государственный и муниципальный контракты включается обязательное условие об ответственности поставщика (исполнителя, подрядчика) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом (ч. 10 ст. 9 Закона).

В случае просрочки исполнения поставщиком (исполнителем) обязательства, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом, заказчик вправе потребовать уплату неустойки (штрафа, пеней). Неустойка (штраф, пени) начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного государственным или муниципальным контрактом срока исполнения обязательства. Размер такой неустойки (штрафа, пеней) устанавливается государственным или муниципальным контрактом в размере не менее 1/300 действующей на день уплаты неустойки (штрафа, пеней) ставки рефинансирования Центрального банка РФ (ч. 11 ст. 9 Закона).

В государственный или муниципальный контракт включается обязательное условие о порядке осуществления заказчиком приемки поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг на соответствие их количества, комплектности, объема и качества требованиям, установленным в таком контракте. Для проверки соответствия качества поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг требованиям, установленным государственным или муниципальным контрактом, заказчик вправе привлекать независимых экспертов, выбор которых осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ (ч. 12 ст. 9).

Глава 27. Понятие и условия договора (ст.ст. 420 — 431.2)

Глава 27. Понятие и условия договора

См. Энциклопедию решений. Гражданско-правовой договор. Общие положения

[1]

См. схему «Понятие и условия договора»

>
Понятие договора
Содержание
Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ)

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Статья 506. Договор поставки

По договору поставки поставщик — продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.

Комментарий к статье 506 ГК РФ

Договор поставки — разновидность договора купли-продажи, однако он имеет ряд специфических особенностей. Поставка, как и любой другой вид купли-продажи, направлена на возмездную передачу имущества в собственность в обмен на эквивалентно-определенное денежное предоставление. Договор поставки и договор купли-продажи сходны в том смысле, что оба юридически опосредуют возмездно-денежную реализацию имущества, которая по экономической сущности есть не что иное, как купля-продажа. Данные родовые признаки позволяют применять к поставке большинство общих положений о купле-продаже, отражающих указанную направленность.

Различия между двумя договорами сводятся к следующему:

1) субъекты договора поставки — только предприниматели (см. комментарий к ст. 23);

2) цель договора — предпринимательская деятельность;

3) предметом договора не могут быть имущественные права, недвижимость, ценные бумаги, валютные ценности;

4) существенное условие договора поставки — срок.

Проблемы, связанные с отграничением договоров поставки от договоров купли-продажи, разъяснены в Постановлении Пленума ВАС РФ от 22 октября 1997 г. N 18 «О некоторых вопросах, связанных с применением положений Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре поставки» (Вестник ВАС РФ. 1998. N 3).

Читайте так же:  Можно ли оспорить межевание земельного участка
Видео (кликните для воспроизведения).

В частности, в указанном Постановлении четко определены цели договора поставки. В соответствии с п. 5 Постановления под целями, не связанными с личным использованием, следует понимать в том числе приобретение покупателем товаров для обеспечения его деятельности в качестве организации или гражданина-предпринимателя (оргтехники, офисной мебели, транспортных средств, материалов для ремонтных работ и т.п.).

Другой комментарий к статье 506 ГК РФ

1. Договор поставки — один из наиболее широко применяемых в предпринимательской деятельности договоров. По принятой в ГК классификации договоров это не самостоятельный тип договора, а вид договора купли-продажи. Как и договор купли-продажи, он направлен на перенесение права собственности (иного вещного права) от продавца (поставщика) на покупателя.

Комментируемый раздел ГК предусматривает особенности заключения и исполнения договора поставки. В отличие от ГК 1964 г. в нем отсутствуют нормы о таких условиях договора поставки, как количество, ассортимент, качество, комплектность. Нет в этом разделе и привычных для законодательства о поставках норм о порядке оплаты товара, цене, таре и упаковке и др. Эти нормы включены в общие положения о купле-продаже и применяются к поставке как ее виду (см. ст. ст. 465, 467, 469, 481, 485, 486 и коммент. к ним).

В соответствии со ст. 2 Вводного закона с 1 марта 1996 г. утрачивают силу Положения о поставках продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления (см. п. 5 вводного коммент. к гл. 30).

2. В комментируемой статье названы основные признаки (критерии), позволяющие выделить договор поставки из иных видов договора купли-продажи. К ним относятся правовой статус поставщика и цель приобретения (покупки) товара. В качестве продавца (поставщика) в договоре поставки выступает предприниматель. Это может быть коммерческая организация либо гражданин — индивидуальный предприниматель (см. ст. 2 ГК). Поставщик продает либо производимые им товары, либо товары, закупленные им для продажи.

Второй основной признак — цель приобретения товара. Договором поставки признается договор, по которому товар приобретается либо для использования в предпринимательской деятельности (для промышленной переработки и потребления, для последующей продажи и иной профессиональной деятельности), либо для деятельности, не связанной с личным, домашним, семейным использованием товара (поставки в мобилизационные ресурсы, армии, детскому саду и др.). Из цели покупки вытекает, что и вторая сторона договора — покупатель чаще всего является предпринимателем.

Цель покупки может вытекать из характера товара, существа договора, предусматриваться в самом договоре. Когда по договору приобретается товар, как правило, используемый для потребительских нужд (для личного, семейного, домашнего использования), то значение имеет правовой статус покупателя, количество приобретаемых товаров, правовой статус продавца, его осведомленность о цели покупки. При приобретении товара у продавца, осуществляющего предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, в случае возникновения вопроса о применении норм § 2 или 3 гл. 30, цель приобретения товара, видимо, должен доказать покупатель. (См. коммент. к ст. 492).

3. Включение в понятие договора поставки указания о передаче товаров «в обусловленные сроки или в срок» позволяет назвать еще ряд особенностей этого договора. Во-первых, срок исполнения обязательства поставки, наряду с наименованием и количеством товара, приобретает значение существенного условия договора; во-вторых, по договору поставки возможна оптовая продажа товаров единовременно (в срок) либо отдельными партиями в течение длительного периода (в обусловленные сроки), а также передача одной вещи, в том числе и индивидуально-определенной (машина, прибор индивидуального исполнения и др.) в обусловленный срок; в-третьих, момент заключения договора и его исполнения, как правило, не совпадают; в-четвертых, изготовителем товара договор заключается, как правило, на будущие вещи. Из сказанного вытекает, что наряду с основными для договора поставки характерны вторичные признаки, влияющие на определение его условий и срок действия договора.

4. Срок поставки может быть определен различно, например, путем указания конкретной даты (конкретного месяца, квартала) либо указанием периодов поставки в течение срока действия договора. Сроки исполнения обязательства поставки можно считать обусловленными и тогда, когда в договоре отсутствуют конкретные сроки передачи товаров, но определен срок действия договора. В этом случае в соответствии со ст. 314 ГК передача товара может быть осуществлена в любой момент в пределах срока действия договора либо поставщик при исполнении договора может руководствоваться диспозитивной нормой ст. 508, предусматривающей поставку товаров помесячно равными партиями (см. ст. 508 и коммент. к ней).

5. Основные признаки договора поставки позволяют отграничить его от других видов (разновидностей) договора купли-продажи и иных смежных договоров. При разграничении договоров поставки и контрактации нужно учитывать профессиональную деятельность продавца и вид подлежащих передаче товаров. Продавцом по договору контрактации является производитель сельскохозяйственной продукции. Контрактуется при этом будущая сельскохозяйственная продукция, подлежащая выращиванию или производству (см. ст. 535 и коммент. к ней).

Вид продаваемой вещи позволяет разграничить договоры поставки и продажи недвижимости. По договору продажи недвижимости всегда передается индивидуально-определенная вещь, которой присущи признаки, названные в ст. 130 ГК (см. коммент. к ст. 549). Статья 130 ГК к недвижимым вещам относит подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания. Теперь, в отличие от ранее действовавших норм о поставках, продажа таких судов должна осуществляться не по договору поставки, а по договору продажи недвижимости.

Согласно п. 2 ст. 548 ГК отношения, связанные со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, регулируются нормами, установленными законом, иными правовыми актами, а при их отсутствии — правилами о договоре энергоснабжения (ст. ст. 539 — 547 ГК), поэтому к договорам о передаче этих товаров нормы о поставках неприменимы (см. коммент. к ст. 548).

Иные признаки должны использоваться для разграничения договора поставки и договора подряда (в основном т.н. договора переработки давальческого сырья). Сходные отношения возникают в случаях, когда в договор поставки включены условия по передаче материалов, сырья, комплектующих изделий. Судебная практика при разграничении таких договоров учитывает прежде всего основное содержание обязанностей. Договор, содержанием которого является выполнение работ по заданию заказчика из его материалов, квалифицируется обычно как договор переработки давальческого сырья, т.е. договор подряда (см. коммент. к ст. 702, а также Комментарий арбитражной практики. Вып. 3, 1972. С. 148 — 155; вып. 2, 1979. С. 129 — 136). Может быть использован и иной критерий — количество передаваемых покупателем материалов. Если покупателем передается большая часть материалов, необходимых для изготовления товаров, то договор может рассматриваться как подрядный. Аналогичный критерий применен в ст. 3 Венской конвенции 1980 г.

Читайте так же:  Налог на банковские вклады физических лиц

6. В договор поставки нередко включаются условия о предоставлении услуг или выполнении работ. Например, договор, заключаемый изготовителем с фирменным магазином, наряду с условиями о поставке товаров содержит условия о формировании и изучении спроса на него, либо в договор поставки сложного оборудования включаются условия о шефмонтаже. Такой договор следует признавать смешанным и на основании п. 3 ст. 421 ГК к отношениям сторон должны применяться как нормы о договоре поставки, так и нормы об оказании услуг.

Статья 525 ГК РФ. Основания поставки товаров для государственных или муниципальных нужд

Новая редакция Ст. 525 ГК РФ

1. Поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основе государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных или муниципальных нужд (пункт 2 статьи 530).

2. К отношениям по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд применяются правила о договоре поставки (статьи 506 — 522), если иное не предусмотрено правилами настоящего Кодекса.

К отношениям по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд в части, не урегулированной настоящим параграфом, применяются иные законы.

Комментарий к Ст. 525 ГК РФ

1. Государственные или муниципальные нужды, — это обеспечиваемые за счет соответствующего бюджета и внебюджетных источников потребности в товарах, необходимых для осуществления функций Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, исполнения международных обязательств Российской Федерации, реализации государственных программ соответствующего (федерального, регионального) уровня и решения вопросов местного значения.

Регулирование отношений по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд в гражданском законодательстве имеет немного аналогов в мировой практике. Чаще государство за рубежом не признается субъектом частного права. Соответственно договоры, заключаемые государством, регулируются специальным законодательством. Выбор российского законодателя в этой связи показателен сам по себе. Более того, учитывая традиции административно-государственного регулирования экономических отношений и опасность возрождения этих традиций, российский законодатель принципиально ограничил сферу действия специального законодательства (ч. 2 п. 2 комментируемой статьи). Таким образом, несмотря на естественную специфику, в России провозглашено применение общих принципов гражданского права в сфере, где государство вынуждено наиболее активно участвовать в договорных отношениях.

2. Особенности источников.

К особенностям правового регулирования отношений, связанных с поставкой товаров для государственных или муниципальных нужд, относится то, что этому вопросу посвящено большое количество федеральных законов, которые, в свою очередь, делятся на общие и специальные.

Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Федеральный закон от 13.12.1994 N 60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд».

Кроме того, к разновидностям поставки продукции для государственных или муниципальных нужд относятся поставки материальных ценностей в государственный резерв (Федеральный закон от 29.12.1994 N 79-ФЗ «О государственном материальном резерве»), поставки, осуществляемые на основании государственного оборонного заказа (Федеральный закон от 27.12.1995 N 213-ФЗ «О государственном оборонном заказе»), и поставки продукции сельского хозяйства (Федеральный закон от 02.12.1994 N 53-ФЗ «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд»).

Отличительной чертой специального законодательства является установление ответственности поставщика в форме законной неустойки (ст. 332 ГК РФ). В настоящее время подлежит применению норма п. 9 ст. 9 Закона «О размещении заказов на поставки товаров. «, в соответствии с которой размер неустойки устанавливается за каждый день просрочки в размере 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка РФ, действующей на день уплаты неустойки.

3. Особенности договорных связей.

3.1. Внешним квалифицирующим признаком отношений, складывающихся по поводу поставки товаров для государственных или муниципальных нужд, является субъектный состав сторон договора. Но с точки зрения юридических конструкций основные отличия заключаются в особенностях структуры договорных связей.

3.2. Как указывается в п. 1 комментируемой статьи, отношения по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд могут оформляться двумя взаимозависимыми договорными моделями: государственным или муниципальным контрактом на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд и договором поставки товаров для государственных или муниципальных нужд. Определение государственного (муниципального) контракта дается в ст. 526 ГК, определение договора поставки не приводится в нормах данного параграфа как излишнее, поскольку как юридическая конструкция договор поставки товаров для государственных или муниципальных нужд полностью соответствует договору поставки (ст. 506 ГК РФ).

3.3. Необходимость подобного разделения договорных моделей объясняется тем, что в государственном или муниципальном контракте государственный или муниципальный заказчик не обязательно является покупателем товаров.

При установлении обязательственных связей по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд возможны следующие варианты:

а) отношения сторон регулируются только государственным или муниципальным контрактом на поставку товаров. Сторонами договора являются государственный или муниципальный заказчик и поставщик (исполнитель). Государственный или муниципальный заказчик одновременно является и покупателем товаров. Поставка товаров осуществляется непосредственно ему. Отношения сторон по исполнению государственного или муниципального контракта регулируются нормами о договоре поставки (п. 1 ст. 531 ГК РФ);

б) поставка товаров по государственному или муниципальному контракту осуществляется не государственному или муниципальному заказчику, а, по его указанию, третьему лицу. Покупателем продолжает считаться государственный или муниципальный заказчик, в связи с чем на нем по общему правилу лежит обязанность оплатить товар (п. 2 ст. 531 ГК РФ);

Читайте так же:  Может ли завещатель лишить права наследования наследников

в) на основании государственного или муниципального контракта поставщик (исполнитель) заключает договор поставки с третьим лицом (покупателем). Отношения поставщика (исполнителя) и покупателя регулируются нормами о договоре поставки. Отношения поставщика (исполнителя) с государственным или муниципальным заказчиком регулируются нормами настоящего параграфа о государственном или муниципальном контракте. Государственный или муниципальный заказчик не является стороной договора поставки, но продолжает нести права и обязанности из государственного или муниципального контракта.

3.4. Зависимость собственно договора поставки товаров для государственных или муниципальных нужд от государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд выражается в следующих моментах:


а) договор поставки заключается на основании государственного или муниципального контракта (п. 1 ст. 525 ГК РФ) и только в случаях, если это предусмотрено государственным или муниципальным контрактом (ст. 529 ГК РФ);

б) покупателя по договору поставки определяет государственный или муниципальный заказчик (п. 1 ст. 529 ГК РФ);

в) цена товаров по договору поставки по общему правилу устанавливается в государственном или муниципальном контракте (ч. 1 ст. 532 ГК РФ).

3.5. При заключении договора поставки государственный или муниципальный заказчик продолжает нести важные обязанности перед поставщиком (исполнителем), гарантирующие принятие товаров от поставщика и (или) их оплату (п. п. 2, 3 ст. 530, ч. 2 ст. 532 ГК РФ). Кроме того, на государственном или муниципальном заказчике лежит обязанность по возмещению убытков поставщику или покупателю по договору поставки в случаях, предусмотренных ст. ст. 533, 534 ГК.

Другой комментарий к Ст. 525 Гражданского кодекса Российской Федерации

1. Основаниями поставки товаров для государственных нужд являются государственный контракт на поставку товаров для государственных нужд, а также заключаемый в соответствии с ним договор поставки товаров для государственных нужд. К таким нуждам относятся создание и поддержание государственного резерва, поддержание необходимого уровня обороноспособности страны, обеспечение экспортных поставок для выполнения международных обязательств, реализация федеральных и региональных целевых программ.

2. Помимо ст. 525 и ст. 506 — 523 ГК к договору поставки товаров для государственных нужд субсидиарно применяются в части, не противоречащей ГК, нормы Федеральных законов от 13 декабря 1994 г. «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» (СЗ РФ. 1994. N 34. Ст. 3540), от 29 декабря 1994 г. «О государственном материальном резерве» (СЗ РФ. 1995. N 1. Ст. 3), от 2 декабря 1994 г. «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд» (СЗ РФ. 1994. N 32. Ст. 3303) и принятого в соответствии с ним Постановления Правительства РФ от 13 марта 1995 г. N 241 «О мерах по реализации Федерального закона «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд» (СЗ РФ. 1995. N 12. Ст. 1055).

Статья 508 ГК РФ. Периоды поставки товаров

Новая редакция Ст. 508 ГК РФ

1. В случае, когда сторонами предусмотрена поставка товаров в течение срока действия договора поставки отдельными партиями и сроки поставки отдельных партий (периоды поставки) в нем не определены, то товары должны поставляться равномерными партиями помесячно, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов, существа обязательства или обычаев делового оборота.

2. Наряду с определением периодов поставки в договоре поставки может быть установлен график поставки товаров (декадный, суточный, часовой и т.п.).

3. Досрочная поставка товаров может производиться с согласия покупателя.

Товары, поставленные досрочно и принятые покупателем, засчитываются в счет количества товаров, подлежащих поставке в следующем периоде.

Комментарий к Ст. 508 ГК РФ

В случаях, когда моменты заключения и исполнения договора не совпадают, а сторонами не указан срок поставки товара и из договора не вытекает, что она должна осуществляться отдельными партиями, при разрешении споров необходимо исходить из того, что срок поставки определяется по правилам, установленным ст. 314 ГК (ст. 457). При разрешении споров, вытекающих из договора поставки, заключенного с условием его исполнения к строго определенному сроку (п. 2 ст. 457 ГК РФ), необходимо иметь в виду, что досрочная поставка товаров либо восполнение недопоставленного количества товаров в следующем периоде или периодах допускаются по данному обязательству лишь при наличии согласия покупателя. По договорам поставки товаров к определенному сроку уведомления покупателем поставщика об отказе принять просроченные товары не требуется. Если указанные товары покупателем приняты, обязательства поставщика считаются исполненными с нарушением установленного срока (Постановление Пленума ВАС РФ от 22.10.1997 N 18).

Другой комментарий к Ст. 508 Гражданского кодекса Российской Федерации

1. Срок поставки представляет собой согласованный сторонами и предусмотренный в договоре временной период, в течение которого поставщик обязан передать товар покупателю. Когда договором определена поставка частями, то срок поставки делится на временные отрезки, называемые периодами поставки. Если в договоре периоды поставки не определены, то следует исходить из того, что периодом поставки по общему правилу будет считаться один месяц и товары должны поставляться равномерными партиями.

Срок поставки товара может быть связан не только с временными датами, но и с определенными действиями покупателя (предварительной оплатой, получением аванса и т.д.).

2. Когда договором определена поставка частями, то обычно составляется график поставки, в котором указываются декада, дата, а иногда и час поставки, а также количество товаров каждой поставляемой партии.

Видео (кликните для воспроизведения).

3. Возможность досрочной поставки должна быть предусмотрена в тексте договора. Если такое условие не оговаривалось в договоре, то досрочная поставка возможна только с согласия покупателя. Это обусловлено тем, что покупатель может не располагать техническими возможностями для досрочного приема товара. Продукция, поставленная досрочно и принятая покупателем, засчитывается как поставка следующего по графику периода. Досрочная поставка предполагает досрочную оплату поставленной продукции.

Договор поставки определение гк рф
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here